Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
  «Основная общеобразовательная школа № 4»
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Конспект урока по учебному курсу ОДНКНР
  Модуль «Основы светской этики»
  5 класс
  Итоговый урок – КВН
  
 
  
 
  Учитель – Янбахтова Светлана Петровна
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 
 
  г. Коркино
  2016 г
  
 
  Тема урока: Итоговый урок – КВН
  
 
  Цель урока: обобщение знаний, понятий и представлений о ценностно – смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
  
 
  Планируемые образовательные результаты:
  
 
  Предметные: Актуализировать имеющиеся знания по курсу. Сопоставлять изученный материал с известными знаниями, развивать критическое мышление. Формировать собственное отношение к изучаемому материалу.  
  Метапредметные:  
  Познавательные: Уметь ставить и сохранять учебные цели и задачи, строить речевые высказывания в устной форме, способность к анализу и синтезу информации, выбирать способы решения этических задач.  
  Регулятивные: Уметь строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок. Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях
  Коммуникативные: Понимать возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Уметь работать в команде, определять общую цель и достигать ее.
  Личностные: Формировать у учащихся отношения и ценности положительного и порядочного отношениям между людьми. Поддерживать дружеское взаимоотношение в классном коллективе, соблюдать этикет в общении.  
  
 
  Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, экран, электронная презентация.
  
 
  Ресурсы (музыка), используемые на уроке: видеоклип «Дорогою добра» (Ю. Энтин, М. Минков)
  
 
  Подготовительная работа: Сформировать 2 команды; сообщить, что каждая группа за урок может набрать определенное количество баллов. По количеству набранных баллов определится победитель. Жюри – родители, учителя, представители администрации школы.
  
 
  
 
  Организационная структура урока  
  
 
  Этап 1. Вхождение в тему урока, включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  Я – человек. Живу среди людей,
  Тех, у которых множество идей,
  И все должны мы понимать друг друга,
  Ведь в этом состоит общественного жития наука.
  Я – человек. И ты. И он ведь человек.
  Давайте в мире пониманья жить вовек.
  
 
  Пусть эти слова будут девизом не только сегодняшнего урока, но и всей вашей жизни.
  
 
  Этап 2. 1 тур – «Выбирай» (команды должны поднять карточку с буквой верного ответа)
 
 
 1) Главой государства Российской Федерации является  
  А) патриарх Б) прокурор В) президент Г) министр
 
 
 2) Национальность – это …
  А) членство в организации Б) принадлежность к определенной общности людей  В) цвет волос Г) проживание в одной стране
 
 
 3) Этика – это наука, изучающая …
  А) этикет Б) мораль В) манеры Г) материки
 
 
 4) Патриот – это …
  А) космонавт, побывавший на Луне Б) учащийся ПТУ  
  В) любитель автоболей Г) человек, любящий Родину
 
 
 5) Репутация – это …
  А) добрая или дурная слава Б) футболка с символом
  В) письменное заявление Г) ценная бумага  
 
 
 6) Терпимость – это …
  А) толерантность Б) терпение В) уважение Г) выносливость
 
 
 7) Честность – это …
  А) умение ловко соврать Б) красноречие
  В) правдивость, верность обязательствам Г) возврат присвоенной речи
 
 
 8) Эгоизм – это …
  А) учение древних греков Б) герой Эллады
  В) энергетический напиток Г) стремление к получению собственных благ
 
 
  Этап 3. 2 тур - «Кто быстрее?»  (какая команда быстро и правильно назовёт понятие к данному определению)
 
 
 1) То, что соответствует действительности (ПРАВДА)
 2) Отношения между людьми. Основанные на взаимопомощи и доверии, общих интересах и увлечениях (ДРУЖБА)
 3) Чувство ответственногсти перед людьми, обществом (СОВЕСТЬ)
 4) Всё плохое, что относится к беде и несчастью (ЗЛО)
 5) Умение уважительно и ттактично общаться с людьми, доброжелательное к ним отношение (ВЕЖЛИВОСТЬ)
 6) Состояние человека, в котором он не мпогявляет ни малейшего и нтереса ке чему-либо (РАВНОДУШИЕ)
 7) Качество человека, которое для дворянина было превыше всего (ЧЕСТЬ)
 8) Установленный порядок внешних обрядов, хороших манер и правил поведения (ЭТИКЕТ)
 
 
  Этап 4. 3 тур – Игра «ДА или НЕТ – соблюдайте этикет» (команды дают ответ «да» или «нет»)
 1) При встрече первым здоровается старший с младшим (НЕТ)
 2) Из автобуса, трамвая первой выходит женщина (НЕТ)
 3) Во время спектакля можно есть, жевать, обсуждать с соседом увиденное (НЕТ)
 4) В музее вопросы экскурсоводу можно задать в перерыве (ДА)
 5) Кусочек масла для хлеба берут ножом (НЕТ)
 6) Нарезанные овощи и фрукты берут из общих ваз руками (ДА)
 7) Персик, сливу, крупный абрикос разрезают на тарелке пополам, ножом и вилкой удаляют косточку. (ДА) Затем, отрезая по кусочку, при помощи ножа и вилки съедают.
 8) Вишню едят, придерживая за черешок. (ДА) Косточки потом можно выплюнуть. (НЕТ) Косточки изо рта вынимают ложечкой.
 
 
  Этап 5. 4 тур – «Пропавшее слово» (в изречение вставить недостающее слово)
 
 
 1) Кто нарушил ……. раз – теряет его навсегда (русская пословица) - доверие
 2) «Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, труднее же всего скрыть …….» (Л. Берне) - равнодушие  
 3) «Каков человек, такова и …..» (Сократ) – речь
 4) « …….  обходится нам так дёшево, а ценится так дорого» (Сервантес) - вежливость  
 
 
  Этап 6. 5 тур – «Пословица неспроста молвится» (собрать начало и окончание пословиц, объяснить их значение)
 
 
     | Жалок тот, | тем выше честь. | 
  | Доброе имя | а дело его два. | 
  | Люди живут в согласии, | кто добра не делает никому. | 
  | Чем труднее дело, | дороже богатства. | 
  | К чему ребёнка приучишь, | если доверяют друг другу. | 
  | Худо тому,   | то от него и получишь. | 
  | Человек живёт век,   | в ком совесть не чиста. | 
 
 
 
 Этап 7. Подведение итогов
 
 
  - Вот и подошёл к концу наш КВН. Подведём итоги (оглашаются результаты, команды получают грамоты).
 
 
  Я надеюсь, что  полученные знания и умения пригодятся вам в жизни, что вы будете вежливыми, добрыми, порядочными, культурными людьми.  
  Всегда помните о золотом правиле нравствености. (Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе)
  Вот что об этом говорил Максим Горький: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что всё станет лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»  
  - А завершим сегодня нашу встречу песней «Дорогою добра»
  
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Список использованных источников и литературы:
  -  Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. - М.: Дельта- МКС, 1992 
-  Курочкина Н.И. Уроки этикета в начальной школе: учебно-методическое пособие. - М.: Экон-информ, 2014 
-  Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой для 4-5 классов. - М.: Просвещение, 2013 
-  Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса. -М.: ООО «Русское слово», 2013   
-  Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово», 2014 
-  Шемшурина А.И. Этическая грамматика. - М.: Лика, 2006 
-  http://mirnot.narod.ru 
-  http://o-pogovorkah.ru 
-  http://www.wisdoms.ru 
- festival.1september.ru/articles/506104/   
- www.blogupp.com/directory/blog/svital.ru/1 
- http://chudo-udo.com/detskie-pesni-karaoke