kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка педагогического совета "Кардиограмма образовательной среды, или как нам организовать школу, содействующую здоровью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка педагогического совета будет полезна как заместителям директоров по УВР, так и заместителям директоров по ВР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка педагогического совета "Кардиограмма образовательной среды, или как нам организовать школу, содействующую здоровью"»

Кардиограмма образовательной среды, или как нам организовать школу, содействующую здоровью



Цель:

  • рассмотреть систему организации методической работы в образовательном учреждении по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья;

  • наметить перспективные направления работы в этом контексте. 

Задачи:

  • ознакомить педагогов с современными технологиями, сохраняющими физическое и психическое здоровье учащихся.

  • определить уровень влияния школы на состояние здоровья обучающихся;

  • проанализировать состояние здоровья учащихся

  • определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников. 

  • разработать рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.


Формы работы: доклад, презентации, работа в группах

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, наглядный

материал

Дата и время проведения: 29.10.2016г., 14.00.




ХОД ПЕДСОВЕТА

І. Организационный этап:

  • проверка необходимого технического оборудования

ІІ. Мотивационно-содержательный этап:

  • открытие педсовета, сообщение целей и задач

Понизовная Л.Д.,директор школы

ІІІ. Информационно – теоретический этап. Выступления учителей

  1. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья

обучающихся. Здоровьесберегающие технологии. (Сысак Н.В.)

2. Учитель и здоровье. Синдром эмоционального выгорания. (Сергеева И.Н.)

3. Роль уроков физической культуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся. ( Чирков В.А.)

4. Анализ мониторинга здоровья обучающихся 2015-2016уч.г. – нач.2016уч.г. (Мартыненко И.А.)

ХОД ПЕДСОВЕТА

І. Организационный этап:

  • проверка необходимого технического оборудования

ІІ. Мотивационно-содержательный этап:

  • открытие педсовета, сообщение целей и задач работы

Понизовная Л.Д.,директор школы

ІІІ. Информационно – теоретический этап. Выступления учителей

  1. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья

обучающихся. Здоровьесберегающие технологии. (Сысак Н.В.)

2. Учитель и здоровье. Синдром эмоционального выгорания. (Сергеева И.Н.)

3. Роль уроков физической культуры в сохранении и укреплении здоровья учащихся. ( Чирков В.А.)

4. Анализ мониторинга здоровья обучающихся 2015-2016уч.г. – нач.2016уч.г. (Мартыненко И.А.)



Выступление заместителя директора по УВР.



Учитель может сделать для здоровья

школьников гораздо больше, чем врач

Н.К.Смирнов

Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно хорошее здоровье позволяет человеку полноценно жить. Здоровье - важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни.

  • «оно является основой жизни»,

  • «быть здоровым, значит быть полностью уверенным в себе»,

  • «для меня важно прожить долгую и счастливую жизнь»,

  • «здоровые родители - здоровые дети»,

  • «здоровый организм - залог жизни»,

  • «оно самое ценное, что есть у меня»,

  • «от здоровья зависит будущее».

В последнее время наблюдается постоянное ухудше­ние здоровья всех категорий населения. Особое беспокой­ство вызывает состояние здоровья молодого поколе­ния. Такая озабоченность вызвана статистикой заболеваний.

За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20 %. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школь­ников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклоне­ние в психосоматическом развитии, 80% страдают от гипо­динамии. За годы обучения в школе число учащихся с бли­зорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонения­ми - в 1,5-2 раза. В специальной литературе появились такие, связанные со школой, термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Беспокойство вызывает и то, что девушек, имеющих серьезные длительные заболевания, в 3 раза больше, чем юношей. А ведь здоровье будущих матерей определяет здоровье нации. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/спид, ростом дорожно- транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Люди стали умирать все более молодыми, и у молодых же отмечается наибольший прирост смертности: за 15-20 лет ее показатель у 20-29 летних возрос почти на 80%. При сохранении современного повозрастного уровня смертности, из числа подростков, достигших сейчас 16 лет, до 60 лет доживут немногим более половины.

