г. Набережные Челны, 2022 год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире татарского языка» на уровень основного общего образования составлена с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся и прежде всего ценностных ориентиров (целевых приоритетов):
к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
| № п/п | Наименование раздела, темы | Краткое содержание |
| 1 | Назад в прошлое | - вступительная лекция учителя о происхождении, значении татарского языка; - великие люди о татарском языке; - отражение особенности языка в метких пословицах; - разгадывание загадок; -тренировочные упражнения в составлении родословной; -составляется родословная каждого ученика. |
| 2 | В чем красота татарской речи? | -применение в речи пословиц, их значение;правила правильной и красивой речи;головоломка «Заколдованные слова» |
| 3 | В мире неведомых звуков и букв | -сведения о звуках и буквах татарского языка.; дидактические игры «Произнеси показанный звук», «Кто быстрее сосчитает?», «Какое слово я загадала?». Так же дети играют в логическое лото, измени слово, «Что изменилось?» |
| 4 | Путешествие в «слово». | -пути рождения слов, способы словообразования в татарском языке; дети решают шарады и ребусы; итогом является приобретение знаний по теме «Морфемика». |
| 5 | Таинство лексики | -сведения о лексическом значении слов, многозначных словах, возникновении омонимов, синонимов, антонимах, росте татарского языка, диалектизмах, архаизмах, неологизмах, фразеологии; проводятся различные игры, такие как «Сколько значений можешь найти?», «Сходство и противоположность»;игры «Слова – братья», «Эстафета». |
| 6 | Не удивительно ли? | -даются эвристические сведения об именах людей, о фамилиях, их значении. Обращается внимание на пути образования фамилий, древних имен, литературных имени псевдонимов; на практике дети ищут свои имена по специальной книге, узнают их значение; играют в дидактические игры «Скажи свое имя, и я скажу его значение», «Образуй имя девочки или мальчика», «Мой псевдоним». |
| 7 | Устное народное творчество татарского народа | -дети войдут в мир сказок, песен, пословиц, загадок; узнают их богатый мир, значение; попробуют их составить сами; будут соревноваться в меткости и остроумии слов, разгадывать загадки; познакомятся и поиграют в татарские народные игры;сделают рисунки к сказкам. |
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
| Наименование раздела, темы | Общее количество часов | Формы проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| 1. Назад в прошлое. | 3 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 1.1Введение. Откуда мы родом? | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 1.2К тайнам волшебного языка. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 1.3Наши корни. Родословная. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 2.В чем красота татарской речи? | 2 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 2.1К несметным сокровищам языка. Функции языка. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 2.2Как научиться говорить правильно и красиво? | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 3.В мире неведомых звуков и букв | 3 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 3.1Братья звуки. Гласные и согласные звуки. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 3.2В королевстве ошибок. Раздельные Ъ и Ь знаки. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 3.3Буквы. В гости к Алфавиту. Игра «В стране слогов». | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 4.Путешествие в «слово». | 3 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 4.1.Жил был один корень. Поиграем в слова. Путешествие по однокоренным словам. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 4.2.Сложные и парные слова. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 4.3.Шарада Игра «Лучшие составители слов». | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.Таинство лексики | 9 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.1.Лексическое значение слова. Чудеса в стране слов. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.2Многозначные слова. Слова-двойники. Омонимы. Пѐстрое семейство синонимов | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.3.Игра «Сколько значений можешь найти?» Великое противостояние антонимов | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.4.Игра «Сходство и противоположность». | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.5.Происхождение татарской лексики. Рост татарского языка. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.6.Применение татарской лексики. Диалектизмы. Термины. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.7.Из глубины веков. Архаизмы. Вперед в будущее. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.8.Неологизмы. Фразеология. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 5.9.Игра «Что значат эти выражения?» | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 6.Не удивительно ли? | 11 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 6.1.Имена собственные и нарицательные. Откуда ты, имя? | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 6.2.