Муниципальное образование Мостовский район, станица Андрюки
  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  средняя общеобразовательная школа № 6 имени А.Н. Дудникова
 
 
  
 
  
 
  УТВЕРЖДЕНО
  
 
  решением педагогического совета  
  от ___августа 2015 года протокол № 1
  Председатель _______ Л.П.Лихова
  
  РАБОЧАЯ ПРОГРАММ
 
 
  По внеурочной деятельности  кружок «Грамотейка»
 Уровень образования (класс) начальное общее образование 1 класс  
 Количество часов 66  
  Учитель Скачкова Светлана Леонидовна  
  Программу разработала: Скачкова Светлана Леонидовна.  
  Программа разработана на основе:
  - Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  -Федерального государственного образовательного стандарта общего
  начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
  
 
  
 
  
 
  1.Пояснительная записка.
  Внеклассная работа по математике является естественным дополнением и продолжением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  
  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.  
  Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.  
  Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики. Занятия кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
  Творческие работы и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.  
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.  
   Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
   Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
  
 
  Цель, задачи и принципы программы:
  
 
  Цель: развивать математический образ мышления
  Задачи: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  -  Расширять и углублять знания по программному материалу; 
-  содействовать умелому использованию символики; 
-  учить правильно применять математическую терминологию; 
-  развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; 
-  уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. 
-  развивать умения самостоятельно и творчески работать с книгой; 
-  расширить представления учащихся о практическом значении математики в жизни. 
 
 
  Основные виды деятельности учащихся:
   
    решение занимательных задач;
    оформление математических газет;
    знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
    самостоятельная работа;
    работа в парах, в группах;
    творческие работы
  
 
  2.Общая характеристика.
  Кружок «Грамотейка» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
  В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
  Кружок «Грамотейка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
  3.Место в учебном плане.
  Программа рассчитана на 66 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
  
 
  4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  Ценностными ориентирами содержания являются:
  – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений;
  – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  – формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
  Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения факультативного курса «Занимательная математика».  
  Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  воспитание чувства справедливости, ответственности;
  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
  Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
  
 
  5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
 Личностные УУД:
  принятие и освоение социальной роли обучающегося,
  -развитие мотивов учебной деятельности и -формирование личностного смысла учения;
  -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
  -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  Коммуникативные УУД: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
  -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  -читать вслух и про себя тексты учебников
  Регулятивные УУД:
  -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.  
  -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  -в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
  Познавательные УУД:
  -выполнять универсальные логические действия:
  - выполнять анализ (выделение признаков),
  - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),  
  - выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,  
  - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,  
  - выстраивать логическую цепь рассуждений,  
  - относить объекты к известным понятиям.
  -создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  
  Выявление сходства и различия в предметах .
  Введение понятия "столько, сколько", обозначение каждого персонажа (предмета) на рисунке фишкой .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества  
  Универсальные учебные действия
  Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
  указывающие направление движения.
  Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
  исходной конструкции.
  Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
  соответствии с заданным контуром конструкции.
  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
  условием.
  Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
  условии.
  Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
  пластилин и др.) и из развёрток.
  Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
  построенную конструкцию с образцом.
  Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
  выполнения конкретного задания.
  Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
  работы с числовыми головоломками.
  Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
  правилами.
  Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение
  в пробном действии.
  Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
  условием.
  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
  Форма организации обучения – работа с конструкторами
  Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
  Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный»
  конструктор.
  ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
  Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
  
 
  Предполагаемые результаты:
  Занятия в кружке должны помочь учащимся:
    усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;  
    в воспитании культуры математического мышления;
    формировать творческое мышление;
    способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;  
   
  6.Содержание учебного курса
  Числа. Арифметические действия. Величины
  Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
  Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  Занимательные задания с римскими цифрами.
  Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
  «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
  Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
  Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
  Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
  Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
  Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
  Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
  Форма организации обучения – работа с конструкторами
  Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
  Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный»
  конструктор.
  ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
  Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
  Мир занимательных задач
    Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
  Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
  Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
 
 
  