Укрепление здоровья - это дело государственной важности. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.

Поэтому одной из основных задач администрации и педагогического коллектива по проблеме здоровья является организация, реализация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Исходя из этого, тема педсовета

определена цель:

 рассмотреть систему организации методической работы в образовательном учреждении по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья и наметить перспективные направления работы в этом контексте. 

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач, а

именно:

  • ознакомить педагогов с современными технологиями, сохраняющими физическое и психическое здоровье учащихся.

  • определить уровень влияния школы на состояние здоровья обучающихся;

  • проанализировать состояние здоровья учащихся

  • определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья воспитанников. 

  • разработать рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.



Сегодня у нас не обычный педсовет, а педсовет- тренинг. А так как тренинг подразумевает наличие всех форм деятельности, а именно: Общение, Игра, Обучение, то и начнем мы свою работу с релаксациия.

РЕЛАКСАЦИЯ

Один из французских писателей сказал: «Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». А какие ассоциации рождает у вас слово «здоровье»?

Мозговой штурм: «Ассоциации»

- Как вы думаете, на что направлено данное упражнение, что оно позволяет выяснить? (первоначальные знания по данной теме, уровень подготовки)

Итак, мы с вами услышали друг друга, но что же такое здоровье по Уставу Всемирной организации здравоохранения? Это «Состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

1.1. Смысл понятия «здоровье»

В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Толковый словарь русского языка акцентирует внимание на соответствии требованиям физиологической нормы: «...правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

Н.М.Амосов (1987) полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. В.П. Казначеев (1989) трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». По мнению В.Т. Лободина (1997), здоровье - это бесконфликтная, безопасная, счастливая деятельность организма на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях человеческой природы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов.

1.2. Составные части здоровья

Сегодня принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья.

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, в основе которого лежат морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность.

3. Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

4. Социальное здоровье - это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (при¬способление, уравновешивание, регуляция); определен¬ный уровень психического и личностного развития, позво¬ляющий успешно реализовывать это взаимодействие. Ан¬типодом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

5. Духовно-личностное здоровье - комплекс нравственных характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивидуума в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Здоровье каждого человека определяется воздействием …. факторов на организм и возможностями к сопротивлению этим воздействиям самого организма

Давайте попытаемся определить факторы, наносящие вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.

Работа в группах по выявлению данных факторов, которые после выступления групп классифицируются и обсуждаются.



Таким образом, здоровье каждого человека определяется воздействием внешних и внутренних факторов на организм и возможностями к сопротивлению этим воздействиям самого организма



Факторы, наносящие вред здоровью

Внешние факторы:



  1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья достаточно низкий.

Упражнение «Жизнь с болезнью»

Задание : на каждом из листочков напишите по одному из значимых для Вас объектов, то, что(кого) Вы, не хотите терять, от чего(кого) не хотите отказываться.

Условие:1) Представьте, что вы больны и не можете пользоваться или иметь то, что вам дорого. Отдайте мне одну из бумажек.2) Жизнь непредсказуема и нередко случается так, что за суетой мы не слышим сигналы, посылаемые нам организмом, нам кажется, что мы поправились, а болезнь просто отошла на какое-то время, чтобы вернуться с новой силой и стать не излечимой. И второй раз отнять у вас то, что дорого.

- Уважаемые коллеги, у меня к Вам вопрос: что вы испытали, чему учит на Ваш взгляд данное упражнение и где его можно применить? (осознание своих ценностей и возможности их потерять).

Ученые посчитали, что по своим физиологическим характеристикам человеческий организм рассчитан на среднюю продолжительность жизни в 100-110 лет, поэтому особенно обидно, когда мы по своей вине из-за небрежного отношения к своему образу жизни уходим намного раньше отведенного срока, делая для себя недостижимым то последнее, что является для нас ценностью

  1. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.



1) отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. Информация о здоровье часто отрывочна, случайна, не носит системного характера и часто противоречива.
2) отсутствие межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.


3) низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы. Проводимая работа (литературы, телепрограммы, лекции и т.д._ ориентирует преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний, не раскрываются факторы риска, а главное – пути их преодоления.


4) Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха (телевизор, алкоголь, и т.п. не компенсирует последствия накопившегося профессионального утомления и не обеспечивает подготовку к слудующему трудовому дню).



Таким образом, человек не стремится взять на себя ответственность за свое здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.

Культурный человек, как отмечал Брехман, “не должен допускать болезни, особенно хронические, т.к. в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение длительного времени”.

  1. Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.

Стоит задуматься: по данным Международной педагогической академии, фактором, оказывающим неблагоприятное воздействие на здоровье, является несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.

Учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Медики считают, что учителя представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Учителя сами нездоровы и невольно подают соответствующий пример своим воспитанникам. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния 

здоровья учительства, которых относят к группе риска.

Учителя сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. У нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников.



4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.

В нашей стране большая часть территории – зоны экологического неблагополучия. Чем

слабее, незащищеннее организм человека, (а таков организм ребенка) тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.



5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

Это воздействие электромагнитных полей, в “паутине” которых мы проводим большую

часть жизни и частых поездок в транспорте (“транспортное утомление”), социально – психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях, травмирующие психику воздействия средств массовой информации, заполонивших эфир рекламой, политическими передачами, сценами насилия и убийств. Эти атрибуты городской жизни являются причиной значительной части неврозов, депрессий, психосоматических заболеваний, проявлений агресссии, роста потребления алкоголя и наркотиков

6.На здоровье влияет психологическая атмосфера в коллективе.



Оцените состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибалльной системе ( или по уровням: низкое, среднее, хорошее, высокое)

Среднеарифметический балл –

Состояние психологического микроклимата в нашем коллективе среднее. Почему? Причин каждый из вас назовет множество, но суть их одна - это стрессовые или негативные ситуации, в которые каждый из нас попадает, придя на работу.

Прежде, чем устранять причину необходимо знание механизма того, как эта причина проявляется. Для этого нам необходимо сыграть в игру под названием «Степной огонь».

Условие её таково: я сейчас вам раздам карточки, что на них написано или не написано вы должны держать строго в секрете и никому не показывать и не говорить. Задание следующее: необходимо каждому собрать по три подписи на свою карточку и сесть на свое место.

По окончании игры ведущий просит участника с крестиком на карточке встать и объясняет, что «вы та, которая попала в стрессовую ситуацию и испытала кучу негативных эмоций, начиная от злости и раздражения и заканчивая обидой, оскорблениями и слезами. Мысль, порождаемая человеком и тем более озвученная, обладает большой энергией. Сила мысли огромна. Представляете, какой невидимый энергетический удар получают те, на кого выбрасываются негативные эмоции.? Теперь я прошу встать всех тех, у кого на бумажках есть подписи этого человека. Вы - те, кто передал это дальше. И т.д. – теперь вы видите механизм формирования той среды, в которой мы живем и работаем. Но у нас есть те, у кого на листочках стоит буква «в» - это воздержавшиеся, те, кто не стал распространителем. А каков выход из сложившейся ситуации, когда близкий и родной человек вываливает на тебя весь свой негатив?

Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.

Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости. Пропишите себе рецепт оздоровления.

Ранее считалось, что причина любой болезни лежит вне организма. Сейчас все больше говорят о причинах возникновения болезней, лежащих в нас самих.

Как же избавляться от отрицательных эмоций? Один из способов, используемый во многих психологических техниках, это метод «перевертыша», т.е. умение находить позитив в негативе. Как это делается?- давайте и мы с вами попробуем. Каждой команде дана будет та или иная негативная ситуация. Задача - найти как можно больше позитива.

Задание:

Используя метод «перевертыша», «проживи» в позитиве создавшуюся ситуацию:

- На педсовете Вам объявили о мониторинге знаний по вашему предмету.

