5
 
 
 
 
   Введение.
  Двигательная активность складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее'/. суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузки.
  Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. Надо помнить, что только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. У ребенка формируется синдром гиподинамии, являющийся одним из условий многих недугов взрослых людей, а тем более подростков. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к их переутомлению.
  Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.
  Основная ответственность за восполнение двигательной активности учащихся в школе ложится на уроки физкультуры. Но при одних формах их проведения, в зависимости от темы и специфики, учащийся реализует: около 27% суточной потребности в физической нагрузке (уроки волейбола, баскетбола, других подвижных игр,); около 40% при занятиях легкой атлетикой; 57% на уроках лыжной подготовки. Хотя на уроках гимнастики реализуется лишь около 10% двигательной активности, это не снижает значимости таких уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координации.  
                    |  
 
 | 
 |  Культурно-оздоровительные мероприятия | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |  Спортив- | 
  | 
 |  Ежедневный  
  
  вный |  Гимнастика |  Физкульт- |  Подвижные |  ный час | 
  | Классы |  объем |  до учебных |  минутки на |  перемены, |  в группах | 
  | 
 |  времени,ч. |  занятий, мин. |  уроках, мин. |  мин. |  продлен- | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |  ного дня, ч. | 
    | I |  2 |  5-6 |  5 |  15-20 |  1 | 
  | II |  2 |  5-6 |  5 |  15-20 |  1 | 
  | III |  2 |  5-6 |  5 |  15-20 |  1 | 
  |  I-H |  2 |  5-6 |  5 |  15-20 |  1 | 
  | V |  2 |  5-7 |  5 |  35-45 |  1 | 
  | VI |  2 |  5-7 |  5 |  35-45 |  1 | 
  | VII |  2 |  6-8 |  5 |  35-45 |  1 | 
  | VIII |  2 |  6-8 |  5 |  35-45 |  1 | 
  | IX |  2 |  6-8 |  — |  35-45 |  1 | 
  | X |  2 |  6-8 |  — |  15-20 |  — | 
  | XI |  2 |  6-8 |  — |  15-20 |  — | 
    | 
 | 
 |  Внеклассные |  Общешкольные | 
 | 
  | 
 | 
 |  формы заня- |  мероприятия |  Самостоя- | 
  | 
 |  Уроки | тий в неде- | 
 | 
 | тельные   | 
  | 
 |  физкуль- |  лю: спорт- | 
 | 
 |  занятия | 
  | Классы |  туры |  секции, |  Участие | 
 |  физкульту- | 
  | 
 |  в неделю, |  кружки |  в соревнова- |  Дни здоровья |  рой не | 
  | 
 |  ч. |  физкуль- |  ниях в учеб- |  и спорта |  менее, мин. | 
  | 
 | 
 |  туры, группы |  ном году, раз | 
 | 
 | 
  | 
 | 
 |  ОФП, ч. | 
 | 
 | 
 | 
    | I |  2 |  1,1 |  6-8 |  Е |  10-15 | 
  | II |  2 |  1,3 |  6-8 |  Ж |  15-20 | 
  | III |  2 |  1,3 |  6-8 |  Е |  15-20 | 
  | IV |  2 |  1,3 |  6-8 |  М |  15-20 | 
  | V |  2 |  1,3 |  8-9 |  Е |  20-25 | 
  | VI |  2 |  1,3 |  8-9 
 |  20-25 | 
  | VII |  2 |  2 |  8-9 |  С |  20-25 | 
  | VIII |  2 |  2 |  8-9 |  Я |  20-25 | 
  | IX |  2 |  2 |  8-9 |  ч |  25-30 | 
  | X |  2 |  2 |  10 |  н |  25-30 | 
  | XI |  2 |  2 |  10 |  о |  30-35 | 
  
   Построение уроков физкультуры в интересах здоровья школьников — отдельная проблема, представляющая интерес для учителей физкультуры.  
  Обратим внимание на принцип, которым должен руководствоваться и учитель физкультуры, и администрация образовательного учреждения: «Физкультура без освобожденных!». Парадокс, когда ослабленные, болезненные учащиеся, как раз больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя и эти 45 минут без активного движения.
  Наибольший оздоровительный эффект оказывают занятия плаванием и лыжами, так как первые осуществляются в водной сфере, а вторые — на снежной поверхности, что значительно облегчает движения, оказывает закаливающее действие, имеет положительный следовой эффект. В результате реализации внеурочных форм ребенок может удовлетворить до 40% потребности в двигательной активности.
  Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений: 1) уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время («большие» формы занятий) и 2) «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
  К «малым» формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет «малых» форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.  
  * относительно узкая направленность деятельности: в рамках таких форм реализуются частные задачи, не гарантирующие кардинальных изменений в состоянии занимающегося, хотя и способствующие ему. Это могут быть задачи по умеренной тонизации и ускорению «врабатывания », по некоторой оптимизации динамики текущей работоспособности, по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма и т.п.;
  * незначительная продолжительность: «малые» формы как бы сжаты во времени — выполнение упражнений нередко длится всего несколько минут;
  * невыраженная дифференцировка структуры: подготовительная, основная и заключительная части занятия могут быть кратковременными или практически не обозначенными (особенно тогда, когда упражнения подчинены режиму текущей деятельности);
  * уровень функциональных нагрузок во время выполнения «малых» форм относительно невысок.
  Хотя «малые» формы играют дополнительную роль в системе физического воспитания, они являются важными факторами оптимизации функционального состояния организма занимающихся, способствуют поддержанию высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности.
  Гимнастика до уроков на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение — подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
  Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической перемене. Последнюю при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после 2-3-го урока продолжительностью 20-40 минут.
  Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки на своих уроках, учитывая специфику своего предмета. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин.) или урока труда (5-7 мин.). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
  Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока проводится 1—2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
  Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
  В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
  Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
  Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.
  Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее — наоборот.
  Для преемственности между физкультминутками, проводимыми разными учителями в одном классе в течение одного учебного дня, организатору (куратору) их проведения в школе — обычно учителю физкультуры — необходимо составить примерную программу для каждого учителя. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков.
  Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками (начиная с 6-7-го класса). Это вменяется в обязанность «дежурным по здоровью» и проводится под контролем учителя. К их проведению подростков надо специально подготовить, что может быть включено в программу уроков физкультуры.