Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Основные цели современных образовательных технологий:
1)Предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться;
2)Формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналиттических способностей, способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного,профессионального и карьерного роста учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. »
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»
Знакомство с образовательными технологиями
Понятие
Примеры отдельных технологий
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.
А.Дистервег
Традиционная педагогика
Учитель учит- ученик учится
Учитель знает все- ученик не знает ничего
Учитель думает- ученик воспроизводит знания
Учитель говорит- ученик слушает
Учитель управляет- ученик подчиняется
Учитель активен- ученик пассивен
Учитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливается
Учитель авторитарен- ученик несвободен
Учитель- субъект обучения- ученик-объект обучения
Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа»
Результат образования - этоне толькознанияпо конкретным дисциплинам,но иумение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик долженобладать целостным социально-ориентированным взглядом на мирв его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.Этовозможнолишь врезультатеобъединенияусилийучителей разных предметов.
Состояние разработки и утверждения стандартов
1.ФГОСначального общего образованияутвержденприказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОСосновного общего образованияутвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644.
3. ФГОСсреднего (полного)общего образования – внесен в Совет по стандартам в ноябре 2010 года. На доработке
Последовательность введения ФГОС
1 класс
1.09.2010
Обязательное введение ФГОС
Введение ФГОС по мере готовности
1 класс
1.09.2011
5 класс
1.09.2012
10 класс
1.09.2013
1.09.2014
1.09.2015
5 класс
1.09.2016
1.09.2017
1.09.2018
1.09.2019
10 класс
1.09.2020
Стандарт как совокупность требований к программе школы
ФГОС
основного
общего образования
Ст. 7 Закона
«Об образовании»
Примерная основная образовательная программа
основного
общего образования
к
результатамобразования,
структуре ( содержанию),
условиям ее реализации
Стандарт как совокупность трех систем требований к ООП
Требованияк
структуре
ООП
Обеспечение организационных и педагогических условий деятельности системы образования ОУ
Требованиякрезультатам
освоения ООП
Ожидаемые достижения образования
(достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, через развитие «умения учиться» на протяжении всего процесса обучения)
Требованияк
условиям
реализации ООП
Ресурсы: кадры, материальная база,
информация, финансы
ст. 7 ФЗ РФ
«Об образовании»
Переход на новые образовательные стандарты
Отстандартов, содержащих подробныйперечень темпо каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам –требованиямо том, какими должны быть школьныепрограммы, какиерезультатыдолжны продемонстрировать дети, какиеусловиядолжны быть созданы в школе для достижения этих результатов
Две части:обязательнаяи та, котораяформируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора
Новый стандарт предусматриваетвнеаудиторнуюзанятость
Результатобразования – это не толькознания, но иумение применятьих в повседневной жизни.
В школе должны быть созданыкадровые,материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени
Финансовоеобеспечение будет построено на принципахнормативно-подушевого финансирования.При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативунезависимо от форм собственности
9
9
Новое качество образования
Знания (предметный)
Личностный рост (личностный)
Применение знаний в жизни
(метапредметный)
О системно-деятельностном подходе
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского…
… где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования.
(из материалов «Стандарты второго поколения»)
Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
ФГОС ООО
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Изменение роли участников педагогического процесса
Учитель
Ученик
В традиционной
системе
образовательного
процесс а
Транслирует
информацию
Получает готовую
информацию
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Осуществляет:
поиск
выбор
анализ
систематизацию и
презентацию
информации
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
«Компетентности к обновлению
компетенций» и мотивация к обучению
на разных этапах развития личности обучающихся
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто более активен на уроке, а кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то, с чем столкнулись в тот или иной момент.
Новая дидактическая модель образования
При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формированияновой дидактической модели образования,основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
ФГОС ООО
Инновационное образовательное пространство урока
Современные образовательные технологии
Разноуровневое содержание образования
Сотрудничество
Урок
ИКТ
УМК
Компетентностно-деятельностный подход в образовании
ФГОС: что оценивается как результат образования?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:
умениерешать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)
умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач
прогрессв личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)
Новый стандарт второго поколения акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
17
17
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.
Образовательные технологии
В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе :
уметь выбиратьи использовать современные
образовательные технологии
использоватьтехнологии оценки
современныетехнологии проектирования образовательной среды
Технология -
это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая технология -
это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Образовательная технология:
легко вписывается в учебный процесс;
позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Три уровня педагогических технологий:
Различают три уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический, локально - модульный.
Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.
Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.
Технологии:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективная система обучения (КСО);
-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
-исследовательские методы обучения;
-проектные методы обучения;
-технология « дебаты»;
-технологию модульного и блочно- модульного обучения;
-лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
-технология развития «критического мышления»;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
-информационно – коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
- систему инновационной оценки « портфолио»;
- технологию дистанционного обучения
технология мастерских
групповое обучение
и др.