Древние имена. Новые имена. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 6.7.Особенности образования фамилий. Отчества. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 6.8.Литературные имена и псевдонимы. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 6.9.Времена года. Зима. Весна. Осень. Лето | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 6.10.Растения – почему их так называют? | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 6.11.Птицы и звери – почему их так называют? | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 7.Устное народное творчество татарского народа | 6 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 7.1. В гостях у сказки. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 7.2.Татарские народные песни. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 7.3.Красна речь пословицей. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 7.4.Загадки. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 7.5.Татарские народные игры. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| 7.6.Татарские народные игры. | 1 | Кружковая работа | Образовательные и развивающие материалы на печатной и электронной основе. |
| № п/п | Наименование раздела | Тема занятия | Количество часов | Даты | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Корректировка |
| План | Факт | | |
| 1 | Назад в прошлое | Введение. Откуда мы родом? | 1 | | | «Мой первый татарский словарь»ХарисоваЧ.М. | |
| 2 | | К тайнам волшебного языка. | 1 | | | «Мой первый татарский словарь» ХарисоваЧ.М. http://www.tugantelem.narod.ru | |
| 3 | | Наши корни. Родословная. | 1 | | | «Мой первый татарский словарь» ХарисоваЧ.М. http://www.tugantelem.narod.ru | |
| 4 | В чем красота татарской речи? | К несметным сокровищам языка. Функции языка. | 1 | | | «Учимся говорить по татарски». Харисова Ч.М. http://www.tugantelem.narod.ru | |
| 5 | | Как научиться говорить правильно и красиво? | 1 | | | «Учимся говорить по татарски». Харисова Ч.М. http://www.tugantelem.narod.ru | |
| 6 | В мире неведомых звуков и букв | Братья звуки. Гласные и согласные звуки. | 1 | | | Ф.С.Сафиуллина, Г.Б. Ибрагимов, «Занимателная грамматика» http://tatar.com.ru | |
| 7 | | В королевстве ошибок. Раздельные Ъ и Ь знаки. | 1 | | | Ф.С.Сафиуллина, Г.Б. Ибрагимов, «Занимателная грамматика» http://tatar.com.ru | |
| 8 | | Буквы. В гости к Алфавиту. Игра «В стране слогов». | 1 | | | Ф.С.Сафиуллина, Г.Б. Ибрагимов, «Занимателная грамматика» http://tatar.com.ru | |
| 9 | Путешествие в «слово». | Жил был один корень. Поиграем в слова. Путешествие по однокоренным словам. | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 10 | | Сложные и парные слова. | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 11 | | Шарада Игра «Лучшие составители слов». | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 12 | Таинство лексики | Лексическое значение слова. Чудеса в стране слов. | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 13 | | Многозначные слова. Слова-двойники. Омонимы. Пѐстрое семейство синонимов | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 14 | | Игра «Сколько значений можешь найти?» Великое противостояние антонимов | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 15 | | Игра «Сходство и противоположность». | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 16 | | Происхождение татарской лексики. Рост татарского языка. | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 17 | | Применение татарской лексики. Диалектизмы. Термины. | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 18 | | Из глубины веков. Архаизмы. Вперед в будущее. | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 19 | | Неологизмы. Фразеология. | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 20 | | Игра «Что значат эти выражения?» | 1 | | | «Знай и татарский ты язык» Харисова Ч.М. | |
| 21 | Не удивительно ли? | Имена собственные и нарицательные. Откуда ты, имя? | 1 | | | http://www.intertat.ru | |
| 22 | | Древние имена. Новые имена. | 1 | | | http://www.intertat.ru | |
| 23 | | Особенности образования фамилий. Отчества. | 1 | | | http://www.intertat.ru | |
| 24 | | Литературные имена и псевдонимы. | 1 | | | http://www.intertat.ru | |
| 25 | | Времена года. Зима. Весна. Осень. Лето | 1 | | | http://www.intertat.ru | |
| 26 | | Растения – почему их так называют? | 1 | | | http://www.intertat.ru | |
| 27 | | Птицы и звери – почему их так называют? | 1 | | | http://www.intertat.ru | |
| 28 | Устное народное творчество татарского народа | В гостях у сказки. | 1 | | | Гараева Г.Х. «Играя, учимся» http://tatar.moy.su | |
| 29 | | Татарские народные песни. | 1 | | | Гараева Г.Х. «Играя, учимся» | |
| 30 | | Красна речь пословицей. | 1 | | | Гараева Г.Х. «Играя, учимся» http://tatar.moy.su | |
| 31 | | Загадки. | 1 | | | Гараева Г.Х. «Играя, учимся» http://tatar.moy.su | |
| 32 | | Татарские народные игры. | 1 | | | Гараева Г.Х. «Играя, учимся» http://tatar.moy.su | |
| 33 | | Татарские народные игры. | 1 | | | Гараева Г.Х. «Играя, учимся» http://tatar.moy.su | |
| 34 | | Татарские народные игры. | 1 | | | Гараева Г.Х. «Играя, учимся» http://tatar.moy.su | |