Рабочая программа факультатива «Этика: азбука добра» разработана на основе рабочей программы по курсу «Этика: азбука добра» МБОУ СОШ № 27 г. Белгорода, авторской программы «Этика: азбука добра» для начальной школы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.
 Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
  Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.  
  Изменения в авторскую программу не внесены.
 Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), фактически по календарю на 2019-2020 учебный год – 29 часов.  
          | № | Наимено-вание раздела программы | Тема занятия |  Планируемые результаты | Дата проведения | 
  |  Предметные УУД |  Метапредметные УУД | По плану | Факти-чески | 
  |     | 
 Школьный этикет (5 ч) | 
 Мы в школе | Предметные: Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | 
  Регулятивные УУД:    принимать и сохранять учебную задачу; 
 Познавательные УУД:  открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений ;  планировать свои действия; 
  Коммуникативные УУД: формулировать собственное    мнение и позицию; 
  Личностные УУД:  расширять    активный словарь, включая   в него новые термины; 
 | 02.09 | 
 | 
  |     | Мы пришли на урок | Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | 09.09 | 
 | 
  |     | Зачем нужны перемены? | Предметные: Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | 16.09 | 
 | 
  |     | Мы в школьной столовой | Предметные: Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях | 23.09 | 
 | 
  |     | Правила поведения за столом | Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | 30.09 | 
 | 
  |     | Правила общения (11 ч) | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | Предметные: Уметь применять слова вежливости конкретной жизненной ситуации | Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации 
 Коммуникативные УУД:  учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; -оценивать свои желания и возможности их реализации. 
 Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; 
 Познавательные УУД:  устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;   — выделять существенные характеристики товара.   
 Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации 
 Коммуникативные УУД:  учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; -оценивать свои желания и возможности их реализации. 
 Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; 
 Познавательные УУД:  устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;   — выделять существенные характеристики товара.   
 Личностные УУД: испытывать потребность в самореализации 
 Коммуникативные УУД:  учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; -оценивать свои желания и возможности их реализации. 
 Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; 
 Познавательные УУД:  устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;   — выделять существенные характеристики товара.   
 Личностные УУД: Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. 
 Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль 
 Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; 
 Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения;  учитывать разные мнения, стремиться к координации;  формулировать собственное мнение и позицию 
  Личностные УУД:  Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. 
  Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки 
 Познавательные УУД: строить рассуждения об объекте;  обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии 
 Коммуникативные УУД: соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия | 07.10 
 | 
 | 
  |     | Правила вежливости | Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | 
  |     | Элементарные представления о добрых и недобрых поступках | Предметные: Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | 14.10 | 
 | 
  |     | Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | Предметные: Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | 21.10 | 
 | 
  |     | Значение вежливых слов в жизни | Предметные: Употреблять в различных ситуациях слова вежливости | 11.11 | 
 | 
  |     | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | Предметные: Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками | 18.11 | 
 | 
  |     | Мой учитель | Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости при общении с учителем | 25.11 | 
 | 
  |     | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | Предметные: Уметь проявлять заботу о других, сочувствие | 02.12 | 
 | 
  |     | Моя семья | Предметные: Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях   Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода) | 09.12 
 | 
 | 
  |     | Пути выхода из конфликтной ситуации | Предметные: Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины) | 16.12 | 
 | 
  |     | Практическое знакомство с правилами коллективных игр | Предметные: Уметь применять на практике правила коллективных игр | 
  |     | 
 О трудолюбии (6 ч) | Значение труда в жизни людей | Предметные: Оценивать проявления профессионального мастерства и результаты труда | 23.12 
 | 
 | 
  |     | Что помогает учиться лучше (старательность) | Предметные: Уметь практически применять правила коллективных игр | 13.01 | 
 | 
  |     | Учение как основной труд и обязанность школьника | Предметные: Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | 20.01 | 
 | 
  |     | Трудолюбие как главная ценность человека | Предметные: Определять значение трудолюбия (в культуре народов своего края) как одного из важнейших общественно значимых качеств личности | 27.01 
 | 
 | 
  |     | Трудолюбие как главная ценность человека | Предметные: Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека | 
  |     | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) | Предметные: Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности | 03.02 | 
 | 
  |     | 
 Культура внешнего вида (4 ч) |  Внешний вид человека | Предметные: Определять оптимальные правила внешнего вида | 10.02 
 | 
 | 
  |     | 
 Правила опрятности и их значение для здоровья   | Предметные: Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности | 17.02 | 
 | 
  |     |  Основные правила Мойдодыра | Предметные: Применять основные правила Мойдодыра | 02.03 | 
 | 
  |     |  
  Итоговое занятие | Предметные: Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм нормы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | 16.03 | 
 | 
  |     |  
  Вне-школьный этикет  (7 ч) |  Правила поведения на улице   | Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | 06.04 | 
 | 
  |     |  Правила поведения в транспорте | Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | 13.04 | 
 | 
  |     |  Правила поведения в общественных местах | Предметные: Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | 20.04 | 
 | 
  |     | Вежливое отношение к людям   | Предметные: Выбирать вежливое с позиции нравственных норм отношение к людям | 27.04 | 
 | 
  |     | «Спасибо» и «пожалуйста» | Предметные: Уметь применять слова «спасибо» и «пожалуйста» | 18.05 | 
 | 
  |     |  «Здравствуйте» и «до свидания» | Предметные: Уметь применять слова «здравствуйте» и «до свидания» | 25.05 | 
 | 
  |     |  Итоговое занятие | Предметные: Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми 
 | 
 
     | № | Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой | 
  |     | Основная литература для педагога:    Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168с.  Этикет от А до Я / Автор составитель Н.В.Чудакова.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 112с. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. — 2004–2007. — №1–9.    Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.— М. : Просвещение, 2010. 204 с.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с. | 
  |     | Дополнительная литература для детей:    Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. М. — «Вече», 2004.  Барто А.Л. «В театре».  Волков А. М. Волшебник Изумрудного города / Худож. М. Светланов. — Т.: Укитувчи. 1989.  Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.  Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.    Маршак С.Я. «Вот какой рассеянный».  Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо».  Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной / Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. — М. : Правда,1985.  Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. Возраста / Худож. А. Момуналиев. — Ф.: Адабият, 1990.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000.    Осеева В.А. «Волшебное слово».  Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4–5 лет: в 2 ч. — М.: Эксмо, 2010  Русская народная сказка «Лиса и Журавль»  Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». М. — Просвещение, 2000.  Титкова Т.В. Как принимать гостей. — Издательская группа АСТ., 2004.  Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.  Толстой Л.Н. Волк и собака.  Чуковский К. И. «Федорино горе».  Чуковский К.И. «Мойдодыр».  Чуковский К.И. «Телефон».  Чуковский К.И. «Краденое солнце».  Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.  Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.  Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.  Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010. | 
  |     | Демонстрационные картинки с изображением профессий   | 
  |     | Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения | 
  |     | Наборы сюжетных картинок | 
  | Технические средства обучения | 
  |     | Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок   | 
  |     | Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | 
  |     | Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности). | 
  |     | Аудиоцентр/ магнитофон. | 
  |  Оборудование класса | 
  |     | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев | 
  |     | Стол учительский с тумбой | 
  |     | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 
  |     | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | 
  |     | Полки для Уголка книг | 
  |     | Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. |