Сценарий торжественного открытия Недели естественно-математических наук «Научное наследие М.В. Ломоносова» (5-9 класс)
Сценарий торжественного открытия Недели естественно-математических наук «Научное наследие М.В. Ломоносова» (5-9 класс)
Методическая разработка представляет собой готовый сценарий для проведения яркого и познавательного открытия тематической недели. Материал посвящён жизни и открытиям великого русского учёного М.В. Ломоносова.
Детальный текстовый сценарий с ролями для ведущих и чтецов.
Ключевые особенности:
Соответствует ФГОС: направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Готов к использованию: Не требует доработки. Указаны номера слайдов, реплики, роли для учащихся 5-9 классов.
Воспитательный потенциал: Воспитывает уважение к науке, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению предметов естественно-математического цикла.
Межпредметность: Интегрирует знания по истории, химии, физике, астрономии и литературе.
Целевая аудитория: Учителя-предметники, организаторы внеклассной работы, классные руководители.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий торжественного открытия Недели естественно-математических наук «Научное наследие М.В. Ломоносова» (5-9 класс)»
Сценарий открытия недели
недели естественно-математических наук
2025-2026 учебный год
Тема: Научное наследие М.В. Ломоносова.
Девиз: Ученье — путь ко всем вершинам!
Цель мероприятия:
Создать условия для формирования познавательного интереса учащихся к естественно-математическим дисциплинам через знакомство с научным наследием великих учёных, развитие исследовательской активности и творческого мышления.
Задачи мероприятия:
Расширить представления обучающихся о вкладе российских и мировых учёных в развитие науки.
Воспитывать уважение к труду исследователей, интерес к открытиям и научным достижениям.
Развивать познавательную инициативу, способность работать с информацией и представлять результаты исследований.
Создать атмосферу сотрудничества между учителями и учащимися в процессе проведения недели естественно-математических наук.
Повысить мотивацию школьников к изучению предметов естественно-математического цикла через участие в творческих и исследовательских мероприятиях.
Место проведения: актовый зал
Участники:
• Ведущие 1, 2 (9 класс)
• Ведущие 3, 4 (6 класс)
• Группа чтецов (5–7 классы)
• Зрители — учащиеся 5–9 классов
Ход мероприятия
Часть 1. Вступление. Торжественное открытие.
Слайд 1.
Слайд 2.
Ведущий 1 Добрый день, дорогие друзья, учителя и гости!
Мы начинаем открытие недели естественно-математических наук, которая в этом году посвящена великому гению, ученому-энциклопедисту, основателю отечественной науки – Михаилу Васильевичу Ломоносову!
Слайд 3.
Ведущая 2 Гений Ломоносова по праву сравним с величайшими умами человечества — Леонардо да Винчи, Исааком Ньютоном, Галилеем и Вольфгангом Амадеем Моцартом. Как и они, Ломоносов стал символом неутомимого стремления к знаниям, творческой силы и веры в безграничные возможности человеческого разума.
Слайд 4.
Ведущая 3 Тема нашей недели: «Научное наследие М.В. Ломоносова». И мы призываем вас следовать нашему девизу: «Ученье — путь ко всем вершинам!»
Слайд 5.
Сегодня мы совершим путешествие в прошлое — туда, где родился и вырос будущий гений. Мы пройдём по вехам его жизни.
Ведущий 4 От сурового северного детства до академических высот,
вспомним годы учёбы, открытия, научные труды и великие дела. Каждая дата — это шаг к вершине, каждый труд — вклад в развитие науки и просвещения.
*******
Часть 2. Начало Пути: Поморский Сын
Слайд 6.
Ведущий 1 Мы открываем первую страницу биографии гения: «Начало Пути: Поморский Сын»!
Ведущая 2 Взглянем в прошлое, чтобы увидеть, как всё начиналось!
Слайд 7.
1 ученик Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии; его отец был черносошным крестьянином-помором и занимался рыбным промыслом.
Слайд 8.
2 ученик С 10-летнего возраста юный Михайло уже выходил с отцом в море, где тяжелый труд закалял его, но главной страстью было стремление к знаниям, которое росло с каждым годом.
Слайд 9.
3 ученик Несмотря на то, что мать его умерла рано, он научился грамоте и с упоением читал книги, но понимал, что для учености необходим латинский язык, который в его деревне не преподавали.
Слайд 10. (запустить видео)
1 ученик Поэтому в декабре 1730 года, в 19 лет, Ломоносов решился на отчаянный шаг: он тайно сбежал из дома от нежеланной женитьбы и отправился в Москву.
Слайд 11.
2 ученик Ради своей мечты учиться, он пешком преодолел полторы тысячи километров, прихватив с собой в дорогу только две книги — «Арифметика» и «Грамматика».
Слайд 12.
3 ученик Путешествие заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. Здесь он, выдав себя за дворянского сына из Холмогор, прошёл вступительные испытания в Славяно-греко-латинскую академию.
*******
Часть 3. Ступени Знаний: Путь к Академии
Слайд 13.
Ведущий 1 Начинается новая страница в жизни поморского крестьянина: он в Москве! В Славяно-греко-латинской академии всего за несколько лет Ломоносов добился огромных успехов, превзойдя многих своих однокашников.
Слайд 14.
Ведущий 2Учеба давалась ему легко, и уже в 1735 году его, как лучшего ученика, направили для дальнейшего образования в Петербург, в Академию наук.
