На основе: авторской программы Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова.  
   Москва: Издательство РОСТ, 2012г.
  Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012.
  Деятельность учителя начальных классов направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью, «уметь учиться». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного усвоения социального опыта. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной ступени обучения к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивать познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценить свою работу. Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста - помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков. Основа для подготовки детей к творчеству закладывается уже в период с 6 до 12 лет. В эти годы развиваются любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. В связи с этим данная программа рассчитана на детей 6-11 лет. 
  Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
  В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
  Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
  Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
  Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
  1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
  2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
  3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
  4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
  5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
  Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
  Так как на внеурочную деятельность тетради приобрести на каждого ребёнка довольно сложно, можно завести папки-портфолио, куда необходимо вкладывать продукт, полученный на занятии. Это удобно тем, что работа предусматривается разнообразная: анкетирование, сбор информации, мини доклады и мини исследования, рисунки и т.д. В рабочую тетрадь всё это занести сложно. В такой папке можно собрать результат работы за все четыре года обучения. 
  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  — формирование социально адекватных способов поведения.
  3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
  — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  4. Формирование умения решать творческие задачи.
  5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
  Развитие умения отвечать на вопросы. Знакомство с понятием «хобби». Выбор темы проекта. Как собирать материал по теме проекта. Знакомство с понятием «проблема». Развитие умения обозначать проблему. Знакомство с понятием «гипотеза». Развитие умения выдвигать гипотезу. Знакомство с понятием «цель». Развитие умения ставить цель. Развитие умения определять задачи проекта. Развитие умения работать с разными источниками информации. Знакомство с понятием «продукт проекта». Составление визитной карточки проекта. Составление мини-сообщения. Подготовка к публичному выступлению. Развитие умения отвечать на вопросы по теме проекта. Составление памятки для учащегося – проектанта. 
            | 
 | 
 | 
 | 
  | № занятия | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия)   | Контрольно-оценочная деятельность   | 
  | вид   | форма | 
  | 1 | Что такое исследование? |  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Исследовательские способности, пути их развития. Значимые личностные качества исследователя.  | слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; осваивать материал на основе внутреннего плана действий; |  находить значимые личностные качества исследователя.   | текущий | Ответы на вопросы    тренинг | 
  | 4 5 | Как выбрать тему исследования? | Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности | вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;   |  выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов;   | текущий | тренинг | 
  | 6 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.      | выбирать литературу на тему;  работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.       
 | пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль на основе анализа текста; делать выводы из фактов, совокупности фактов; выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части; | текущий | Ответы на вопросы | 
  | 7 8 |  Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | текущий | Ответы на вопросы    СР | 
  | 9 10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.   | находить предметы по их описанию, назначению, др.;  -анализировать объекты, выделять главное      | выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов. | текущий | Игра «Поиск» | 
  | 11 12 |  Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания | Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.      | составлять план для выполнения задания (алгоритм);работать самостоятельно и в коллективе;  осваивать материал на основе внутреннего плана действий;   | проявлять познавательную инициативу;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;   | текущий | П/Р | 
  | 13 14 | Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. | Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.      | видеть проблему;  вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;      | преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; | текущий | Ответы на вопросы | 
  | 15 16 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) | Причина и следствие.  Развивать умение правильно задавать вопросы.            | выявлять причину и следствие;  правильно задавать вопросы;  творчески применять знания в новых условиях,  проводить опытную работу; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; |    допускать существование различных точек зрения;  учитывать разные мнения, стремиться к координации;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;                              | текущий | Ответы на вопросы | 
  | 17 18 |  Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. | Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы      | текущий | Ответы на вопросы | 
  | 19 |  Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей  | Заочная экскурсия в прошлое                           | -высказываться в устной и письменной формах;  -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;              мотивировать свой выбор; отстаивать свою точку зрения.  вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях,           -высказываться в устной и письменной формах;  -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;  вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;        -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;   -осуществлять синтез (целое из частей);  -проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;  -устанавливать причинно-следственные связи  -анализировать объекты,   |                                  использовать речь для регуляции своего действия;  контролировать действия партнера;                 выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.              допускать существование различных точек зрения;  учитывать разные мнения, стремиться к координации;                  | текущий | Ответы на вопросы | 
  | 20 21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы                  | текущий | Ответы на вопросы | 
  | 22 23 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек | Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.                     | 
 | 
 | 
  | 24 25 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | Учиться строить схемы «Дерево Паук».                                | текущий | Ответы на вопросы | 
  | 26 27 | Самостоятельные исследования. Коллективная игра-исследование. | Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».         | -анализировать объекты, выделять главное; вести рассказ от начала до конца; творчески применять знания в новых условиях, | формулировать собственное мнение и позицию;         | текущий | ПР | 
