Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
 Щенниковская основная общеобразовательная школа
 
 
 «Обобщение опыта работы по подготовке учащихся к ГИА по математике»
 
 
  учителя математики Бобыкиной Г.Н.  
 
 
  
 
 
 
  ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать
 каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и
 компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ГИА
 необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя
 системные знания и навыки.
 Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой
 специфики ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики
 подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно
 отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях
 дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и
 масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо
 знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет
 большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ГИА.
 Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще
 раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный
 вариант ответа среди четырех предложенных.
 Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний,
 навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
 В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие
 составляющие:  
 -информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене,
 информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
 -предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету,
 умение решать тестовые задания);
 -психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя
 настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные
 действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных
 действий в ситуации сдачи экзамена).
 Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к
  ГИА являются следующие:
 -организация информационной работы по подготовки учащихся к ГИА;
 -мониторинг качества;
 -психологическая подготовка к ГИА.
 ГИА – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор
 своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации,
 продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.
 Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение и
 освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику
 успешную сдачу экзамена.
 В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА.
 Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая
 принцип от простых типовых заданий к сложным.
 Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал
 в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих
 занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
 Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются
 тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к
 экзаменам.
 Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только
 выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
 Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с
 ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время
 сколько заданий они успевают решить.
 Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по
 времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему
 назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль
 результатов.
 Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования,
 критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
 Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро
 решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить
 свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти
 настолько, насколько он способен.
 
 
 Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА.
 Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА
 способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой
 форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество
 администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.
 В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по
 подготовке к ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с
 педагогами, с учащимися, с родителями.
 Содержание информационной работы с педагогами.
 1) Информирование учителей на производственных совещаниях:
 - нормативно-правовыми документами по ГИА;
 - о ходе подготовки к ГИА в школе
 2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих
 вопросов:
 - проведение пробных ГИА, обсуждение результатов пробных ГИА;
 - творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА;
 - выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки
 учащихся к ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
 - психологические особенности 9-классников.
 3) Педагогический совет "ГИА – методические подходы к подготовке учащихся".
 4) Направление учителей на районные семинары и курсы по вопросам ГИА.
 Содержание информационной работы с учащимися.
 1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
 - правила поведения на экзамене;
 - правила заполнения бланков;
 - расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам
 Интернет).
 2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила
 заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
 3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
 4) Пробные внутришкольные ГИА по различным предметам.
 Содержание информационной работы с родителями учащихся.
 1) Родительские собрания:
 - информирование родителей о процедуре ГИА, особенностях подготовки к
 тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
 - информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;
 - пункт проведения экзамена, вопросы проведения ГИА.
 2) Индивидуальное консультирование родителей.
  Мониторинг качества образования.
 Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к  
 ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут
 сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг – отслеживание, диагностика,
 прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку
 события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества
 образования – "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система
 по отношению к качеству образования.
 Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать
 следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми
 учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по
 самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ГИА. Учитель
 анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные
 совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность
 прогнозирования оценок на выпускном ГИА.
  Психологическая подготовка к ГИА.
 Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка
 стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам
 саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
 Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся
 разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники,
 анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по
 предложенной тематике. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие
 вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-
 психического напряжения, как противостоять стрессу.
 Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или
 выборочно.
  Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к  
 ГИА по математике.
 В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления.
 Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или
 отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий
 и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные
 упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за
 ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание
 устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и
 геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над
 числами и величинами.
 Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании
 вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии
 личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее
 изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне
 автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а
 должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный
 характер.
 Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в
 начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных
 навыков. В связи с введением обязательного ГИА по математике возникает
 необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи
 базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и
 вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и
 таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем
 обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно
 не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень)
 преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого
 навыка до автоматизма.
 Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований,
 решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке
 необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,
 предусмотренных программой каждого класса.
 Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют
 осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь,
 внимание, быстрота реакции.
 Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:
 1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых
 для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения
 учителя;
 2) контроль состояния знаний учащихся;
 3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
 Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать
 усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки
 устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное
 соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно:
 вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
 Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные
 числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть
 совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до
 автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам:
 7 класс:
 1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
 2) Формулы сокращенного умножения.
 3) Решение простейших линейных уравнений.
 4) Действия со степенью.
 5) График линейной функции.
 8 класс:
 1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
 2) Решение простейших линейных неравенств.
 3) Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета и частных случаев.
 4) Решение квадратных уравнений рациональными способами.
 5) Арифметический квадратный корень и его свойства.
 9 класс:
 1) Решение неравенств 2 степени.
 2) Преобразование графиков функций.
 3) Формулы приведения.
 4) Тригонометрические формулы.
 5) Значения тригонометрических функций.
 
