чувство полезности приобретённых навыков.
   способность адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в работе, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
   интерес к результату различными способами .
   умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной;
  понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой либо предмет или вопрос;
  умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
     | Содержание программы | Формы организации и виды деятельности | 
  | Раздел 1. Этика общения   | 
  |  Тема 1. Здравствуйте все!  «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 2. Будем беречь друг друга.  Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. 
 | Путешествие в сказку. Инсценирование. Решение педагогических задач. | 
  |  Тема 3. Дружим с добрыми словами.  Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д. 
 | Игра. Познавательная беседа | 
  |  Тема 4. Любим добрые поступки.  Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. 
 | Познавательная беседа.   Разучивание песни. | 
  |  Тема 5. Подари дело и слово доброе.  Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят. 
 | Путешествие в сказку | 
  |  Тема 6. Умеем общаться.  Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. 
 | Рассказ. Беседа. Игра | 
  |  Тема 7. Каждый интересен.  Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. 
 | 
 Познавательная беседа. Игра. | 
  |  Тема 8. Подарок коллективу.  Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ … 
 | Урок-сюрприз. Игры | 
  | Раздел 2. Этикет | 
  |  Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.  Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. 
 | Беседа. Решение задач | 
  |  Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.  Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 11. Школьные правила этикета.  Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. 
 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры | 
  |  Тема 12. Когда рядом много людей.  Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. 
 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу. | 
  |  Тема 13. Как решать семейные проблемы.  Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.  Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 15. Встречаем Новый год. Классный «Огонек» с праздничным столом.   | Классный «Огонек» | 
  | Раздел 3. Этика отношений с окружающими | 
  |  Тема 16. Душа – это наше творение.  Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» 
 | Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев. | 
  |  Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.  Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.  Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков. 
 | Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр. | 
  |  Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.  Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 20. Помоги понять себя.  Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 21. О настоящем и поддельном.  Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 22. Тепло родного дома.  Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. 
 | Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом» | 
  |  Тема 23. Поздравляем наших мам.  Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». 
 | Праздник. | 
  |  Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.  Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.  
 
 | Познавательная беседа.   | 
  |  Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.  Итоговое занятие – праздник весны и песни. 
 | Праздник. Игры. Песни. | 
  | Раздел 4 Этика отношений в коллективе | 
  |  Тема 26. Чтобы быть коллективом.  Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 27. Коллектив начинается с меня.  Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию. 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 28. Подарок коллективу. Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ | Урок - сюрприз. Игра | 
  |  Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.  Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток». 
 | Познавательная беседа. Игра | 
  |  Тема 30. Скажи себе сам.  Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. 
 | Сочинение «Скажи сам себе» | 
  |  Тема 31. Вот и стали добрей и умней.  Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей. 
 | Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра | 
  |  Тема 32-33. Школе посвящается.    34.Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности. 
 | Подготовка к празднику.   Праздник |