Ведущий 3 Затем, в сентябре 1736 года, — за границу, в Германию, для изучения горного дела, химии и металлургии. За границей он пробыл до мая 1741 года.
Слайд 15.
Ведущий 4Ломоносов был не просто талантливым учёным, он был человеком огромной воли. Его происхождение постоянно ставило ему преграды, ведь крестьянские дети не могли учиться в академиях, но он упорно шел к своей цели.
Слайд 16.
Ведущий 1 Следующие строки — это прямое отражение его невероятного упорства и веры в себя.
Не боюсь я ни знатного рода,
Ни худого о мне говорка,
Не страшусь моего я прихода,
Будет мною гордиться Москва!
Слайд 17.
Ведущий 2Главной движущей силой Ломоносова всегда был его долг. Он не искал личной славы. Следующие строки формулируют его высшую цель — служение Отечеству через научный труд.
Пою, яко от пламени горя,
Что всякий труд мой, всякий день,
Не для похвалы, но для пользы Отечества…
*******
Часть 4. Вершины Открытий
Слайд 18.
Ведущий 3 Следующая часть нашего рассказа посвящена тем титулам и званиям, которые он завоевал благодаря своему титаническому труду: «Вершины Открытий».
Ведущий 4Вернувшись в Россию, Ломоносов быстро проявил себя. В январе 1742 года он был назначен адъюнктом Академии наук.
Слайд 19.
Ведущий 1 В августе 1745 года он стал первым русским учёным, избранным профессором (академиком) химии!
Ведущий 2В 1748 году по его настоянию была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.
Слайд 20.
Ведущий 3 Ломоносов заложил основы физической химии, сформулировал закон сохранения материи и движения (закон сохранения массы)! Он создал цветное стекло и возродил древнее искусство мозаики.
Слайд 21.
Ведущий 4В мае 1761 года, во время прохождения Венеры по диску Солнца, он совершил величайшее астрономическое открытие: обнаружил атмосферу у планеты Венера!
Слайд 22.
Ведущий 1 Но его самой известной заслугой стало основание первого классического университета в России. В 1755 году по его инициативе был учреждён Московский университет, который сегодня носит его имя!
Слайд 23.
Ведущий 2Представляем вашему вниманию видеоролик о МГУ - одном из крупнейших образовательных и научно-исследовательских центров России.
Видеоролик о МГУ.
Слайд 24.
Ведущий 3 На сегодняшний момент он включает в себя 41 факультет и 40 исследовательских центров.
Ведущий 4377 научных кафедр, 7 филиалов.
Ведущий 1 МГУ ведёт подготовку по техническим, гуманитарным, механико-математическим, инженерным, юридическим и другим направлениям.
Ведущий 2В состав университета входят медицинский научно-образовательный центр, научная библиотека, 4 музея, ботанический сад, научный парк, спортивный комплекс.
Ведущий 3 Диплом МГУ высоко котируется при поступлении в зарубежную магистратуру или аспирантуру ведущих университетов Европы, Северной Америки и Азии. Многие преподаватели МГУ имеют мировую известность.
Слайд 25.
Ведущий 4Для оглашения программы нашей Недели естественно-математических наук слово предоставляется руководителю методического объединения Мельник Алле Николаевне.
Выступление руководителя М/О на открытии Недели естественно-математических наук
Добрый день, уважаемые коллеги! Дорогие ученики 5-9 классов!
Мы рады приветствовать вас в этом зале на торжественном открытии Недели естественно-математических наук!
Каждый учебный год в нашей школе, в это время мы погружаемся в захватывающий мир науки естественно-математического цикла. И этот год, не стал исключением, наша неделя посвящена невероятной и масштабной личности, чье имя является синонимом отечественного просвещения и науки.
Михаил Васильевич Ломоносов — это гений, чьи открытия обогатили химию, физику, географию, геологию и даже русский язык. Он показал всему миру, что ученье — путь ко всем вершинам!
Что же ждёт нас на этой неделе?
Слайд 26.
Сегодня мы познакомили вас с биографией Ломоносова, а также предлагаем познакомиться с интересной информацией на стенде «10 фактов о Ломоносове, которые вас удивят».
Во вторник, 25 ноября, пятиклассники отправятся в «Путешествие с Ломоносовым». Это внеклассное мероприятие в кабинете географии поможет им применить математические знания для анализа его знаменитого пешего маршрута из Архангельской губернии в Москву.
В среду, 26 ноября, девятиклассники будут говорить о литературном гении на мероприятии «Красота слова бессмертна». В кабинете информатики они узнают о Ломоносове как основоположнике русской филологии, а также потренируют навыки поиска информации в интернете.
Слайд 27.
Четверг, 27 ноября: Это День практических открытий Ломоносова! Семиклассники увидят «Цвет, свет и законы оптики», а восьмиклассники раскроют «Секреты Вечной Живописи: Создание цветного стекла», демонстрируя его вклад в химию и искусство мозаики.
И, наконец, в пятницу, 28 ноября, состоится торжественное закрытие недели. Кульминацией станет Научная конференция школьников «Мы – наследники Ломоносова», где вы, наши ученики, продемонстрируете свои исследовательские проекты. В этот день мы подведём итоги и, конечно, наградим самых активных и отличившихся участников.
Слайд 28.
Уверена, что эта Неделя станет для всех нас временем новых открытий, вдохновения и гордости за великое наследие Ломоносова.