  | 28  29 30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике | Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».  Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.   | -высказываться в устной и письменной формах;  -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;   | договариваться, приходить к общему решению;               | текущий | И/Р | 
  | 31  32   |  Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей. | Выставки творческих работ, презентации проектов учащихся                              | -высказываться в устной и письменной формах;  -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;  представлять результаты собственных изысканий, вести рассказ от начала до конца; | соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;  владеть монологической и диалогической формами речи.                           | итоговый | ТР | 
  | 33 | Анализ исследовательской деятельности. | Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы | представлять результаты собственных изысканий, вести рассказ от начала до конца | владеть монологической и диалогической формами речи.   | текущий | Р/К | 
 
  Выбор темы проекта. Знакомство с понятием «формулировка». Развитие умения работать со словарями. Знакомство с понятием «актуальность». Развитие умения выдвигать гипотезы, ставить цель проекта, определять его задачи. Работа с разными источниками информации. Развитие умения выбирать нужную информацию. Знакомство с понятиями «макет», «поделка». Отбор материала для мини-сообщения. Знакомство с понятием «презентация». Создание компьютерной презентации к публичному выступлению. Публичное выступление. Изготовление визитки. Знакомство с понятием «самоанализ».
          | № занятия | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия)   |  Формируемые умения   |  План и сроки прохождения программы | 
  |  четверть (18 часов) | 
 | 
  | 1  | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. |  Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» |  Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).    Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.    Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе 
 | 
 | 
  | 2 |  Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | Игры  | Подготовить материал для и игр. Дать понятия «словарь», «проект», «тема» |  Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.   
 |  Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение  планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости   | 
 | 
  | 3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | Беседа - размышление | Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии» |  Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.  Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.  Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе 
 | 
 | 
  |  4 | Выбор помощников работе над проектом |  Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» 
 | Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту. | Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. |  Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде.   Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками. | 
 | 
  | 5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | Ролевые игры | Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем  | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 
 | 
  | 6 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | Беседа-рассуждение | Познакомить с понятием «актуальность» | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 
 | 
  | 7 | Проблема. Решение проблемы | Беседа | Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы  | Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным 
 | 
 | 
  | 8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | Беседа-рассуждение | Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. | Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники.   |  Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий  Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе 
 | 
 | 
  | 9 | Цель проекта | Мини-выступления | Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) |  Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения | Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. 
 | 
 | 
  |  четверть (14 часов) | 
 | 
  | 10 | Задачи проекта | Мини-выступления | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» |  Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.   
 | 
 | 
  | 11 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».  | Работа в группах | Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное. | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации | Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.  Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе 
 | 
 | 
  | 12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | Ролевые игры | Дать понятия: «интервью», «интервьюер» | Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью» |  Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции  Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе 
 | 
 | 
  | 13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | Мини - проекты | Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов. | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях | Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.   | 
 | 
  | 14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» | Исследовательская работа: составление сообщений | Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях. | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.   | 
 | 
  | 15 | Играем в учёных. Это интересно | Ролевые игры | Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной | Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта |  Применять знания на практике.   
 | 
 | 
  | 16 | Тест. «Чему ты научился?» | Решение теста | Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой | Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы | 
 | 
  | 3 четверть (20 часов) | 
  | 17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Мини-сообщения | Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения .  | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения  А. Барто |  Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)     
 | 
 | 
  | 18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | Творческая мастерская | Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация» |   Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.   
 | 
 | 
  | 19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ | Познакомить с компьютерной презентацией | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций | 
 | 
  | 20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point | Работа с компьютером | Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере | Практическая работа на компьютере  | Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность | 
 | 
  | 21 | Первые шаги составления презентации на компьютере.  | Работа с компьютером | Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере | Практическая работа на компьютере | Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности | 
 | 
  | 22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | Ролевые игры | Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией | Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией |  Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы.   Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | 
 | 
  | 23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Работа в малых группах | Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников.  | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале |  Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии.  Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. 
