Воспитание личности младшего школьника
 через внеурочную деятельность
  (из опыта работы Степановой Нины Геннадьевны  
  учителя начальных классов МБОУ СОШ № 9  
  п.Буланаш, Артемовского района, Свердловской области)
  
 
   В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования должно осуществляться « … духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей».  Передо мной встал вопрос, как построить работу в этом направлении.
  Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в моём классе была организована по  следующим направлениям развития личности:
  - духовно-нравственное направление «Я – гражданин России»;
  - научно-познавательное направление «Умники и умницы»;
  -общественно – полезное направление «Труд на радость людям».  
  Духовно-нравственное направление представлено работой кружка, который ведётся по программе «Я – гражданин России».  
  Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программой образовательного учреждения.  
  Программа «Я – гражданин России» разработана для учащихся 7-11 лет, рассчитана на 4 года обучения и реализовывается в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю.
  В программу я включила следующие направления:
  « Я и моя семья» - семья – ячейка общества; формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения к старшему поколению.
  «Я – часть общества» - воспитание толерантности, разумного альтруизма, эмпатии, милосердия по отношению к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма;
  развитие потребностей в здоровом образе жизни; воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
  « Я и моя Родина»- знакомство с символами Российской Федерации;
 формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру;
  « Я – часть природы»- расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.
  В работе по направлению «Я и моя семья» привлекаю внимание родителей к изучению внутреннего мира собственных детей. Для этого нахожу интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой. Таким делом стало ежегодное участие в муниципальном конкурсе «Юная модница». Сначала совместно с детьми и родителями обсуждаем модные тенденции текущего года, затем подбираем материалы, из которых будем шить костюмы. Через некоторое время начинаем репетировать выход для показа готовых изделий. Наши совместные усилия дают положительные результаты: 1 места!  
  Ещё одно совместное дело – участие в поселковом конкурсе по изготовлению чучел Масленицы. Папы готовят основу- каркас, мамы шьют костюм и пекут блины, а я и дети готовим выступление – презентацию нашей Масленицы. На базе спортивной школы нашего посёлка ежегодно проводятся муниципальные спортивные соревнования, в которых принимают участие сборные команды детей и родителей.
  Активно готовятся семьи к конкурсу «Новогодняя игрушка моей семьи». Игрушками, изготовленными нашими семьями, украшают районную ёлку, это очень приятно.
  Стало традицией - проводить в сентябре творческую выставку «Природа и фантазия», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. Но каждый год - новые творческие задания ждут моих ребят: придумай доброе название своей поделке, составь загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок! На глазах у всего класса каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок вживается в образ героя, которого он сделал вместе с родителями.  
   Результат совместной работы - заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
  В расширении и углублении знаний по направлению «Я и моя Родина» мне помогает использование краеведческого материала. Мы посещаем школьный музей, музей шахтёрской славы п. Буланаш, выезжаем в музей сельского быта с. Мироново, Артемовский исторический музей, Областной краеведческий музей.  
  Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы, практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности, и это вызывает у детей огромный интерес и удовлетворение работой. Например, в первом  классе дети могли многое разузнать по расспросам родителей о названии улиц, на которых они живут. Во втором классе мы совершили экскурсию по улицам посёлка, дети узнали об истории названия улиц. В третьем классе происходит знакомство и оформление  рассказов об интересных жителях своей улицы, а в четвертом классе дети уже  участвуют в проектах «Моя улица» и «Улицы будущего».
  В прошлом учебном году мои ребята участвовали в областном конкурсе рисунков «Екатеринбург 2020 - город будущего», получили сертификаты участников. Два года подряд участвуем в муниципальном конкурсе макетов «Я хочу жить этом городе», имеем призовые места – 2 и 3 место. Участие в этих проектах воспитывает любовь к родному краю, желание сделать нашу землю ещё лучше.  
  Изучая историю родного края, мы обсуждаем поступки, подвиги соотечественников, земляков, гордимся их делами. Например, в 1 классе дети собирали материал о своих родственниках – участниках ВОв , оформили альбом «Спасибо деду за победу!». Во 2 классе к уроку мужества «Тайна фронтового треугольника» писали мини-сочинения «Письмо ветерану». В 3 -4 классах учащиеся участвуют в фестивале компьютерного творчества, где представляют на суд жюри свои презентации и видеоролики.  
  Формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах - основная задача направления  «Я – часть общества». Строю работу с учётом возрастных особенностей детей, усложняя материал от класса к классу. Использую тренинги, часы общения, КТД, викторины, праздники, конкурсы, беседы, акции, КВН, сюжетно – ролевые игры, театрализацию, встречи с психологом, интеллектуальные игры.
  Стараюсь, чтобы каждый ученик мог реализовать свои умения и возможности, достиг успеха. Артемий, Алёна, Настя, Лиза любят сочинять рассказы, сказки. Одноклассники с удовольствием их слушают. Артемий пишет ещё и стихи. В этом учебном году представил своё творчество в муниципальном конкурсе «Звучащее слово», где получил высокую оценку жюри за стихотворения «Памяти дедушки» и занял 1 место. Одноклассники и я гордимся им.  
  Мои дети не равнодушны к чужой беде, принимают участие во многих акциях милосердия.
  Для выполнения задач раздела « Я – часть природы» считаю необходимым дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Для этого организую экскурсии, поездки по изучению флоры и фауны Свердловской области. Дети выполняют посильные экологические задания: участвуют в акции «Кормушка», «Покормите птиц зимой», «Перво-цвет», в муниципальных и областных конкурсах – «ЮНЭКО», «Зелёная волна». В 2013 году получили дипломы участников 15 Всероссийского Фестиваля-конкурса «Алмазные грани». Участник другого конкурса и я были награждены благодарственными письмами Министерства агропро-мышленного комплекса и продовольствия Свердловской области».
  Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. Общие поручения выполняют дружно, активно помогают друг другу, прислушаются к командиру класса. И, когда я спрашиваю у детей в конце учебного года, какие наши общие дела вам больше всего понравились, им есть что перечислить.  
  Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.
  
 
 
 
  2