Проблема – мостик от известного к неизвестному
  
 
  Гордеева Е.Н., руководитель НОУ; Бердникова Е.Г., зам. директора по УВР
 
 
 Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
 Сегодня мы проводим очередное занятие НОУ «Открытие».
 Прежде всего, вспомним, какой теме было посвящено наше предыдущее занятие?
 (ответы)
 
 
 Задание 1 поможет включиться в работу.
 Закончите предложения (слайд 2, раздаточный материал).
  - Процесс выработки новых знаний – _________________ 
-  Последовательность шагов от замысла до реализации, завершающаяся получением определённого продукта – _______________. 
-  ______________ проект направлен на решение актуальных проблем, существующих в обществе. 
 
 
  Проверьте правильность выполнения задания (слайд 3).
 
 
 Иссле́дование— поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.
  Проект – последовательность шагов от замысла до реализации, завершающаяся получением определённого продукта.
  Проект - целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
  
 
  Определите, какая из иллюстраций, приведённых на слайде 4, соответствует проектной, а какая учебно-исследовательской деятельности.
 
 
 На сегодняшнем занятии вам предстоит работать в группах. Прошу вас распределить обязанности: «капитан», секретарь, «дизайнер», …
  
 
 Давайте вспомним этапы выполнения учебного исследования, проекта. 
  
 
  Задание 2. Двум группам предлагается вспомнить этапы выполнения учебного исследования и проекта. 
  Перед командами на столах находятся листы с обозначением этапов проекта и исследования. Разложите в нужном порядке стадии каждого из названных видов работы.
  
 
  Третья группа сформулирует, что общего и чем отличаются проектная и учебно-исследовательская деятельность, используя приём «даймонд». 
  
 
 Этапы работы над проектом:
  - Проблематизация 
- Целеполагание 
- Выдвижение вариантов решения 
- Поиск информации 
- Подготовка материалов для выполнения проекта 
- Уточнение направления действий 
- Осуществление проектного замысла 
- Защита (испытание) проекта 
- Рефлексия 
Этапы работы над исследованием:
  - Определение проблемы, 
- Постановка целей и задач исследования 
- Изучение теоретического материала  
- Формулировка рабочей гипотезы 
- Сбор собственного экспериментального материала 
- Обработка материала  
- Обобщение, анализ, выводы 
- Оформление документации исследовательской работы 
- Представление исследовательской работы 
 
  
 
  Давайте ещё раз повторим:
  -  Чем различаются проект и учебно-исследовательская работа? 
 
 
  Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования.
  В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат. 
  
 
  -  Что общего имеют эти виды творческой работы школьников? 
 -  Являются формами творческой деятельности учащихся 
-  Формируют самостоятельность в добывании знаний 
-  Воспитывают научное мировоззрение 
-  Развивают личность школьника, его творческие и интеллектуальные возможности 
-  Способствуют самопознанию 
-  Этапы работы похожи 
 
 
  
 
 Отправной точкой как проектной, так и исследовательской работы является определение проблемы. На бытовом уровне все мы понимаем, что такое проблема.
 Приведите примеры жизненных ситуаций, когда вам приходилось сталкиваться с какой-либо проблемой.
 
 
  На слайде приведены изображения. Как вы думаете, как в каждом случае можно сформулировать проблему?
  
 
  Что же такое проблема? Попробуйте сформулировать определение.
 
 
 Проблема – «осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. 
 Проблема выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту, уровня знания и является стимулом открытия новых фактов или связей, появления таких новых запросов общественной практики и т.д., которые с необходимостью требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новому знанию». 
 Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» 
  
 
  Выскажете предположение: какова тема сегодняшнего занятия?
 Формулируем цель: овладеть умением выявлять и формулировать проблему в заданной ситуации, планировать пути ее решения.
 
 
 Задачи:
  -  Научиться выделять и формулировать проблему на примере модельных ситуаций. 
-  Видеть основные причины возникновения проблемы. 
- Осознать взаимосвязь проблемы и причин её возникновения с целями и задачами проектной (исследовательской) работы. 
 
