Роль кружковой работы по формированию эстетического вкуса и развитию творческих способностей обучающихся
Роль кружковой работы по формированию эстетического вкуса и развитию творческих способностей обучающихся
В воспитании эстетических вкуса и творческого развития личности кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести ребенка в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам художественной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль кружковой работы по формированию эстетического вкуса и развитию творческих способностей обучающихся»
Роль кружковой работы по формированию эстетического вкуса
и развитию творческих способностей обучающихся
Становление личности - процесс длительный, не завершается окончательно никогда. Ценность каждой личности как раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости. В значительной степени это достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой, неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. И эстетический вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и способом ее объективации, общественного самоутверждения.
Эстетический вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности.
В формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и закрепления различных приемов, стилистических находок и открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности - от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений. Каждый музыкант индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения, интерпретирует нотный текст. Таким образом, огромное влияние на развитие эстетического вкуса, оказывает музыка, в частности, исполнительское искусство, через развитие творческих способностей ребенка. Воспроизведение музыкальных звуков, используя только свой голос, т.е. пение, является самым древним и самым доступным видом исполнительского искусства. Поэтому педагог, преподающий вокал, имеет большое влияние на обучающихся. Дети испытывают постоянную потребность в пении, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. И еще, музыкально-исполнительская деятельность – то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении с ней.
У каждого учащегося есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Вокальные кружки связаны в основном с учебно-воспитательным процессом, который осуществляется на уроках и основывается на знаниях и навыках, приобретенных во время учебных занятий, а если кружковая работа не ограничивается требованиями программы, не конкретизирована в смысле, то это способствует разнообразию видов деятельности во время работы кружка, углубляет в различные виды искусства, сочетание различных техник исполнения того или иного вида работы.
Так, в воспитании эстетических вкуса и творческого развития личности кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести ребенка в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам художественной культуры. Он может принести ребенку первую творческую радость, а радость творчества - одна из самых больших радостей на земле, победы над собой, утверждение маленькой личности в мире разнообразия красок, звуков, нравственных чувств.
Занимаясь кружковой работой необходимо использовать разные виды деятельности на развитие творческих способностей учащихся. Задача первостепенной важности – создание такой образовательной среды, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, был признан и имел все возможности развивать свою индивидуальность.
Итогом работы кружковых занятий является участие воспитанников в смотрах, конкурсах, фестивалях, концертах. Всегда приятно, что наш совместный труд приносит высокие результаты.
Таким образом, работа над развитием творческих способностей учащихся на вокальных занятиях приводит к результату – воспитание гармонично развитой творческой личности. Которая будет иметь творческое мышление, будет находить неординарные решения всех задач в любой области своей деятельности, сможет выражать свое внутреннее “я” и будет создавать что-то новое, полезное не только для себя. Также такого рода занятия прививают хороший художественный вкус, который помогает ребенку ориентироваться в широком спектре культурных ценностей. В этом случае очень возрастает роль педагога, который должен грамотно направлять ученика, следить за его результатами, быть ему помощником и непременно образцом.
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
"Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)