Эффективность модернизации среднего профессионального образования зависит от многих факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентностного конкурентноспособного специалиста. В соответствии с ФГОС СПО удельный вес времени, отводимого в колледже на организацию самостоятельной работы обучающихся, возрастает, следовательно повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки специалистоа.  
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Условия эффективности  самостоятельной работы»
                            
            
                                                              Условия эффективности самостоятельной работы
  Внеаудиторная самостоятельная работа – одна из форм активизации учебной деятельности учащихся.  
  На первых уроках было выявлено 3 типа учащихся, по проявлению самостоятельности при решении задач.
  1 тип. Этот тип учащихся, который характеризуется тем, что не понимает порядок решения поставленной задачи. Он не выполняет данное ему задание, а ждёт дополнительных объяснений.  
  2 тип. Учащийся выполняет задание только так, как было объяснено ранее и только в том случае, если условие нового задания совпадает с предыдущим.  
  3 тип. Учащийся выполняет задание, несмотря на возможные различия в условии с предыдущим, продумывая план решения с разнообразными дополнениями и объяснениями.  
  А как сами учащиеся относятся к самостоятельной работе как виду учебной деятельности? С этой целью проводилось анкетирование учащихся. В анкетировании участвовало 48 учащихся.
  Таблица 1
  Распределение учащихся по проявлению самостоятельности при решении задач
      | Тип учащегося | Количество | Процентный состав | 
  | 1 тип учащихся | 24 | 50% | 
  | 2 тип учащихся | 23 | 47,9% | 
  | 3 тип учащихся | 1 | 2% | 
 
  
 
  Исходя из вышесказанного, сделали вывод. Для того чтобы ВСР была эффективной, она должна проводится с целью:
  -  обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО; 
-  формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО; 
-  формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности 
и соответствовать требованиям:  
  -  Чёткая формулировка задания, его цели, содержание. 
-  Направленность задания на развитие знаний, умений и навыков. 
-  Воспитание определенных качеств личности. 
-  Наличие логической связи ранее изученного и нового материала, постепенное усложнение, с точки зрения, материала и способов деятельности. 
-  Установка межпредметных связей. 
-  Учёт индивидуальных особенностей учащихся. 
-  Указание сроков выполнения, ориентировочный объём работы. 
-  Указание основных требований к результатам работы. 
-  Критерии оценки. 
 В результате анкетирования, выяснили, каким видам самостоятельной работы учащиеся отдают предпочтение
  Виды самостоятельных работ,
  выполняемые учащимися с интересом
  -   
 ![]()
  Любимым видом самостоятельной деятельности учащихся является работа с учебником (75%), подготовка докладов (32,5%), выполнение презентаций (32,5%), а любят заниматься решением задач, выполнением чертежей, рисунков, и работ с таблицами (соответственно 17,5%, 25%, 15%).
 Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
  Внеаудиторная самостоятельная работа будет эффективной, если будут соблюдаться следующие условия:  
  - мотивация получения знаний; 
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала; 
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; 
- консультационная помощь преподавателя.