 Выявление проблемы, её формулирование, определение причин являются отправной точкой как в проектной деятельности, так и про выполнении исследования. 
 Это достаточно сложная задача. 
 
 
 Проблема возникает в том случае, если человек оказывается в проблемной ситуации. Как научиться выявлять и формулировать проблему?
 
 
 Предлагаю вам поработать над проблемными ситуациями.
 
 
 Задание 3. Проблемные ситуации. Сейчас вам предстоит 
  - проанализировать предложенные проблемные ситуации;  
- определить и сформулировать проблему; 
- выявить возможные причины возникновения проблемы. 
 
  Что нужно сделать для выполнения задания? (Прочитать текст. Определить основную мысль текста. Сформулировать проблему, заданную в тексте. Определить основные причины возникновения проблемы).
  Представьте работу в форме кластера. Подготовьте информацию о работе на 1-2 минуты.
 1 группа.
  Проблема мусора считается экологической проблемой номер один. Каждый из нас выбрасывает огромное количество мусора. Так, среднестатистический москвич выбрасывает за год более 360 кг твёрдых бытовых отходов. И это только отходы, так сказать, индивидуального потребителя. Сюда входят ни строительные, ни промышленные отходы. 
  Проблема отходов остро стоит и в нашем посёлке. Большую часть мусора мы выбрасываем организованно (в помойные вёдра, урны и т. д.), но некоторую часть и неорганизованно (куда попало). И если возле домов мусор убирают дворники, а из контейнеров он регулярно вывозится, то окрестные леса – любимое место отдыха жителей нашего поселка – постоянно захламлены. Каждый год в летние каникулы школьная экологическая бригада убирает там мусор, но уже к сентябрю лес по-прежнему полон бытовых отходов. А каждую весну, как только сходит снег, мы обнаруживаем мусор и повсюду на улицах посёлка. 
 
 
 2 группа.
  Вопрос поднятия уровня воды периодически поднимают с конца 80-х годов XX века. Если Чебоксарскую ГЭС вывести на проектную мощность, это позволит повысить выработку электроэнергии, даст дополнительную выручку энергетическим компаниям, улучшит ситуацию с судоходством на Волге. Но специалисты высказывают серьёзные опасения по вопросу поднятия уровня воды в Чебоксарском водохранилище: значительная часть низинных районов городов Нижегородской области, в том числе Нижнего Новгорода, Дзержинска, окажутся в зоне подтопления. Пострадает всемирно известный Макарьевский монастырь. Под водой исчезнут значительные территории сельхозугодий. Затопленной будет и свалка химических отходов на берегу Оки в районе Дзержинска с высокой токсичностью многих веществ. Течение Волги замедлится, что негативно скажется на качестве воды в реке. 
 
 
 3 группа.
  Житель поселка Ильингорск Иван Петрович, едва оправившись от инфаркта, получил путёвку в санаторий для дальнейшей реабилитации. Для оформления санаторно-курортной карты потребовалось сдать анализы. В больнице он встретился с дочерью своего друга, которая пришла сдать анализы со своим маленьким сыном – ребёнка оформляли в детский сад.
  В разговоре они посетовали, что лаборатория находится в здании больницы на четвёртом этаже, а подняться по лестнице довольно тяжело как для мам с маленькими детьми, так и для пожилых или больных людей, особенно с болезнями сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
 
 
 
 
 Как выдумаете, как можно сформулировать цель работы, посвященной разрешению предложенной вам проблемной ситуации?
 Какие задачи предстоит решить в ходе работы?
 
 
 Назовите возможные пути решения предложенных вам проблем.
 
 
 Подводя итоги подчеркнём, что цель работы вытекает из формулировки проблемы, а задачи – из вызвавших её появление причин. Но это тема следующего занятия.
 
 
 В завершении работы прошу ответить на вопросы 
 
 
 - Был ли понятен вам смысл работы (для чего мы это делали?)
 - Сможете ли вы теперь сформулировать, над проектом вы начали работу или над учебным исследованием?
 - Поможет ли вам материал занятия организовать самостоятельную работу над проектом или учебным исследованием?
 - Что трудно было на уроке?
 Оцените свою работу на занятии (карточки разного цвета)
 
 
     7