 
 Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному
 повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на
 выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой
 степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования
 иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда
 самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей
 умножения”) для решения более сложных задач.
 Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА.
 По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного
 материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала,
 если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
 Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
 использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных
 моделей содержания;
 деятельности учителя, управляющего этими средствами;
 повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными
 свойствами компьютера.
 Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в
 следующих вариантах:
 использование диагностических и контролирующих материалов;
 выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
 использование компьютера для вычислений, построения графиков;
 создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”
 Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно
 важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с
 использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
 графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические
 математические построения;
 возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными
 объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее
 полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
 Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении
 нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он
 выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
 сотрудничающего коллектива.
 Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с
 компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется
 принцип успешности
 (компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую
 помощь).
 При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются
 возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития
 мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной
 деятельности. Здесь решается задача – закладываются основы рационального и
 эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового
 информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики
 способствует:
 – стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
 – повышению мотивации учащихся;
 – развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
 – развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет
 формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
 – осуществлению дифференцированного подхода;
 – формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
 – развитию вычислительных навыков учащихся;
 – формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
 – реализации межпредметных связей;
 – включению у учащихся всех каналов восприятия информации.
 Применение информационных технологий помогают:
 создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
 развить познавательный интерес к предмету;
 первично закрепить знания учащихся;
 проверить прочность усвоения знаний.
 Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача
 материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При
 изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал
 разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует
 текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект
 урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и
 домашнего задания.
 Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на
 помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
 А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
 Б) энциклопедические ресурсы:
 http: // www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
 http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
 http: // www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».
 На уроках закрепления знаний хорошо применять программы – тренажеры для
 отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на
 помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и
 Мефодий» , «Математика – семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6
 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно
 найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим
 учебникам.
  Роль математических олимпиад при подготовке кГИА.
 Цель математической олимпиады:
 дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и
 интеллектуальные способности; развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;
 привлечь внимание детей к математике; создать для одаренных детей атмосферу радости
 и праздника.
 Основные принципы разработки заданий олимпиады.
 Международная олимпиада по основам наук включает в себя 25 различных заданий, 5
 заданий по 2 балла, 5 заданий по 3 балла, 15 заданий по 5 баллов.
 Задания олимпиады подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало
 базовых школьных знаний соответствующего уровня. В то же время большинство заданий
 для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. В каждом
 варианте даются легкие задачи, с которыми могут справиться большинство участников.
 Также даются задачи, с которыми заведомо могут справиться единицы. В целом задания
 подбираются максимально разнообразно, так, чтобы охватить различные разделы
 математики. Общий объем варианта подбирается так, чтобы только наиболее
 подготовленные дети могли решить все задания.
 Задания по математике, в основном, подбираются по следующим направлениям:
 1. числовые ряды, закономерности, ребусы;
 2. «текстовые» задачи (классические арифметические задачи);
 3. логика (в том числе алгоритмизация);
 4. геометрия (задачи на наглядно-образное мышление: «разрезалки», «складывалки»,
 развертки и т.д.);
 5. комбинаторика (задачи на перебор вариантов);
 6. творческое задание.
  Заключение.
 Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной
 возможности, чтобы сделать ее более доступной.
 Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в
 современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически
 грамотным человеком.
 Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
 распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут
 быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики;
 решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать
 использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом
 поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты
 решения поставленной проблемы.__