 | 
 | 
  | 24 | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | Решение теста | Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний | Самостоятельное выполнение теста |  Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.   
 | 
 | 
  | 25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | Творческая работа. Составление визитки  | Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта | Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради |  Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | 
 | 
  | 26 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности | Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД). | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа | Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия) | 
 | 
  | 4 четверть (16 часов) | 
  | 27 | Играем в учёных. Это интересно | Практическая работа (опыты) | Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы | Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. 
 | 
 | 
  | 28 | Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности | Конкурсы проектно - исследовательской работы | Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я -исследователь», «Горизонты открытий») | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть | Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества | 
 | 
  | 29 | Памятка жюри конкурса | Творческая работа. Составление памятки | Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова | Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина | Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям | 
 | 
  | 30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Пробное выступление | Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией | Выступать перед незнакомой аудиторией | Формирование умения публичного выступления представления результатов работы | 
 | 
  | 31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | Ролевые игры | Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД). | Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. | Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы | 
 | 
  | 32 | Играем в учёных. Это интересно |  Практическая работа | Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой |  Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, | Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов 
 | 
 | 
  | 33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | Творческая работа | Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей  | Рисовать открытки своим помощникам | Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам | 
 | 
  | 34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Интеллектуальные игры |  Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД). | Активно участвовать в играх | Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников | 
 | 
 
  Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта. Гипотеза. Цель проекта. Задачи проекта. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Составление памяток для проекта. Постер. Требования к созданию постера. Создание мини-постера. Изучение и освоение возможностей программы ММР. Требования к компьютерной презентации. Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Самоанализ. 
          | № п/п. | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся  и формы контроля, ИКТ | 
 | 
  | Освоение предметных  знаний | УУД | 
 | 
  | базовый | повышен. | 
 | 
  | 1 | Круг  твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Учиться  работать с информацией, уметь находить информацию в словарях  и справочниках; выбирать тему исследования | Уметь  работать с информацией: словарями,  справочниками, интернетом; уметь выбрать тему исследования | Личностные - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия на учебном материале; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действии на основе принятых правил; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные - строить сообщения в устной форме; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  Коммуникативные - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); | Фронтальная | 
 | 
  | 2 | Ты проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА» Как выбрать тему исследования | Фронтальная | 
 | 
  | 3 | Ты  проектант. Знакомство с понятиями «СЛОВАРЬ», «ПРОЕКТ», «ТЕМА» Какими будут темы исследования? 
 | Уметь понимать шутливо-жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче | Знать понятия«СЛОВАРЬ». «ПРОЕКТ». «ТЕМА» |  Индивидуальная парная | 
 | 
  |  4 
 | Знакомство с понятием «ФОРМУЛИРОВКА», работа со словарями Тренинг «Гипотеза исследования». | Учиться работать с текстом, находить нужную информацию ; познакомиться с понятием «ГИПОТЕЗА» | Уметь работать с текстом |  Индивидуальная фронтальная групповая | 
 | 
  |  5 
 | Выбор помощников в работе над проектом | Учиться работать в команде | Уметь  работать в команде | 
 | 
  |  6 
 | Этапы  работы над проектом. Знакомство с понятием «ЭТАП» Организация исследования | Познакомиться с  этапами работы над проектом | Знать этапы работы над проектом |  Фронтальная групповая | 
 | 
  |  7 
 | Актуальность темы проекта. Знакомство с понятием «АКТУАЛЬНОСТЬ» Тренинг «Наблюдение и наблюдательность» 
 | Учиться  находить  важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Учиться  на практике выполнять  задания по развитию наблюдательности. 
