Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с нормативными документами:
  -Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- (с изменениями на 3 июля 2016 года, редакция, действующая с 1 сентября 2016 года).
  - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении Сан Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  -Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО».
  - Приказ Министерства образования Российской Федерации от 31 декабря 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
  - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).
  - Основная образовательная программа начального общего образования.
  Полная реализация курса рассчитана на 34 часа в рамках  внеурочной деятельности (на 1 час в неделю). Программа адаптирована на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского.-2-е изд,- М. :Просвещение, 2011.
  Цель занятий — выявление и развитие задатков и способностей лидера и других способностей, помогающих достичь успеха в общественной деятельности в работе органов ученического самоуправления.
  Задачи: обучить коммуникативным умениям, правилам проведения социологических опросов; познакомить с опытом работы известных общественных деятелей; научить пользоваться специальной литературой и компьютерными программами при обработке результатов опросов и анкетирования; воспитать интерес к интеллектуальной деятельности.
  В основе курса лежит идея А. С. Прутченкова о механизмах развития общественно-полезной деятельности школьников. Результаты занятий могут быть подведены в период выборов в органы ученического самоуправления.
  Оборудование для обучающихся по курсу: компьютер с выходом в Интернет; множительная техника; телефон; телевизор; фотоаппарат.
  Результатом освоения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
  Понятие об основных этапах развития демократического движения в России. Особенности терминологии. Основные источники информации. Роль СМИ в развитии открытого общества. Школьные СМИ.
  Понятие о содержании Устава школы и Устава «Школьной республики». Разработка модели организационной структуры органов школьного самоуправления. Защита проекта модели.
  Понятие о функциях органов муниципального самоуправления. Место и роль органов школьного самоуправления в системе муниципального самоуправления.
  Закон о выборах. Мониторинг интереса населения, особенности проведения социологического опроса. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты местного самоуправления. Проведение выборов в органы самоуправления «Школьной республики».
  Понятие об основных социальных партнёрах. Использование индивидуальных компьютерных технологий для расширения и развития деятельности «Школьной республики».
          | № п/п 
 |  Наименование раздела и тем занятий |  Количество часов | Личностные результаты |  Метапредметные результаты | 
  |  Всего |  Теория |  Практика | 
  | 1. |  Демократическое движение в России |  3 |  1 | 2 |  
 |  
 | 
  | 1.1. |  Понятие об основных этапах развития демократического движения в России.   | 
 |  1 |  
 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Слушать и понимать речь других.  Учиться работать по предложенному учителем плану. 
 
 | 
  | 1.2. |  Особенности терминологии. Основные источники информации. | 
 |  
 |  1 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить   | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 | 
  | 1.3. | Роль СМИ в развитии открытого общества. Школьные СМИ. | 
 |  
 | 1 |  В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии
 | 
  | 2. | Сущность и механизмы самоуправления | 3 | 1 | 2 |  
 |  
 | 
  | 2.1. |  Понятие о сущности и механизмах развития деятельности органов местного самоуправления. | 
 | 1 |  
 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения  | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться работать по предложенному учителем плану.  | 
  | 2.2. | История развития различных самодеятельных добровольных объединений граждан по интересам в России | 
 | 
 |  1 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 
 
 | 
  | 2.3. |  Работа с нормативными документами о самоуправлении; обработка анкет соцопроса. | 
 |  
 | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. |  Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах.  Уметь пользоваться специальной литературой при анкетировании. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 | 
  | 3. |  Устав «Школьной республики» | 3 |  1 | 2 |  
 |  
 | 
  | 3.1. |  Понятие о содержании Устава школы и Устава «Школьной республики» | 
 | 1 | 
 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 | 
  | 3.2. | Разработка модели организационной структуры органов школьного самоуправления. Защита проекта модели. | 
 |  
 |  1 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  | Разрабатывать модели организационной структуры органов школьного самоуправления. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 | 
  | 3.3. | Деловая игра по теме «Наш устав». | 
 |  
 |  1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии
 | 
  | 4. | Система муниципального самоуправления | 5 | 1 |  4 |  
 |  
 | 
  |  4.1. |  Понятие о функциях органов муниципального самоуправления.   |  
 