- С этого года произошло ужесточение условий сдачи ЕГЭ.

- По результатам к/р в ваших классах выявлено низкое качество знаний.

- На Ваш призыв к порядку на уроке ученик ответил грубым отказом.

- На планерке Ваша фамилия прозвучала в списке учителей недобросовестно выполняющих свои обязанности.

Предлагаю вашему вниманию правила здорового учителя.

• Спокойствие, только спокойствие!

• Относитесь с юмором к себе и ситуации.

• Отправляйся домой только с дамской сумочкой!

• Всю работу делай только на работе!

• Помни, принцип здорового эгоизма:

«Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего».

• Будь оптимистом!

• Здоровый сон – важное условие твоего здоровья.

• Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия

в семье и на работе.

Внутришкольные факторы

Кроме названных существует группа внутришкольных факторов, оказывающих воздействие на здоровье школьников, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий: это внутришкольный фактор - организация учебно-воспитательного процесса.


Ситуация:

« Ваш сын (дочь, внук) по семейным обстоятельствам вынужден поменять школу (например, в связи с переездом в другой район).

Каким вашим требованиям должна соответствовать новая школа, чтобы вы поверили, что она работает в здоровьесберегающем режиме?»

Мозговой штурм по вопросу «Определение основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся».


Факторы:


I. Гигиенические условия, представляющие угрозу здоровья.

- Шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы, краска

  • мебель: размеры, размещение в помещении;

  • видеоэкранные средства – компьютеры, телевизор;

  • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;

  • экологическое состояние прилегающей территории;

  • состояние сантехнического оборудования.

II. Учебно-организационнные факторы: (зависящие в большей степени от администрации школы)

  • объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;

  • расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;

  • организационно – педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);

  • объем физической нагрузки – подняли, за неделю, за месяц ( на уроках физической культуры, на переменах, во внеурочное время);

  • медицинское и психологическое обеспечение школы;

  • участие родителей в жизни школы;

  • психологический климат педагогического коллектива;

  • наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.

III. Психолого – педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)

  1. Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

  2. Стиль педагогического общения учителя с учащимися;

  3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

  4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);

  5. Особенности работы с “трудными подростками” в классе.

  6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  7. Степень ограничений в свободе естественных телесных эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;

  8. Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;

  9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.

Таким образом, здоровье каждого человека определяется воздействием внешних и внутренних факторов на организм и возможностями к сопротивлению этим воздействиям самого организма

Важнейшая задача учреждений образования - формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, научить ребенка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.

Для системы образования эта задача трансформируется в возможность использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог.



Современное образование насыщено технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе.

Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.



Представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях.



Понятие, здоровьесберегающих образовательных технологий появилось в педагогическом обиходе лишь в последние 2-3 года. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.Занкова, В. Зайцева, М.Монтессори и т.п. или по “технологии здоровьесбережения”.

Но это не так. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие “здоровьесберегающая” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы и можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее “сертификат безопасности для здоровья, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая технология – это:

  • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1.Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2.Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.

3.Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4.Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача – минимум и задача – оптимум. Задача – минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики “Не навреди!”

Реализация ее рабочей программы включает выявление факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное воздействие на организм учащегося – его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно – нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов.

Соответственно, сами вредные факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на 3 группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические),обусловленные организацией обучения (организационно – педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого – педагогические факторы).

Таким образом, решение задачи – минимум с использованием “ здоровьесберегающих образовательных технологий” заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьников. Задача директора, учителя – по возможности защитить тело и психику ребенка в школе от травмирующих факторов. То же касается охраны труда и здоровья педагогов.

Как же сформировать здоровьесберегающие технологии? (Работа по группам).

Выступление заместителя директора по УВР, который обобщает результаты полученные в группах и формулирует рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в рамках здоровьесберегающих технологий.


Формирование здоровьесберегающих технологий условий организации образовательного процесса.


1. Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса

а) гигиенические требования к детским учреждениям зафиксированы в САНПИНах. Включают следующие требования:

  • создание спокойной звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков способствует созданию благоприятного психологического климата;

  • естественное и искусственное освещение. Освещение боковое естественное во всех помещениях должно быть слева. Слишком яркие светильники, прямые солнечные лучи также как и низкая освещенность вызывают утомляемость. Оконные проемы должны быть оборудованы тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся по цвету со стенами, мебелью. Цвет интерьера не должен быть насыщенно коричневым, насыщенно-голубым, красным, черным, белым, насыщенно-зеленым. Такая обстановка раздражает или угнетает учащихся. Рекомендуется использовать материала и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого. Мебель должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого.

  • Воздушно – тепловой режим. tо воздуха в классах должна быть в пределах 18-21о. Необходимо не менее 2-х раз в день осуществлять сквозное проветривание.


2. Здоровьесберегающая организация учебного процесса.

Учет зоны работоспособности учащихся – важный принцип обучения, построенного на принципах здоровьесбережения.

Распределение интенсивности умственной деятельности – также важное правило организации учебных занятий.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.


Практически все исследователи сходятся во мнении, что форма учебного процесса – будь то урок или занятие в дополнительном образовании, организованные на основе принципов здоровьесбережения, не должны приводить к тому, чтобы дети заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.


Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен педагог, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка. 

Для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья следует выполнять рекомендации:

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать критерии рациональной организации урока:

1.Число видов учебной деятельности. 

Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, примеров и др.

Норма: 4 – 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает на контрольной работе. Сочинение – более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.


3. Средняя продолжительность и частота чередования видов учебной деятельности. 

Ориентировочная норма чередования видов деятельности на занятии – 7-10 минут. 

4.Наличие и выбор места на уроке методов,

способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из “потребителей знаний” в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества) и т.д. Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, семинар, дискуссия, исследовательская работа и т.д.) .

Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоции, общения, самооценки, взаимооценки

5.Место и длительность применения ТСО ( использование в соответствии с гигиеническими нормами, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

6. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке:

физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз. Норма: на 15 – 20 минуте урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

7.Мотивация к учебной деятельности на занятии. 

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке:

- внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка

- стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе.

      1. Наличие на занятии вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. 

Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности); формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д. 

      1. Психологический климат на занятии. 


Создание эмоционально положительного фона в обучении, общении. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими. 

10. Темп и особенности окончания занятия: 

  • быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; 

  • спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми. 

Таким образом, от правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

ВЫВОД:

Ученые отмечают, что состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состоянием медицинской помощи, на 10% -наследственными факторами, на 20 % - состоянием окружающей среды, на 60% - образом жизни. Таким образом, 60 % состояние здоровья человека полностью зависят от грамотности и образованности человека, его образа жизни.


Исходя из сказанного, можно выделить следующие основные приоритеты в формировании духовного и физического здоровья учащихся:

1. Образование и воспитание учащихся в области здоровья - неотъемлемая часть педагогического процесса;

2.Образование и воспитание в области здоровья - важный составной компонент психофизического развития и саморазвития личности;

3. Образование и воспитание в области здоровья выступают как условие, средство и результат формирования здоровой личности.

Педагоги, психологи и родители должны стремиться сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным.

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
«Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».

ІV. Итоговый этап:

- Ответы на вопросы учителей

- Комментарии к материалам семинара

- Рефлексия

- Принятие рекомендаций




Решение педагогического совета 

  1. Считать работу по здоровьесбережению участников образовательного процесса приоритетным направлением.

  2. Расширить возможности использования здоровьесберегающих технологий в практике работы педагогов

  3. Администрации школы осуществлять контроль за степенью использования педагогами в своей работе здоровьесберегающих приемов, методов и форм.

  4. Создать творческую группу по разработке проекта «Школа – мегаполис здоровья» и разработать программу до 01.12.2016г.

  5. Регулярно раз в четверть классным руководителям сдавать отчеты (справки) о заболеваемости учащихся.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сысак Наталья Владимировна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366660


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства