НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К НОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ (из опыта работы методиста Забияки Е. А.)
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К НОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ (из опыта работы методиста Забияки Е. А.)
В статье раскрыта суть наставничества, его цели и задачи, формы и методы наставнической деятельности. Отмечены проблемы и сложности в адаптации молодого специалиста в новом педагогическом и ученическом коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К НОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ (из опыта работы методиста Забияки Е. А.)»
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К НОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
(из опыта работы методиста Забияки Е. А.)
Автор: Забияка Екатерина Анатольевна – методист ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж информационных технологий и предпринимательства», квалификационная категория «специалист высшей категории», педагогическое звание «преподаватель-методист». Опыт наставнической деятельности – 12 лет.
Аннотация. В статье раскрыта суть наставничества, его цели и задачи, формы и методы наставнической деятельности. Отмечены проблемы и сложности в адаптации молодого специалиста в новом педагогическом и ученическом коллективе.
Ключевые слова: наставничество, адаптация педагога, обмен опытом педагогической работы.
Актуальность проблемы. Современное образовательное учреждение нуждается в молодых и энергичных специалистах-профессионалах, которые психологически готовы и технологически способны к воплощению в жизнь педагогических задач на практике.
Адаптация молодого специалиста к профессиональной учебно-воспитательной среде учебного заведения является одним из важнейших направлений деятельности администрации образовательного учреждения.
Очень часто случается так, что молодой специалист не готов справиться со значительным объемом возлагаемых на педагога задач таких, как: составление планирующей документации по организации учебно-воспитательного процесса, разработкой конспектов урока и дидактического материала, организацией внеурочной деятельности и досуга обучающихся, работой над усовершенствованием материально-технической базы учебного кабинета, выполнением функций классного руководителя ученического коллектива, подготовкой и участием в конкурсах профнаправленности и технического творчества, подготовкой и проведением открытых мероприятий и т.д.
Особенно актуальной эта проблема становиться в образовательных организациях среднего профессионального образования, так как именно здесь в роли молодых специалистов могут выступать люди, не имеющие педагогического образования, пришедшие в систему среднего профессионального образования с производства.
Решить эти проблемы поможет наставничество – система работы, предполагающая обмен опытом между педагогом-профессионалом и начинающим молодым преподавателем.
Цель статьи. Целями данной статьи является:
- рассмотреть цели и задачи наставнической деятельности;
- обозначить проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог, начиная преподавательскую деятельность;
- определить эффективные методы работы наставника.
Адаптация молодого специалиста к вступлению в новую деятельность сопровождается значительным эмоциональным напряжением, требующим активизации всех внутренних ресурсов [1]. Найти решение этой задачи поможет создание действенной и гибкой системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, выработать у него стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с молодыми специалистами, не имеющими стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении. Опытный педагог-наставник может и должен оказать практическую и теоретическую поддержку молодому педагогу, поднять уровень его профессиональной компетентности.
Цели наставничества: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; тесное вовлечение в трудовой процесс и общественную жизнь с учетом его индивидуальных наклонностей; формирование кадрового ядра.
Задачи наставничества: ускорение процесса обучения основным навыкам профессии; развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи; адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном учреждении; привитие интереса к педагогической деятельности и закрепление педагога в учебном заведении.
Основная задача наставника – поддержать молодого специалиста в самореализации, активизировать личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Обязательным условием при назначении наставника администрацией образовательного учреждения должно быть то, что наставничество – это общественная нагрузка, основанная на принципах добровольности, и учитывать главное: педагог-наставник – это мудрый старший товарищ, обладающий высокими профессиональными качествами, пользующийся авторитетом в коллективе.
Поскольку наставничествоявляется обоюдным процессом, то основным условием действенности обучения наставником молодого специалиста профессиональным качествам является его готовность к трансляции своего опыта. Педагог-наставник должен разнообразно содействовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, подталкивать его к участию в коллективной жизни, вырабатывать у него социально значимые интересы, способствовать развитию общекультурного кругозора и своим примером демонстрировать это на практике [2].
Адаптация молодого специалистав профессиональной деятельности, должна постоянно сопровождаться и корректироваться, поэтому наставнику для качественного выполнения поставленных перед ним задач необходимо:
- провести анкетирование молодого специалиста на предмет определения уровня профессиональной компетенции;
- учитывая результаты анкетирования, разработать план работы наставника;
- составить график взаимопосещения уроков с целью обмена опытом и оказания, прежде всего, методической помощи;
- объяснить правила ведения документации в данном конкретном образовательном учреждении, требования и сроки выполнения задач;
- оказывать помощь в организации воспитательных мероприятий (возможно даже запланировать проведение совместных внеурочных мероприятий по сплочению ученического коллектива, например, Дня знакомства, Дней рождений, экскурсий и т.д.);
- отдельно следует остановиться на подготовке к конкурсам и олимпиадам, ведь именно по результатам участия в них оценивается уровень профессионализма преподавателя и формируется позитивный имидж педагога и, как следствие, всего образовательного учреждения.
Как показывает опыт наставнической деятельности, особенно эффективным является проведение совместных открытых мероприятий (бинарных уроков, заседаний кружков, внеурочной занятости обучающихся), организованные совместно наставником и его подопечным молодым специалистом. При подготовке к такого рода мероприятиям молодой специалист может увидеть все тонкости работы опытного профессионала на практике: научиться грамотному целеполаганию, планированию хронометража мероприятия, выбору тех или иных образовательных методик и технологий для усовершенствования учебно-воспитательного процесса, подготовке дидактического материала.
Выводы. Благодаря межличностной коммуникации и постоянному профессиональному диалогу происходит передача накопленного опыта от педагогов-наставников к молодым коллегам. Таким образом, при правильно организованной системе наставнической деятельности адаптация молодого специалиста, проходит быстро и без видимых трудностей.
По итогам организации наставнической деятельности:
- молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, полученные в высшем учебном заведении, повышает уровень профессиональной компетенции, учиться выстраивать конструктивные отношения в коллективе;
- педагог-наставник развивает свои деловые качества, передает опыт молодым коллегам, повышает уровень профессионализма в процессе взаимообучения;
- администрация образовательного учреждения повышает уровень культурной и профессиональной подготовки кадров, улучшает микроклимат в коллективе, решает проблему «текучки кадров» среди молодых педагогов.