Современные педагогические технологии
Здоровьесберегающие технологии
Технологии интегрированного
обучения
Учебно-исследовательская деятельность
Обучение на основе учебных задач и ситуаций
Технологии сотрудничества
Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная)
Информационнокоммуникационная (ИКТ)
Личностно-ориентированные технологии
Деловые игры
Технологии дифференцированного обучения
Проблемное обучение
компьютерные технологии
интерактивные технологии
Портфолио учащихся
Технологии разноуровнего обучения
Большое распространение получили следующие образовательные технологии:
модульная технология;
технология проектного обучения;
технология внутриклассной дифференциации;
технология проблемного обучения;
технология дидактической игры.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
О проекте
Проект – целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени
Проектирование и творчество
Проектирование и управление
Проектирование и развитие
Структура проектной деятельности
Ориентация на получение результата!
1.Описание (фиксация) результата
2. Фиксация срока достижения результата
3. Предварительное планирование действий по достижению результата
4. Программирование (планирование по времени отдельных действий)
5. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией
6. Получение продукта проектной деятельности
Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.
Основные принципы учебного проектирования
Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
Возможно большая самостоятельность учащихся;
Творческая направленность;
Практическая осуществимость проекта;
Связь с потребностями общества.
Основные требования к учебным проектам
Организационно-педагогические;
Психолого-физиологические;
Технолого-экономические.
Основные компоненты проекта
Этапы проектной деятельности
Выбор направлений сбора сведений
Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем)
Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус
Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра
Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Этапы проектной деятельности
Сбор сведений (поиск информации)
Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
По времени занимает 1-2 недели
Результат: найденные сведения
Выполнение проекта
Деятельность учащихся по реализации выбранной идеи:
Исследования;
Изготовление конечного продукта.
Этапы проектной деятельности
Завершение работы над темой
Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4)
Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений
Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы
Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями
Этапы проектной деятельности
Представление результатов
Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время
Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты
Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
Проектная деятельность в школе
Проектная деятельность развивае т все универсальные учебные действия !
Технологияпроектно-исследовательской деятельности
Деятельность учителя по реализации целей школы проектной культуры:
- разрабатывают образовательные программы, в которые входят образовательные маршруты (для параллели классов, для класса, для групп, для отдельных обучающихся);
- разрабатывают программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса;
- проектируют самостоятельную работу школьников с учебной литературой, дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета;
- осуществляют диагностику готовности старших школьников к дальнейшему обучению;
- создают условия для развития субъективной активности школьников в учебной и в неурочной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результативности исследования, определение необходимых ресурсов.
Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде. Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость, социальную значимость.
Суть технологии.
Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам ,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания. Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.
Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам ,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.
Этапы проектной технологии .
Информационный (установочное занятие, сообщение о цели и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта).
Плановый.
Поисковый.
Обобщающий.(структурирование информации, систематизация данных, построены логической системы, выводов).
Этап представления и защиты.(Защита, презентация, результат).
Аналитический.(Рефлексия)
Применение проект но – исследовательских технологий на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач:
выдвигать темы проектов,
вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы,
приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы.
Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Способствует формированию межпредметных и надпредметных связей.
Реальный вклад учеников в изменение социальной ситуации в образовательном сообществе
ШКОЛЬНИК НОВОГО ТИПА – внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельные решения
ТЕХНОЛОГИЯ развития критического мышления
1. Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи: Критическое мышление:
Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегает понимание различных «взглядов на мир»;
Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
1. Технология развития критического мышления.Критерии оценки результата
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.
Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся. Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём причина?)
Самоконтроль (Каковы недостатки?)
Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте прогноз).
Результаты:Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
А. В. Хуторской
Методика личностно-ориентированного обучения
Как обучать всех по-разному?
Личностно-ориентированные системы обучения:
Система Сократа.
2. Свободная школа Л. Толстого.
3. Новая школа Френе.
4. Система Монтессори.
5. Вольдорфская школа.
6. Школа М. Щетинина.
7. Школа свободного развития.
8. Школа самоопределения.
Исходная позиция – каждый ученик индивидуальность. Учащийся - субъект своего образования.
Смысл и вектор образовательного движения иной – не к ученику, а от него.
Но мало дать свободу детям, надо научить их действовать.
Закономерности:
Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.
Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.
Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.
Образовательный продукт – результат образовательной деятельности ученика, имеющий внешнее ( идея, текст, поделка, сочинение) и внутреннее ( личностные качества) проявления.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика :
Смысл деятельности ( зачем я это делаю);
Постановка личной цели ( предвосхищающий результат);
План деятельности;
Реализация плана;
Рефлексия ( осознание собственной деятельности);
Оценка;
Корректировка или переопределение целей.
Личностно-ориентированное образование- развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.