Учитель: Сизова А.В.
 Класс: 7
 Дата: 30.10.2014
 Образовательная область: филология.
 Предмет: коми язык.  
 Тема. Александр Мишарин. Ар (Осень).
 Тип урока: урок открытия нового знания.
 Цель: формирование умения воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне лирическое произведение А.Мишарина «Ар».
 Задачи:
 Предметный результат: совершенствовать аналитические навыки и навыки выразительного чтения лирического произведения;
 ПУУД: развить умения строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения;
  РУУД: формировать умение планировать свою работу, осуществлять познавательную рефлексию;
 КУУД: продолжить формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;
 ЛУУД: воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас.
 методические:
 Показать использование на уроке технологию педмастерских, коммуникативных технологий, технологию оценивания.
 методы и приемы:
 Методы зрительного и слухового восприятия информации.  
 принципы обучения:
 Взаимосвязь изучаемого материала и личного опыта учащихся.
 Системный подход к изучению материала.
 Дидактическое пространство:
 - общее: компьютер, мультимедийный проектор, экран;
 -частное: карандаши, краски, цветная бумага, клей, ножницы, тетради, материал для рефлексии, карточки, листы контроля, индивидуальные листы, листы для творческой работы.
 План урока:
 1.Мотивация к учебной деятельности.
 2.Актуализация и пробное учебное действие.
 3.Этап выявления места и причины затруднений.
 4.Этап целепологания и построения проекта выхода из затруднения.
 5.Этап реализации построенного проекта.
 6.Этап первичного закрепления во внешней речи.
 7.Самостоятельное выполнение практических заданий, проверка.
 8.Этап включения в систему знаний и повторения.
 9.Рефлексия.
 Ход урока.
 1.Мотивация к учебной деятельности. (Индуктор)
 Побуждающий диалог.
 - Закройте глаза и послушайте музыку П.И.Чайковского, представьте себе, какого цвета грусть (учащиеся называют, какого цвета может быть грусть).
 2.Актуализация знаний (малое афиширование).
 1. Работа по музыкальному произведению П.И.Чайковского.
 - Прослушав музыку, какие чувства, ощущения, ассоциации, мысли, возникли у вас? Напишите на индивидуальных листках (грусть, прощание с тёплым летом, летними каникулами, встречами и т.д.).
 Ребята после заполнения индивидуальных листков свои мнения обсуждают в группах и записывают на общий лист. После обсуждения каждая группа вслух зачитывает свои наработки. (После прослушивания групп учитель подготавливает к восприятию следующей информации).
 3. Постановка проблемы. Введение в тему (самоконструкция).
 Итак, музыкальный образ осени разобрали. Обратимся к поэзии – это музыка души. Александр Мишарин поможет нам увидеть невидимое и услышать неслыханное, но вначале послушаем стихотворение В.В.Тимина в исполнении самого автора.
 Композитор восприятие окружающего мира передаёт при помощи музыки, а как передаёт поэт? Как это ему удаётся? Какие средства может он использовать? С какой целью мы это будем делать? Какую работу должны выполнить и к чему прийти к концу урока?
 (Ученики работают в своих индивидуальных листах, затем обсуждают в группах. Все ответы должны идти последовательно).
 (Поэты восприятие окружающего мира передают с помощью слова, при помощи разных изобразительных средств; наша цель-научиться выразительно читать стихотворение, с душой.
 Составляют план:
 1. Цветовой фон стихотворения.
 2. Звуковой фон стихотворения.
 3.Категория времени в стихотворении.
 4. Категория пространства.
 4. Открытие нового знания. Поиск решения (социоконструкция).
 Для того чтоб достичь цели, мы будем работать в группах по плану. Учащиеся выполняют групповую творческую работу.
 1группа. Напишите, какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно слова формируют эти чувства? (őтнас, муртса кывмőн, шőпкő шога).
 2. Сколько и какие картины можно нарисовать? Выпишите цветовые оттенки и нанесите на лист бумаги. Ответьте, почему автор именно эти цвета использовал в стихотворении? (паськыд еджыд вőня; листья падают с берёзы, поэтому белый пояс, ствол, у неё широкий; веж му – ранняя осень).
 2 группа. Текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:
 1.Выпишите слова с часто повторяющимися согласными буквами. (Поэт использует аллитерацию. В словах кышакылő, шőпкő, шебралő повторяется твёрдый шипящий звук «ш», который передаёт звук шуршащего листа).
 2.Проанализируйте состав гласных звуков.
 (Ассонанс. В стихотворении доминирует звук [ő]. В словах őтнас, вőрын, лőня, усьő, шőпкő мыйкő, шебралő мусő придаёт тексту минорное настроение.
 3.Каким художественным средством пользуется автор? Почему? (олицетворением - кыдз пу кышакылő; корйыс шőпкő шога; природа живая, живёт своей жизнью; синонимом- кышакылő лőня - шőпкő).
 Учащиеся 2 группы проводят физминутку, изображая лиственное дерево (быдмő, кор бергалő, усьő, шőпкő).
 3 группа. Композиционно стихотворение состоит из двух строф. 1.Проанализируйте обе строфы стихотворения со стороны синтаксиса. (Предложения двусоставные. В первой строфе берёза шуршит листьями чуть слышно, тихо; во второй строфе лист падает кружась и печально что-то шепча.)
 2.В какой форме употребляются глаголы? (глаголы единственного числа, 3 лица, настоящего времени. Поэт изображает процесс, когда и берёза, и лист готовятся к зиме, к покою).
 5. Этап реализации построенного проекта (афиширование).
 Каждая группа представляет свою работу.
 6. Самостоятельное выполнение практических заданий. (Проект мастера)
 Учитель представляет свою работу: «Я хочу представить вам свой проект, своё видение стихотворения…».
 1.Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
 1группа готовится к выразительному чтению стихотворения;
 2группа иллюстрирует стихотворение и готовится рассказать по рисунку;
 3группа составляет рассказ «О чём шепчутся падающие листья?»
 Самооценка (этап мягкой коррекции).
 -Чему вы научились выполняя данное задание? Как справились?
 Сравниваются проекты учащихся, учителя и поэта-чтеца. Учащиеся осознают неполноту или несоответствие старого знания новому.
 7. Этап включения в систему знаний и повторения.
 1. Обобщение знаний о стихотворении.
 - Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его отношении к природе?
 8. Рефлексия.
 - Удалось ли нам осуществить цель, которую поставили в начале урока?
 - Закончите предложение: «Я знал…, Я узнал…, Я научился…».
 9. Домашнее задание. Найдите стихотворение В.Т.Чисталёва об осени, подготовьте для выразительного чтения. Где можно найти стихотворения В.Т.Чисталёва? (ответы)
 Литература:
 1.science.runetstar.net›…технология-педмастерской…
 2.План анализа стихотворения !
 vpartere.ru›pomoshh-uchenikam…yazyk/plan-analiza…