     7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
  
 
      |  Наименование тем курса |  Кол-во часов |  Виды учебной деятельности   | 
  | 
 | 
  | 1. Вводное занятие «Математика – царица наук» |  1 |  Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося,  -развитие мотивов учебной деятельности и -формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Коммуникативные УУД: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.  -читать вслух и про себя тексты учебников Регулятивные УУД: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;  - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.    -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.  -в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные УУД: -выполнять универсальные логические действия: - выполнять анализ (выделение признаков), - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),   - выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,   - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,   - выстраивать логическую цепь рассуждений,   - относить объекты к известным понятиям. -создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.    Выявление сходства и различия в предметах .  Введение понятия "столько, сколько", обозначение каждого персонажа (предмета) на рисунке фишкой .Классификация элементов множества. Выделение элементов множества .          | 
  | 2. Как люди научились считать. |  3 | 
  | 3. Интересные приемы устного счёта. |  2 | 
  |  4-5. Решение занимательных задач в стихах. | 2 | 
  | 6. Учимся отгадывать ребусы. | 2 | 
  | 7. Учимся составлять ребусы. | 2 | 
  | 8. Занимательные задачи на сложение. Загадки, игра «Весёлый счёт» | 2 | 
  | 9. Упражнения в измерении на глаз. Игра «Задумай число».   | 2 | 
  |  10.Упражнения на сравнение фигур. Задача в стихах. Задача-смекалка. Игра «На 5 больше и на 5 меньше» .   | 2 | 
  | 11. Задача в стихах на разностное сравнение. Занимательный квадрат.   | 2 | 
  | 12. Загадки- смекалки. | 2 | 
  | 13. Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?» | 2 | 
  | 14.Отгадывание ребусов. Упражнения на проверку знания нумерации. Задача–шутка, задача-смекалка. Игра «Весёлый счёт» | 2 | 
  | 15. Упражнение в анализе геометрической фигуры. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | 2 | 
  | 16. Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры.   | 2 | 
  | 17.Отгадывание ребусов. Задача в стихах. Отгадывание ребусов. Игра «Удивительный квадрат».   | 2 | 
  |  18.Игра «Концовки». Игра «Таблицу знаю. Решение логических задач. | 2 | 
  | 19.Математический конкурс | 2 | 
  | 20.Игра «Весёлый счёт». Задача-смекалка, задача-шутка, загадка. | 2 | 
  | 21.Игра «На 5 больше и на 5 меньше». Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?»   | 2 | 
  | 22.Коллективная работа по выпуску математической газеты.   | 2 | 
  | 23.Подведение итогов в решении задач, загадок из математической газеты.   | 2 | 
  | 24.Отгадывание ребусов. Задача в стихах на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации. | 2 | 
  | 25.Дидактическая игра «Поймай золотую рыбку». | 2 | 
  | 26.Математическая игра-сказка «Винни-Пух и его друзья» | 2 | 
  | 27.Математическая игра-сказка «Винни-Пух и его друзья».   | 2 | 
  | 28.Знакомство с математическими сказками. | 2 | 
  | 29.Знакомство с рассказами-головоломками.   | 2 | 
  | 30.Отгадывание ребусов. Задача в стихах. Танграм.   | 2 | 
  | 31.Математический турнир. | 2 | 
  | 32. Подведение итогов выполнения теста. | 2 | 
  | 33. Подведение итогов работы кружка. | 2 | 
  | ИТОГО | 66 |  
 | 
 
  
 
  8.Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
  
 
  -  Л.П.Николаева, И.В.Иванова «5000 заданий по математике». 
-  Е.В.Языканова «Развивающие задания» 1 класс. 
-  В.П.Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе». 
-  Е.Г.Бурлака, И.Н.Прокопенко «Занимательная математика». 
-  Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике». 
-  Т.И.Тарабарина, Н.В.Ёлкина «И учёба, и игра: математика». 
-  Н.И.Удодова «Занимательная математика». 
-  Журнал «Начальная школа». 
  
 
 
   11