 
 | Уметь находить существенные признаки в процессах, Уметь выполнять задания по развитию наблюдательности 
 |  Индивидуальная групповая фронтальная | 
 | 
  | Личностные; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успехов в учебе; Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия на учебном материале; - в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: - пользоваться знаками, таблицами, схемами; - строить сообщения в устной форме; - находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - воспринимать смысл предъявляемого текста; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятие разного уровня общения (например: часть речи – самостоятельная часть речи – имя существительное – одушевленное/ неодушевленное и т.д.) Коммуникативные - воспринимать другое мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); 
 | 
 | 
  |  8 
 | Проблема. Решение проблемы. Цель  и задачи исследования.Тренинг «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования. | Учиться видеть проблему, учиться добывать недостающий способ действия  Учиться  на  практике использовать методы исследования в ходе изучения доступных объектов. | Уметь видеть проблему, учиться добывать недостающий способ действия  ( знания) Уметь проводить  исследования с помощью новейших информациоонных  технологий. |  Фронтальная, индивидуальная | 
 | 
  | 9 | Выработка гипотезы - предположения. Знакомство с понятиями «ВЫРАБОТКА», «ГИПОТЕЗА», «ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ» Тренинг «Интуиция и создание гипотез». 
 | Учиться высказывать предположения о неизвестном, учиться делать предположения способа проверки своих гипотез, учитьсяинсценировать  поиск и пробу известных и неизвестных способов действий | Уметь высказывать предположения о неизвестном, учиться делать предположения способа проверки своих гипотез, |  Индивидуальная групповая | 
 | 
  | 10 | Цель проекта  Тренинг «Подумать самостоятельно» | Учиться ставить цель в конкретной сюжетной ситуации 
 | Уметь  ставить цель в сюжетной ситуации | Фронтальная | 
 | 
  | 11 | Задачи  проекта. Тренинг «Правильное мышление и логика» | Учиться  искать способы решения проблемы проекта. Учиться выполнять практические задания на анализ и синтез, классифицирование, определение понятий. | Уметь  искать способы решения проблемы проекта. Уметь  выполнять практические задания на анализ и синтез, классифицирование, определение понятий. 
 | Фронтальная | 
 | 
  | 12 | Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями «СБОР», «ИНФОРМАЦИЯ» Просмотреть книги о том, что исследуешь | Учитьсяинтерпретировать  и обобщать информацию, выбирать способы получения информации | Уметь интерпретировать  и обобщать информацию, выбирать способы получения информации | Групповая | 
 | 
  | 13 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. Спросить у других людей. Тренинг «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» | Учиться брать интервью, быть участником дискуссии Тренироваться практически  в умении задавать вопросы,  умении  слушать вопрос и отвечать на него. 
 | Уметь  брать интервью, участвовать  в дискуссии | Фронтальная | 
 | 
  | 14 |  Отработка информации.  Отбор значимой информации. Знакомство с понятиями: «ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ», «ОТБОР» | Учиться отсеивать лишние «зашумляющие» данные и учитьсявидеть дефицит данных, учитьсявыделять из  предоставленной информации необходимой  для решения проблемы. | Уметьотрабатывать информацию, видеть дефицит данных, выделять из предоставленной информации всё необходимое | Личностные: - интерес к предметно-исследовательской деятельности, - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; Регулятивные: - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; Познавательные: - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - анализировать  объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из частей; Коммуникативные: - формировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра  высказывания | Фронтальная | 
 | 
  | 15 | Что такое продукт проекта? Знакомство  с понятиями «МАКЕТ», «ПОДЕЛКА» Понаблюдать | Учиться создавать продукт проекта (макет, поделку. …) | Уметь создавать продукт проекта | Групповая | 
 | 
  | 16 | Играем в учёных. Это интересно. Проводим  эксперимент. Совершенствование техники экспериментирования. Как спланировать эксперимент. 
 | Учиться применять знания на практике Учиться правильно  использовать  изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы | Уметь  применять знания на практике | Личностные: - понимание причин успехов в  работе; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - адекватно воспринимать оценку своей работы  руководителем проекта Познавательные - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения проектной  задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количество групп; - подводить анализируемые объекты под понятие разного уровня общения - проводить аналогию между  изученным материалом  и собственным опытом. Коммуникативные - воспринимать другое мнение и позицию; - формировать собственное мнение и позицию; | Фронтальная | 
 | 
  | 17 | Тест | Групповая | 
 | 
  |  18 
 | Отбор информации для мини-сообщения. Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования. Тренинг  «Искусство делать сообщения» 
 | Учиться презентовать свои  достижения    (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других) Учиться  правильно спланировать сообщение о своем исследовании, выделить главное и второстепенное, подготовить текст выступления. Учиться  структурированию текстов. 
