Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт»
        | «Рассмотрено» на заседании МО Протокол № 1 от 27.08.2019 г. 
 | «Согласовано» Методист   _______О.Б.Ходулина 28.08.2019 г. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета   Протокол № 1 от  29.08.2019 г. 
 | «Утверждаю» И.о. директора _______ Т.Г.Пырх
 Приказ № 200 от 30.08.2019 г. | 
 
  
 
 
 
 
 
 Рабочая программа  
 по компоненту « Я и мои права»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Ступень обучения (возраст)  второй год обучения
 Количество часов 9
 Социальный педагог: Анникова Елена Николаевна
  
 
  
 
  
 
  Рабочая программа разработана на основе комплексной дополнительной образовательной программы «Путь к успеху» по социализации воспитанников ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт», утвержденной приказом директора учреждения от 07 апреля 2017 года № 83  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 г. Старый Оскол, 2019 г.
 1.Пояснительная записка .
  Рабочая программа по компоненту «Физическое здоровье и его укрепление» разработана на основе комплексной дополнительной образовательной программы «Путь к успеху» по социализации воспитанников ГБУ «Старооскольский центр развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности «Старт», утвержденной приказом директора учреждения от 07 апреля 2017 года № 83 и реализуется в рамках социально-педагогической направленности.
  Данная программа направлена на создание условий социального становления и самореализации выпускников,на решение проблем трудоустройства, предупреждение преступности, воспитание здорового образа жизни, повышение правовой грамотности,увеличение числа выпускников, трудоустроенных по полученной специальности.
  Программа в количестве 9 часов рассчитана на обучение всех выпускников, проживающих в социальной гостинице.
  Успешному освоению программы способствуют различные формы и методы работы: дискуссии, беседы, встречи со специалистами социальных учреждений, тестирование, практические занятия, просмотр фильмов и видеороликов.
  Цель- формирование у выпускников необходимых правовых, социально-экономических,социокультурных, психолого-педагогических, правовых и иных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе .
  Задачи: - установить с выпускниками эмоционально- смысловые связи, направленные на повышение уровня гражданско-правовой грамотности и адаптации в обществе
  - формировать адекватное понимание выпускниками перспектив профессионального и личностного роста.
  Формы занятий: лекции, занятие - взаимообучение, деловая игра, тестирование, занятие-соревнование, занятие – диалог, диспут, аукцион знаний, круглый стол, практическое занятие.
  По окончанию изучения компонента «Я и мои права» первого года обучения выпускник должен:
  - знать основные права и обязанности граждан РФ;
  - знать о назначении основных документов;
  - уметь получать, менять, восстанавливать при необходимости документы.
 
 
  Промежуточная аттестация проводится один раз в год в конце учебного года в форме творческих и самостоятельных работ репродуктивного характера, срезовых работ, вопросников, тестирования. Результаты промежуточной аттестации оформляются протоколом.
  Организация и содержание предполагаемой рабочей программы обеспечивает условия для гибкого ее использования, реализации и практической направленности воспитания.
  
 
 
 2. Содержание изучаемого курса
          | № п/п | Название темы | Задачи | КМО | Количество часов 
 | 
  | теория | Прак тика | 
  | 1-3 | Роль государственных учреждений в решении жизненных проблем выпускников | Формировать правовую грамотность, активную гражданскую позицию; развивать умение самостоятельно читать документы, квалифицировать основные права и обязанности граждан. | Памятка по теме занятия Презентация «Права и обязанности граждан» | 
 
 
 
 2 
 
 | 
 
 
 
 1 | 
  | 4-6. | Изучение отдельных статей гражданского , трудового, уголовного, семейного кодексов РФ | Формировать представление об устройстве, порядке формирования и назначение органов законодательной власти, процедуре принятия законов в нашем государстве. | Видеоролик по теме занятия. Уголовный и администра-тивный кодексы РФ. Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ | 
 
 
 
 
 3 | 
 | 
  | 7-8. | Жилищный кодекс РФ. Что надо знать о получении жилья. | Формировать правовую грамотность в сфере жилья. | Презентация по теме занятия. Жилищный кодекс РФ Памятка. | 
 
 
 2 | 
 
 
 
 | 
  | 9. | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | Проверка уровня знаний, умений и навыков | Тесты, анкеты | 1 | 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3. Календарно - тематический план.
        | № п/п | Название темы | Форма проведения | Количество часов | Дата проведения | 
  | 1. | Судебные органы РФ | Анкетирование Беседа   
 
 | 1 | 20.09.2019 | 
  | 2. | Права и обязанности гражданина РФ | Презентация 
 | 1 | 29.10.2019 | 
  | 3. | Жилищные права и обязанности квартиросъемщика. | Тематическая дискуссия | 1 | 06.11.2019 | 
  | 4. | Судебные органы РФ | Круглый стол 
 
 | 1 | 27.12.2019 | 
  | 5. | Уголовный, семейный и трудовой кодексы | Просмотр фильма Дискуссия | 1 | 24.01.2020 | 
  | 6. | Паспорт гражданина РФ . | Семинар | 1 | 25.02.2020 | 
  | 7. | Права и обязанности квартиросъемщика | Проблемная лекция | 1 | 02.03.2020 | 
  | 8. | Специализированный жилищный фонд | Пресс-конференция | 1 | 23.04.2020 | 
  | 9. 
 | Итоговое занятие. | Тестирование. Анкетирование. | 1 | 11.05.2020 | 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 4. Список рекомендуемой литературы
 
 
 
 1. « Программа подготовки выпускников детского дома к самостоятельной жизни», доктор психологических наук, Семья Галина Владимировна.
 2. Гурьева О.Т., Галушина Э.Б., Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни: метод. пособие. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012. – 61с.
 3. Программа по организации работы постинтернатной службы сопровождения выпускников «Ты не одинок» г. Казань/ Составители: А.А. Степанова, Ю.Н. Корчагина, О.Л. Иванова – г. Казань, 2010г.
 4. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Мурманской области (из опыта работы): Учебно-методическое пособие/ под ред. Л.М. Бобровой, Т.Д. Тегалевой, Е.Н. Шовиной. – Мурманск, 2007г. – 118 стр.
 5. Указ Президента России Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы от 1 июня 2012 года, Москва, Кремль.
 6. Марганов А.Г., Валеева Р.А., Особенности развития социально-правовой компетентности воспитанников детского дома, стр.91, образование и саморазвитие Научный журнал № 6(22) 2010 г., г. Казань.