 | 1 |  
 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 | 
  | 4.2.-4.3. | Место и роль органов школьного самоуправления в системе муниципального самоуправления. | 
 |  
 |  2 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  |  Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах.   Уметь пользоваться специальной литературой при анкетировании.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе. Учиться работать по предложенному учителем плану.
 | 
  | 4.4.-4.5. |  Подготовка презентации школьного самоуправления в системе муниципального самоуправления. | 
 |  
 |  2 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 | 
  | 5. |  Выборы в органы самоуправления | 5 |  1 |  4 |  
 |  
 | 
  | 5.1. |  Закон о выборах. | 
 | 1 |  
 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).  Учиться работать по предложенному учителем плану.  | 
  | 5.2. | Мониторинг интереса населения, особенности проведения социологического опроса | 
 |  
 | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения.  |  Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах.  Уметь пользоваться специальной литературой при анкетировании. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  | 
  | 5.3. | Порядок выдвижения кандидатов в депутаты местного самоуправления. | 
 |  
 | 1 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  |  Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах.  Разрабатывать свою предвыборную программу. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии
 | 
  | 5.4. |  Мастер-класс «Моя предвыборная программа». | 
 |  
 |  1 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  | Разрабатывать свою предвыборную программу. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии
 | 
  | 5.5. | Проведение выборов в органы самоуправления «Школьной республики». | 
 |  
 | 1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения.  | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Учиться работать по предложенному учителем плану.
 | 
  | 6. |  Самообразование актива органов местного самоуправления | 5 |  1 |  4 |  
 |  
 | 
  | 6.1. |  Что такое актив органов самоуправления? | 
 |  1 |  
 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. | Учиться работать по предложенному учителем плану. 
 
 | 
  | 6.2. |  Содержание обучения и самообразования актива органов самоуправления «Школьной республики». | 
 |  
 |  1 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  |  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Учиться работать по предложенному учителем плану. 
 
 | 
  | 6.3. |  Методы и формы организации обучения и самообразования актива органов самоуправления «Школьной республики». | 
 |  
 |  1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. |  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Учиться работать по предложенному учителем плану.
 | 
  | 6.4.-6.5. |  Подготовка фестиваля «Наша школьная республика». | 
 |  
 |  2 | В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии
 | 
  | 7. |  Социальные партнёры | 5 |  1 |  4 |  
 |  
 | 
  | 7.1. |  Понятие об основных социальных партнёрах.   | 
 |  1 |  
 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения  | Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. 
 
 | 
  | 7.2. |  Использование индивидуальных компьютерных технологий для расширения и развития деятельности «Школьной республики». | 
 |  
 |  1 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения.  | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.  Учиться работать по предложенному учителем плану. 
 
 | 
  | 7.3.-7.4. |  Подготовка  социальных проектов. | 
 |  
 |  2 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  |  Проводить социологические опросы. Обрабатывать данные, полученные при опросах.  Уметь пользоваться специальной литературой при анкетировании. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  | 
  | 7.5. |  Защита социальных проектов. | 
 |  
 |  1 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии
 | 
  | 8. |  Результаты деятельности органов самоуправления | 5 |  1 |  4 |  
 |  
 | 
  | 8.1.-8.2. | Подготовка презентации результатов деятельности органов самоуправления «Школьной республики» (работа с текстом и таблицами в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point) | 
 |  
 |  2 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.  Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 | 
  | 8.3.-8.4. | Подготовка презентации результатов деятельности органов самоуправления «Школьной республики» (работа с фотоматериалом в программах Microsoft Word, Microsoft Power Point) | 
 |  
 |  2 | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.  | Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.  Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 | 
  | 8.5. | Подведение итогов | 
 |  1 |  
 | Самостоятельно определять простые общие для всех людей правила поведения. В предложенных ситуациях, опираясь на правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.  | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях.
 | 
  | 
 | 
 | 34 |  8 |  26 |  
 |  
 |