22 апреля 2014 год  
  Классный час «День земли»  
  для учащихся1-2а класса начальной школы
  Подготовили и провели учителя : Гришина Е.А., Полтавченко Н.Н.
  
 
  Тема защиты природы в настоящее время актуальна для всех. Для детей младшего школьного возраста она интересна не только фактическим материалом, но и богатым эмоциональным наполнением.
  
 
  Цели:  
  1.Познакомить учащихся с праздником «День Земли»;  
  2.Формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание;
  3.Воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.  
  Оборудование:
  компьютер и проектор.
  Подготовительная работа:  
  Подготовка презентации.
  
 
  
 
  Вступительное слово учителя.
  УЧИТЕЛЬ 1
  Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери. 
  УЧИТЕЛЬ 2
  Живая планета Земля
  Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капля дождя.
И вода всех морей и рек.
Я - извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
Я - живая планета Земля.
  
 
  УЧИТЕЛЬ1
  ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
  Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в ЕГО руках. 
  -  Человек! Создал страшные яды, которые убивают всё живое. 
-  Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами. 
-  Человек! Вырубает лес, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора. 
-  Нашей планете грозит страшная беда!  
 Классный час «День Земли» - это тревожный сигнал для каждого из нас. Это призыв к тому, чтобы мы бережно относились к окружающей природе и заботились о ней. 
  
 
  Справочный материал для учителя
  День Земли ежегодно отмечается во многих странах мира  22 апреля, в день весеннего равноденствия.  
  Традиция его празднования лежит в 40-х годах 19 века, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на постоянное место жительства в пустынные места штата Небраска.  
  Здесь на строительство домов и дрова активно вырубались одинокие деревья, которых и без того в штате было очень немного. Джон Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев.  
  В 1882 году Небраска объявила 22 апреля официальным праздником – Днем Дерева.  
  Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.  
  В этот день 20 миллионов американцев вышли на улицы своих городов, призывая власти к решению экологических проблем. Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, сажали деревья, убирали на улицах мусор, очищали берега рек, слушали на концертах песни, воспевающие красоту окружающего мира.
  С 1994 года этот день объявлен всемирным.  К этому времени ученые смогли подсчитать, что угроза тотального уничтожения человечества возможна через 300 – 1000 лет.  
  С 1997 года День Земли  начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами.
  
 
  УЧИТЕЛЬ1  
  Физкультминутка-игра «Да, нет»
  Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши над головой, если – нет, то присядьте.
  - Необходимо экономно использовать природные ресурсы. 
- Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы. 
- Я не выключаю свет, выходя из комнаты. 
- Мне не нравится запах выхлопных газов. 
- Я мусорю на улице.  
- Видя насекомое в своей комнате, я выпускаю его на волю, вместо того, чтобы убить. 
- Используя бумагу в работе, трачу её попусту, не экономно. 
- Планета Земля - наш общий дом. 
- Охрана природы приносит пользу. 
 
 
  УЧИТЕЛЬ2
  Викторина «Знатоки природы»  
  Задание: замени фразу одним словом.
  (Текст заданий читает учитель)
  -  Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. ЗАПОВЕДНИК 
-  Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. ЭКОЛОГИЯ  
-  Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ 
-  Хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей. ЛИСТВЕННИЦА 
-  Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, символ России. БЕРЁЗА  
-  Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо. БАБОЧКИ 
-  Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. символ надежды и удачи, вдохновляющая людей на самые прекрасные произведения искусства на протяжении долгих веков. ЖУРАВЛЬ 
-  Птица, выводящая птенцов зимой. КЛЁСТ 
-  Зверёк, уничтожающий насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящий большую пользу сельскому хозяйству. БАРСУК  
-  Русского писатель, большой любитель природы. Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин» и др. М. ПРИШВИН 
 УЧИТЕЛЬ 
  Игра «Узнавай-ка»
  (слова-перевёртыши, название птиц и животных)
  Правила игры: необходимо прочитать название птицы и животного, если Вы прочитаете правильно, то увидите его фотографию и услышите стихотворение-загадку о нём.
  конороваж фариж
  йеволос акшим
  акшукук ырбоб
  летяд нолс
  чарг арбок
  
 
  Птицы  
   1.  
  Он весной поет красиво,
  Звонко, весело, игриво!
  Угадай-ка поскорей,
  Что за птичка? ... (йеволос)
  2.
  Солнце греет у порога
  И растаяли сугробы,
  Потекли рекой ручьи,
  Прилетели к нам ... (ичарг)
  3.
  Высоко под облаками,
  Над полями и лугами,
  Словно выпорхнув спросонок,
  Песнь заводит ... (конороваж)
  4.
  Тук-тук-тук с утра весь день.
  Как стучать ему не лень?
  Может, он немного спятил?
  - Тук-тук-тук, - в ответ нам ... (летяд)
  5.
  Кто в лесу у нас гадает
  И про жизнь твою все знает?
  Прокукует, подсчитаешь,
  Сколько жить тебе узнаешь!
  Птичка, серая подружка,
  А зовут ее ... (акшукук)
  
 
  Животные
  1.
  Ты узнать меня сумей-ка,
  Я - лошадка с длинной шейкой.
  Ты, дружок, конечно, прав,
  Понял ты, что я... (фариж)
  2.
  Не нужны нам топоры,
  Мы строители - ... (ырбоб)
  3.
  Ты меня не назовешь
  Слишком ласковой и доброй.
  Никогда меня не трожь,
  Я - змея, большая... (арбок)
  4.
  На поляночку весной
  Прибыл весь народ лесной -
  Вышел из норы зайчишка,
  Из берлоги вылез... (акшим)
  5.
  Слышите могучий топот?
  Видите длиннющий хобот?
  Это не волшебный сон!
  Это африканский... (нолс)
  
 
    
 
  УЧИТЕЛЬ 1
  Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. 
  Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята! 
  … прочтёт стихотворение-призыв «Люди гости на планете Земля»
  УЧИТЕЛЬ 2
  На планете Земля люди - гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.
  
 
  Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.
  
 
  Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят - не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!
    Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек -
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!   
 
 
  Справка для учителя.
  ПОГОСТ.
  Кладбище, обычно сельское (в старину – церковь в стороне от села с прилегающим участком и кладбищем).
  
 
  УЧИТЕЛЬ1
  Давайте обратимся к нашей планете и поздравим её с праздником!
  Дорогая планета, Земля! Поздравляем тебя с праздником! Прости нас за наши ошибки. Мы обещаем сохранить твою красоту!
  УЧИТЕЛЬ1
  Подведём итог (вопросы появляются на слайде по щелчку мыши в поле слайда)
  -  Какому празднику был посвящён классный час? 
-  Назовите цель праздника. 
-  Когда он отмечается?   
-  Какой знак является символом праздника? 
-  Что изображено на флаге Земли? 
-  Какие мероприятия проводятся в России и других странах к этому празднику - «День Земли»? 
-  А что мы с Вами можем сделать в деле защиты окружающей среды? 
  Задание  Нарисуйте плакат или рисунок к празднику «День Земли».  
- А что можно нарисовать? (далее на слайдах следуют образцы рисунков и плакатов)    Источники информации  -  http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=8200 – открытка «День Земли», девочки держатся за руки; 
- http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=8015 – обои «день Земли», изображение Земли с веночком; 
- http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=7383 – открытка «Всемирный День Земли»; http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=696 – открытка «Мирного неба над твоей головой»; 
  5