kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Анализ рассказа Б.П.Екимова «Ночь исцеления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок позволяет правильно воспитать подрастающее поколение. Его можно использовать для подготовки к олимпиадам, так как он содержит комплексный анализ произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Анализ рассказа Б.П.Екимова «Ночь исцеления»»



Разработка открытого урока

по теме «Анализ рассказа Б.П.Екимова «Ночь исцеления»

учителя русского языка и литературы МБОУ «Янгличская СОШ имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова» Канашского района Чувашской Республики

Васильевой Людмилы Германовны.

Данные: 51 год, gematit_1972@mail.ru, 89677920077.









































Тема урока: «Анализ рассказа Б.П.Екимова «Ночь исцеления».

Цели: 1) знакомство с рассказом Б.П.Екимова «Ночь исцеления»;

2) формирование навыков анализа прозаического произведения;

3) развитие чувства уважительного отношения к старым людям и трагическому периоду времен ВОв.

Оборудование: презентация урока, компьютер, экран, текст рассказа.

Ход урока.

  1. Изучение новой темы.

1.Слово учителя.

Добрый день, дорогие мои ученики. Сегодня мы познакомимся с очень душевным рассказом, который написал Борис Петрович Екимов. Кто же это замечательный человек? Борис Петрович Екимов - русский прозаик и публицист, почётный гражданин города Калач-на-Дону, лауреат Государственной премии РФ (1997). Родился он 19 ноября в 1938 году в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Отслужил в армии. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более двухсот произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть/рассказ «Пастушья звезда».

Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края».

Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» говорил: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет».

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в «Президентскую историческую библиотеку» — серию выдающихся произведений российских авторов.

Сегодня мы познакомимся с его рассказом «Тревожная ночь» и постараемся понять, что хотел сказать автор своим читателям, написав этот рассказ.

2. Чтение рассказа по методу четверного дневника.

Вопрос

Ответ

Пример в доказательство

Средства художественной выразительности.

1.Что мы узнали о бабе Дуне в начале рассказа?

У бабы Дуни есть сын, дочь, внук, которые обосновались в городе.

«Сын и дочь свили гнездо в городе…»

Свили гнездо - метафора

2. Почему баба Дуня жила одна, почему она, будучи старой женщиной, не уехала жить к своим детям?

По ночам она кричала, поэтому не хотела мешать родным.

«… с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»

Свили гнездо -фразеологизм

3.Кто из родственников главной героины приехал к ней погостить и чем он там занимался?

Внук Гриша приехал погостить, порыбачить и собрать грибы и встречаться с друзьями.

«Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами..»

Зимой и летом - антитеза

4.Почему Гриша не уехал несмотря даже на то, что бабушка не давала ему спать, крича во сне?

Он жалел бабушку и хотел ей помочь.

«Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком.» «По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой… Но как помочь?»

Жизни чужой - инверсия

5. Почему бабушка по ночам во сне кричала?

Она вспоминала страшные годы войны, когда было голодно, холодно и страшно.

«А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова.»

«– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.

– Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.»

«– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать».

Снова и снова – лексический повтор

6. Как Гриша решил помочь бабушке избавиться от ужасных воспоминаний войны?

Он решил не спать по ночам, чтобы успокоить поддержкой бабушку.

«– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.

Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.

– Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…»

«– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.

Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.

– Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.

– Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.

Гриша понял, что надо брать документ.

– Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.

– Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.

– Все сходится. Проходите.

– Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

– Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула.»

Карточки… - умолчание

7. Как проявляется настойчивость внука бабы Дуни в достижении благих целей?

Он решил каждую ночь до самого излечения бабушки оставаться с ней, чтобы она избавилась от тревожных снов.

«Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.»

Обожгло ясной мыслью – метафора и эпитет



3.Комплексный анализ текста.

Заполнение таблицы с использованием информации из интернета.

1

Какова история создания рассказа?

Бориса Петровича всегда волновало то, как старые люди воспринимали действительность, поэтому он описал свои мысли в произведении под названием «Ночь исцеления», которое является одним из лучших в его творчестве. Рассказ был написан в 1986 году.

2

В каком жанре и направлении написано произведение?

Рассказ, реализм.

3

Какие темы освещает Екимов в рассказе?

Темы войны, взаимоотношений старших и младших поколений, благородство поступков, жертвенность.

4

Какие идеи автора вы увидели в данном рассказе?

Произведение является демонстрацией того, как старые люди переживают за своих детей и внуков, но некоторые из них не ценят своих родителей. И это весьма страшная ситуация. Борис Екимов призывает оказывать старикам помощь, не проходить мимо тех, кто в ней нуждается.

5

Над какими проблемами заставляет задуматься Екимов?

Отношения старших и младших поколений, одиночество, равнодушие к близким, благородство поступков, взросление, жертвенность, память о войне – это ряд проблем рассказа, обозначенные писателем.

6

Какова композиция этого рассказа?

Линейная

7

Каков хронотоп (художественное время и художественное место) в этом рассказе?

Показывается современность, переплетенная с временами ВОв, которые снятся главной героине во сне. Действие происходит в основном в доме главной героини.

8

Каковы по характеру главные герои?

Баба Дуня – женщина, которое переживает за своих детей, которые равнодушны к ее проблеме. Она не может забыть войну, последствия которой ей и снятся, из-за чего она кричит по ночам.

Внук бабы Дуни Григорий – человек, любящий бабушку, переживающий за нее.

Дети Дуни – люди, которые не ценят свою мать.

9

Литературные параллели

Повесть Б. Л. Васильева «Неопалимая купина» созвучна с рассказом Екимова «Ночь исцеления». Проблема нехватки уважения к старшим поднимается на страницах книги Васильева. Антонина Иванихина – женщина, чья жизнь никогда не была легкой. Героиня даже прошла войну. В какой-то момент она осталась совершенно одна: детей у нее не было, да и родных в живых не осталось. Однажды женщина знакомится с Зиночкой – студенткой пединститута, в котором когда-то училась сама Антонина. Героиня сильно полюбила девушку, заботилась о ней и даже прописала ту в своей комнате. Помощь студентке для Антонины стала важной задачей. Но представление героини о подруге и ее истинное лицо сильно отличались друг от друга, как выяснилось позже. Зиночка вышла замуж, не сообщив об этом названной матери, и привела избранника жить к ним в комнату. Супруг девушки даже хотел выселить Антонину из ее же комнаты, а Зина препятствовать этому не спешила. Очень печально, что для некоторых людей то, что делает для них старшее поколение, ничего не значит и стирается из памяти. Уважать старших нужно — если не за оказанное нам внимание и время, то хотя бы за ту боль, которую они перенесли за свою долгую жизнь ради нашего благополучного будущего.

10

Какого значение рассказа в художественной литературе?

Значение рассказа Екимова огромно, ибо в ней содержится важная мысль — необходимо быть чутким к проблемам других людей. Рассказ учит быть добрым, сострадательным, понимающим, внимательным к чужим бедам. Порой даже простой разговор или ласковое слово могут облегчить состояние человека.




  1. Домашняя работа: написать сочинение в 200 и более слов на тему «Чему я научился у внука бабы Дуни Гриши?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Анализ рассказа Б.П.Екимова «Ночь исцеления»

Автор: Васильева Людмила Германовна

Дата: 03.11.2023

Номер свидетельства: 639286


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства