«У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и веселым звоном»
  В.А.Сухомлинский
  В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».  
  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса.  
  Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в первую очередь личностных и метапредметных), на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления спектра занятий, направленных на развитие детей. Важно иметь в виду, что ВД – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. ВД понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
  Какова же цель ВД? Это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.  
  На основании основных задач, изложенных в приложении к письму Минобрнауки РФ «Об организации ВД при введении ФГОС общего образования» обозначены основные задачи ВД в МОУ «Чисменская ООШ»  
  -  Создание условий для успешной адаптации обучающихся в школе   
-  Выявление интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; развитие творческих способностей, получение опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества 
-  Закрепление и создание условий для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов   
-  Усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время, оказание помощи в «поисках себя» 
-  Организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений ДОД, культуры, физической культуры и семьями. 
 Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими Внеурочная деятельность  – специально организованная деятельность обучающихся. представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения, организована в I классе в соответствии с ФГОС второго поколения.  Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
  Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие,  наиболее актуальны  следующие принципы и подходы:
 1.Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
 2. Принцип целостности  урочной  и внеурочной деятельность.
 3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.
 4. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
  Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями.  
  Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д., старается раскрыть у обучающихся организаторские, творческие, коммуникативные и др. способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка.  
 Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.  
 В соответствии с требованиями ФГОС «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)».  
  ВД имеет три уровня результатов обучающихся:
  -   1-й уровень – ребенок знает и понимает общественную жизнь   
-   2-й уровень – ребенок ценит общественную жизнь   
-   3-й уровень – ребенок самостоятельно действует в общественной жизни 
Таким образом, ВД направлена на достижение воспитательных результатов:  
  -  Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям   
-   Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта 
-   Самостоятельное общественное действие   
 Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
  Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:
  -  любящий свой народ, свой край и свою Родину; 
-  уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 
-  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 
-  владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности; 
-  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; 
-  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; 
-  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни. Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться  как личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Это, в свою очередь,  даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания  и   образования. 
 Во   внеурочной   деятельности   создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых    детей  и  педагогов,  в  которой    осуществляется    «штучная    выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.   При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это, отнюдь, не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с  отстающими или одарёнными детьми.  
  Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.