 | Уметь правильно спланировать сообщение о своем исследовании, выделить главное и второстепенное, подготовить текст выступления. Уметь структурировать  тексты, презентовать свои достижения. | Фронтальная, индивидуальная ,групповая | 
 | 
  | 19 | Творческая работа.  Знакомство с понятием «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» | Учиться составлять презентацию  на бумаге и на компьютере 
 | Уметь составлять презентацию на бумаге | Фронтальная, индивидуальная, групповая | 
 | 
  | 20 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Обратиться к компьютеру | 
 | 
  | 21 | 
 | 
  |  22 
 | Первые шаги составления презентации на компьютере | Учиться составлять презентацию на компьютере | Уметь составлять презентацию на компьютере 
 
 |  Групповая  Фронтальная  Индивидуальная 
 | 
 | 
  |  23 
 | 
 | 
  | 24 | 
 | 
  |  25 
 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед аудиторией. | Учиться работать с аудиторией, «держать» аудиторию в поле зрения | Уметь «держать» аудиторию в поле зрения | Личностные: - интерес к предметно-исследовательской деятельности, - понимание причин успехов в учебе; Регулятивные: - принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действии на основе принятых правил; Познавательные - - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные - формировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); - строить понятные для партнёра высказывания; | Индивидуальная, фронтальная | 
 | 
  |  26 
 | Подготовка ответов на предполагаемые  вопросы «зала» по теме проекта | Учиться отстаивать свою точку зрения, Развиватьнаходчивость, уверенность в себе | Уметь  отстаивать свою точку зрения, 
 | Личностные:  -внутренняя  позиции школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - осознание своей этнической принадлежности; - уважительное отношение к иному мнению, осознание ответственности человека за общее благополучие; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость; - способность к самооценке; -  начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные: - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; -  осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; - установление причинно-следственных связей; Регулятивные - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; -  выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; -  устанавливать соответствие полученного результата  поставленной цели; - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;  
 Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: -  работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные  от собственных; - ставить вопросы; - обращаться за помощью; -  формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; -  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; -  формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 
 | 
 | 
  | 30 | Советы проектанту | Учиться накапливать знания во время работы над проектом и сохранять  эти данные | Уметь накапливать знания во время работы над проектом и сохранять  эти данные | 
 | 
 | 
  |  31 
 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | Учиться создавать  творческие замыслы и доводить их до воплощения в продукт  | Уметь  создавать  визитку  | 
 | 
 | 
  | 32 | Самоанализ. Работа над понятием «САМОАНАЛИЗ» | Учитьсяконтролировать  и оценивать свою деятельность и продвижение её в новых видах | Уметьконтролировать свою деятельность | 
 | 
 | 
  | 33 | Играем в учёных. Это интересно. Тренинг: «Наблюдение и экспериментирование» 
 | Тренироваться в практическом мышлении. Умении наблюдать и экспериментировать | Уметь практически мыслить | 
 | 
 | 
  | 34 | Знакомство с конкурсами проектно-исследовательской деятельности. | Познакомиться с конкурсами проектов | Знать о конкурсах проектных и исследовательских работ | 
 | 
 | 
  | 32 | Памятка участнику конкурса | Учиться оценивать свою работу по выработанным  критериям | Уметь оценивать свою работу по выработанным  критериям | 
 | 
 | 
  |  33 
 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Подготовка к защите исследовательской работы | Учиться публичному выступлению представления результатов работы | Уметь публично выступать перед аудиторией | 
 | 
 | 
  | 34 | Самоанализ - рефлексия после выступления перед незнакомой аудиторией | Учиться оценивать свою работу | Уметь оценивать свою работу | 
 | 
 | 
  | 35 | Играем в учёных. От чего зависит успех. | Учиться делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов | Уметь делать выводы, заключения на основе фактов | 
 | 
 | 
  | 36 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам проекта. Пожелания будущим проектантам. | Учиться высказывать слова благодарности членам команды. Своим  помощникам | Уметь высказывать слова благодарности  членам команды | 
 | 
 | 
 
  Виды тем исследования. Фантастические, экспериментальные, теоретические исследования. Методы исследования. Самостоятельный поиск, наблюдение, эксперимент. Развитие умения видения проблемы. Развитие умения оценивать идеи. Развитие логического мышления. Выдвижение гипотез. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.  Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. Развитие исследовательских умений. Структура защиты исследовательской работы, проекта. Подготовка публичного выступления. Презентация индивидуальных исследовательских работ, проектов. Оценивание хода, результата своей деятельности и деятельности других. Развитие оценочных умений.
