Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа  
  села Староселье Унечского района Брянской области
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  курса дополнительного образования
  «Музееведение».
  на 2022-2023учебный год
  
 
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Учитель: Зимакова Т.Н.- учитель ОБЖ 1 квалификационная категория
  Класс: 5-9
  Год составления: 2022
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Пояснительная записка.
 
 
  Программа кружка «Музееведение» входит в раздел военно – патриотической работы дополнительного образования школы.  
  Программа составлена в соответствии с :
   Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г № 1577
 
«О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г  
 № 1879 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г №40937)
   Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в урочной и внеурочной деятельности, а также в системе дополнительного образования МОУ-СОШ с.Староселье, утверждённое приказом №45/О от 29.06.2017г.
   Положения районных конкурсов
 
 
 
 Структура рабочей программы
   Пояснительная записка.
   Учебно – тематический план.
  Содержание изучаемого курса.
  Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
   Список литературы.
 
 
  
 
  
 
  Актуальность программы.
  Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.
 
 
 
        Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
 
 
 
        Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
 
 
 
        В «Национальной государственной концепции образования в России» четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментов нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений. Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. Она становится существенным фактором национальной безопасности».
 
 
 
        Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.  
 
 
 
        Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.  
 
 
 
        Милосердие и доброта... В последнее время все чаще стали обращаться к этим словам. Важно организовать работу в музее так, чтобы это были не только разовые акции и праздники, а постоянное общение школьников с теми, кто нуждается в их заботе и внимании.
 Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю. А ведь наша Брянщина - край, богатый своей историей, своими людьми.
 
 
 
        Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.
 
 
 
  
 
  
  Цель, задачи программы.  
        Цели: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.
        Задачи:
    развитие интереса к историческому прошлому родного края;  
  развитие   интереса  к   поиску,   исследованиям,   научно-познавательной деятельности;  
  развитие творческих способностей учащихся;  
  воспитание     бережного     отношения     к     плодам     труда,     опыту предшествующих поколений;  
  сохранение исторического наследия и исторической памяти;  
  сохранение лучших традиций школы, района, города;  
  развитие деятельности учащихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;  
  пополнение    и    обновление    музея    материалами,    связанными    с историческими   событиями,   жизнью   и   бытом   людей,   старинными обрядами, обычаями, праздниками;  
  организация  проведения  конкурсов,   викторин,  олимпиад,  походов  и экскурсий;  
  укрепление сотрудничества с музеями, архивами, библиотеками, учреждениями дополнительного образования, фольклорными коллективами;  
  привлечение к работе родителей учащихся, общественности.  
 
 
 
  
 
 
 
 
 Методы получения знаний.
 Словесные, Наглядные, Практические   
 Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
 Репродуктивные, Объяснительно – иллюстративные, Проблемно-поисковые.
 Программа рассчитана на учащихся 5–9 классов.
 Срок реализации программы: 1 год.
 Формы организации:  групповая, индивидуальная.
  Планируемые результаты.
        Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
    постоянное  развитие  музея,   увеличение  количества  его  экспонатов, появление новых экспозиций;  
  положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;  
  стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;  
  пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;  
  создание условий для самовыражения и самореализации школьников;  
  переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;  
  развитие данной программы в будущем, поскольку объектов для изучения в области и стране более чем достаточно;  
  активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;  
  учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;  
  музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;  
  руководитель   музея,    учителя,    классные   руководители,    психологи отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;  
  музей становится центром воспитательной работы в школе.  
 
 Программа кружка включает в себя 4 раздела:
    Раздел1: Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
   Раздел 2: Поисковая научно-исследовательская работа
  Раздел 3: Экскурсионно-просветительская работа
  Раздел 4: Творческая работа
 
 
 
    Учебно- тематический план.
 
 
 
 
        | № п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них | 
  | теоретическая работа | практика   | 
  | 
 | Раздел1: Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом | 8 часов | 1 | 4 | 
  | 1 | Инвентаризация имеющихся музейных предметов. | 
 | 1 | 
 | 
  | 2 | Систематизация музейных предметов по разделам и по темам. | 
 | 1 | 
 | 
  | 3 | Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями | 
 | 
 | 4 | 
  | 4 | Составление картотеки музейных предметов. | 
 | 1 | 
 | 
  | 5 | Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение | 
 | 1 | 
 | 
  | 
 | Раздел 2: Поисковая научно-исследовательская работа | 12часов | 
 | 
 | 
  | 1 | Сбор материалов по истории В. О.в и родного края. | 
 | 
 | 4 | 
  | 2 | Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея | 
 | 3 | 
 | 
  | 3 | Поиск адресов и сбор информации о воинах захороненных в братких могилах на ст. Жудилово,д. Пучковка, д. Подзоричи.д. Дегтяново. | 
 | 
 | 5 | 
  | 
 | Раздел 3: Экскурсионно-просветительская работа | 9 часов | 
 | 
 | 
  | 1 | Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей. | 
 | 
 | 2 | 
  | 2 | . Проведение экскурсий, бесед, музейных уроков | 
 | 
 | 4 | 
  | 3 | . Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, краеведами, поэтами, художниками, другими интересными людьми. | 
 | 3 | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | 
 |  Раздел 4: Творческая работа | 6 часов | 
 | 
 | 
  | 1 | Подготовка конкурсов рисунков , посвященных Победе в В.О.В. Участие в поисковых проектах 
 | 
 | 3 | 
 | 
  | 2 | Проведение конкурсов чтецов, исполнителей военной песни | 
 | 
 | 3 | 
  | 
 | 
 | 35 часов | 14 | 21 |