Данное занятие разработано для учащихся коррекционных школ VIII вида. Цели:
 •Обогащать активный словарный запас учащихся по теме мебель.
 •Развивать словообразовательные функции речи на основе упражнения учащихся в образовании  слов-признаков от слов-предметов.
 •Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
 •Дать доступные знания об изготовлении мебели и профессиях,помогающие изготовлять мебель.
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Практический материал по теме «МЕБЕЛЬ».»
            
            
                                                            
     
  учитель-логопед Вялкова Ольга Анатольевна 
КГОБУ АРСЕНЬЕВСКАЯ КШ 
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 
.  Практический материал по теме «МЕБЕЛЬ». 
     
ЦЕЛЬ: 
- Обогащать активный словарный запас учащихся по теме мебель. 
- Развивать словообразовательные функции речи на основе упражнения учащихся в образовании слов-признаков от слов-предметов. 
- Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
- Дать доступные знания об изготовлении мебели и профессиях ,помогающие изготовлять мебель. 
 
- Вспомните и назовите предметы, обозначающие мебель 
 
Назовите мебель, которую видите . 
     
Откуда берётся мебель? Кто её делает? Что нужно сделать сначала, что потом? 
     
- Лесник ухаживает за лесом, садит новые деревья, очищает лес от мусора. 
- Лесорубы пилят большие, огромные деревья. 
- Со ствола дерева ветки обрубают специальные машины. Ствол без веток - это бревно. 
 
- Брёвна из леса вывозят лесовозы. 
- Брёвна привозят на лесопильный завод. Их там пилят на доски. 
- Из досок делают деревянную мебель. 
 
- Лесник 
- Лесоруб 
- Лесовоз 
- Доски 
- Мебель. 
- Говорим о значении этих слов 
 
- Мебель сначала рисует дизайнер. 
- Дизайнер думает, как сделать мебель красивой, удобной. 
 
     
     
- Дизайнер думает, какую обивку сделать на мебель. 
- Что такое обивка? 
- У какой мебели есть обивка? 
 
- Обивка кресла и дивана из кожи. Это кожаная обивка. Посмотрите. 
 
     
- Ещё обивка бывает из бархата 
- Обивка из габелена (толстая, практичная ткань с очень разными рисунками). 
 
     
     
- Такую красивую мебель делает дизайнер и конструктор. 
- Конструктор отдельно чертит каждую часть мебели. 
 
- Какие части есть у стола, у стула, кровати?(дети перечисляют, а логопед добавляет) 
 
Мебель бывает разной. Мебель для детей -это ДЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ 
Мебель, изготовленная из железа – это ЖЕЛЕЗНАЯ МЕБЕЛЬ. 
Мебель,изготовленная из дерева – это ДЕРЕВЯННАЯ МЕБЕЛЬ. 
Мебель, изготовленная из пластмассы – это ПЛАСТМАССОВАЯ МЕБЕЛЬ. 
     
- Кто ухаживает за мебелью? 
- Как ухаживают за мебелью? 
(дети расуждают, говорят то, что знают) 
     
(ответы детей, например, в больнице…) 
     
     
     
     
 
     
     
     
- Подберите слова-признаки к слову КРОВАТЬ. 
- Какая бывает кровать? 
 
- Подберите слова признаки к слову ДИВАН. 
- Какой бывает диван? 
 
- Подберите слова-признаки к слову КРЕСЛО. 
- Какое бывает кресло? 
 
- В какой сказке говорится о размере мебели? 
 
- Правильно, в сказке «Три медведя». 
- А какой она была? (рассуждения детей) 
 
РЕЧЕВАЯ ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО» 
- ДИВАН 
- КРОВАТЬ 
- СТУЛ 
- СТОЛ 
- ШКАФ 
 
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ,ПАМЯТИ. 
- Логопед произносит громко 3 слова, например : кровать, стол, стул. Дети запоминают и в той же последовательности повторяют. 
- Логопед произносит 4 слова,дети запоминают и в той же последовательности говорят слова. 
 
- Составьте предложение по этой картинке. 
 
     
- Составьте предложение по это картинке. 
 
     
ШКАФ ВЫСОКИЙ, А ТУМБОЧКА… 
КОМОД ШИРОКИЙ, А СТУЛ… 
ДИВАН МЯГКИЙ, А СТУЛ… 
КРОВАТЬ ЖЕЛЕЗНАЯ, А ШКАФ… 
     
Примерные лексико-грамматические задания: 
- Кому нужен письменный стол? 
 
 
- Что хранят на письменном столе? 
 
- Стол – это мебель в виде широкой горизонтальной пластины на ножках. 
- Какие бываютстолы? 
 
ПРОВЕРЬТЕ: 
- Обеденный стол – обедает семья. 
- Письменный стол – пишут, рисуют, лепят.. 
- Кухонный стол – « Что делают на этом столе? 
- Садовый стол. Для чего нужен этот стол? 
 
- Столы бывают с овальными, круглыми, квадратными, многоугольными, треугольными и разными пластинами, т.е. крышками стола. 
 
Прочитайте медленно 
ДИВАН, КРОВАТЬ, ТРЕЛЬЯЖ, ШКАФЧИК, ДИВАНЧИК, КРЕСЛИЦЕ. 
     
ПРОЧИТАЙ ГРОМКО, УВЕРЕННО: 
- ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛ, ДЕРЕВЯННАЯ ТУМБОЧКА. ВЫСОКИЙ ШКАФ, ЖЕЛЕЗНАЯ КРОВАТЬ, ДЕТСКИЙ СТУЛЬЧИК, ДИЗАЙНЕР, ЛЕСНИК, ЛЕСОРУБ, ЛЕСОВОЗ.