         |  № п/п |  Тема |  Кол-во часов |  Новые понятия |  Содержание работы |  дата | 
  |  1 | Культура мышления |  1 |  исследование  
 | Публичный рассказ, доклад о своей летней коллекции.  |  
 | 
  |  2 | Научное исследование и наша жизнь |  1 |  Исследователь  научное открытие | Известные науки и области исследования. Работа по тематическим карточкам. |  
 | 
  |  3 | Научная теория |  1 |  Гипотеза, теория |  Практические задания на проверку, тренировку и развитию умения  выдвигать гипотезы | 
 | 
  |  4 |  Научное прогнозирование Методы прогнозирования |  1 |  прогноз | Знакомство с основными методами прогнозирования. Практические задания – тренировка в использовании методов прогнозирования в ходе изучения доступных объектов. Работа по тематическим карточкам. | 
 | 
  |  5 | Провокационные идеи |  1 |  
 | 
  |  6 | Продуцирование гипотез |  1 |  
 | 
  |  7 | Построение прогнозных сценариев |  1 |  
 | 
  |  8 | Построение прогнозных сценариев |  1 |  
 | 
  |  9  
 | Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования |  1 |  
 | Продолжение работы с методом исследования. Преимущества и недостатки. Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения» Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескоп, бинокль, микроскоп и т. п.) Практические задания по развитию наблюдательности | 
 | 
  |  10 | Эксперимент – познание в действии. Совершенствование техники экспериментирования |  1 |  эксперимент |  Как узнать новое с помощью экспериментов. Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе Практическая работа – планирование и проведение эксперимента с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) | 
 | 
  |  11 | Интуиция и создание гипотез |  1 |  Гипотеза  интуиция | Как создаются гипотезы. Провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Интуиция, примеры интуитивных решений и проблем. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы, в исследованиях. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей, по созданию и проверке собственных гипотез. | 
 | 
  |  12 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них. |  1 |  суждение | Практические задания по тренировке умений задавать вопросы. Классифицирование. Определение понятий. | 
 | 
  |  13  14  
 | Ассоциации и аналогии |  2 |  аналогия | Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании, как выделит главное и второстепенное, как подготовить текст выступления. Практические задания на ассоциативное мышление, создание аналогий  | 
 | 
  |  15 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов |  1 |  
 | Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы, по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. | 
 | 
  |  16 | Семинар «Как подготовиться к защите» |  1 |  защита | Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад?» и т. п. Представление результатов собственных работ, анализ полученных материалов, определение основных понятий, структурирование полученной информации, подготовка текста доклада, подготовка к ответам на вопросы, разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей. | 
 | 
  |  
  17 | Самостоятельная работа в течение тренинга |  1  резерв |  
 | 
 | 
 | 
  |  18 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования  |  1 |  Папка исследователя | Коллективное обсуждение проблематики возможных собственных исследований, задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. | 
 | 
  |  19  20 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований |  2 |  
 | Каждый ребенок имеет тетрадь «Я – исследователь».В ней последовательно проходит каждый шаг на пути проведения собственного исследования, начинает работать. | 
 | 
  |  21 | Коллективная игра-исследование «Историческое моделирование» |  1 |  
 | Активизация исследовательской активности учащихся. | 
 | 
  |  22 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |  1 |  
 | 
 | 
 | 
  |  23 | Семинар.  |  1 |  
 | Предварительная защита собственных работ | 
 | 
  |  24  25  
 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований |  2 |  
 | Подготовка детских работ к собственной защите | 
 | 
  |  26-31  | Самостоятельная исследовательская работа |  6 |  
 | 
 | 
 | 
  |  32 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся |  1 |  
 | 
 | 
 | 
  |  33 | Подготовка собственных работ к защите |  1 |  
 | 
 | 
 | 
  |  34- 35 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов |  2 |  
 | 
 | 
 | 
 
  2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
  3.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          
  4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с. 
  5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7 
  1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11) 
  2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 
  3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11) 
  4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)