Организация проектной и исследовательской деятельности
  младших школьников
  «Если каждый человек на кусочке своей
  земли сделал бы все, что он может, как
  прекрасна была бы земля наша !»
  А.П. Чехов
  С 1 сентября 2011 года учащиеся первых классов всех образовательных уч-
 реждений России начали обучаться по новому образовательному стандарту (Фе-деральный государственный стандарт начального общего образования — ФГОС
 НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать и писать, счи-
 тать и решать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать.
  Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследова-
 тельская деятельность.
  Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Жаж-
 да новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и эксперимен-
 тировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассмат-
 риваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому нужно по-настоя-
 щему увлечь их предметом исследования. А предложить его может учитель, ру-
 ководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «само-
 стоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее.  
  Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся,
 умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в ин-
 формационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанной с
 темой проекта, развивать критическое мышление. Начальное обучение проект-
 ной деятельности — формирование и умение планировать свою деятельность
 и осуществлять ее в соответствии с составленным планом.  
  Главная цель исследовательского обучения — стимулировать развитие
 интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследова-  
 тельского поведения, а также формирование способности самостоятельно, твор-
 чески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере  
 человеческой культуры. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи :
  - обучение проведению учебных исследований младших школьников ;
  ознакомление с научной картиной мира ;
  Этапы исследовательской и проектной деятельности :
  - «Тренировочные занятия». 
- Выбор темы. Выбирая тему для исследования надо учитывать следующее : 
детей и принести реальную пользу участникам исследования ;
  - тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности ; 
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относи- 
тельно быстро.
   - Составление плана исследования. 
- Сбор материала. 
- Наблюдение и эксперимент. 
- «Узнать из книг». 
- Обобщение полученных данных.   
- Доклад. 
Для того, чтобы действовать эффективно, учителю надо помнить правила :
  - всегда подходить к проведению этой работы творчески ; 
- учить детей действовать самостоятельно, избегать прямых инструкций ; 
- не сдерживать инициативу детей ; 
- не делать за них то, что они могут научиться делать самостоятельно ; 
- не спешить с вынесением оценочных суждений ; 
- помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний ; 
- ориентировать детей на собственные эксперименты и наблюдения ; 
- учить детей прослеживать связи между различными предметами ; 
- помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем 
решения ;
  Начинать такую работу целесообразно с первого класса.  
  Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной
 школе является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащие-
 ся, т. к. исследования носят несложный, простой характер.