2015 г.
  Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. Рабочая программа « Творческая работа со словом » предназначена для учащихся начальной школы. Объем знаний умений и навыков, запланированный данной программой для усвоения учащимися, необходим для ознакомления и овладения ими некоторых приемов решения творческих задач русского языка, воспитания и развития личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции, интереса, бережного и вдумчивого отношения к слову, к книге ц в целом к знаниям. Факультатив направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных и познавательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в русском языке.
  Целесообразность введения данной рабочей программы состоит в том, что её содержание, формы ее организации помогут младшему школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Программа внеурочной деятельности позитивно влияет на интерес учащегося к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам лингвистического цикла.
  Программа внеурочной деятельности «Творческая работа со словом» имеет общекультурное и прикладное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, их творческого потенциала, учебно-коммуникативных умений и навыков, являющихся важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся.
  Традиционные формы организации занятий, безусловно, будут применяться, но на первое место выйдут такие инновационные формы, как диалог, театрализация, сочинительство, создание мультфильмов, выступление с мини-докладами по результатам « поисковой » работы на страницах книг и журналов, включая, по возможности, и сайты в Интернете. Целый рад разделов программы внеурочной деятельности позволяет выделить темы для индивидуальной и коллективной исследовательской работы учащихся. Такая организация занятий способствует реализации развивающих целей курса. Успешность усвоения факультативного курса определяется преобладанием самостоятельной творческой работы учащихся.
  Программа предусматривает практические текущие и итоговые работы по результатам обучения.
        | 
 | формируемые умения | средства формирования | 
  |  личностные |   этические чувства – стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения, эстетические предпочтения; умение делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. 
 | организация на уроке   парно-групповой работы | 
  | Метапредметные результаты | 
  |  регулятивные |   умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; умение самостоятельно работать с новым произведением и словом; умение работать в парах, группах, участвовать в проектной деятельности умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. |  
 | 
  |  познавательные |   умения прогнозировать содержание произведений книги до чтения умения определять значение неизвестных слов умение отбирать литературу по теме, жанру; умение ориентироваться в книжном библиотечном фонде;умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. |  | 
  |  коммуникативные |   умение выражать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению при совместной деятельности; высказывать свои суждения о словах и терминах на основе этических и нравственных ценностей;строить сообщения в устной и письменной форме. |   учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | 
 
           | № п/п | Дата | Тема раздела Тема урока 
 
 | Кол-во час. | Основные понятия | Базовые понятия | Характе-ристика дея-ти учащихся | Форма и вид контроля | 
  | Звуки и буквы ( 4 часа) | 
  | 1 | 03.09 | Возникновение письменности. История «изображения букв» | 
 
 1 
 
 
 1 
 
 
 
 
 1 
 
 
 
 
 1 | Средства вырази- тельности речи;
 вводные слова, обращения
 
 знаки препинания;
 
 риторика
 | Знать способы выражения речи на письме;
 знать виды предложений и порядок слов в них;
 
 знать правила пунктуации при оформлении диалога письменно
 | Владеть способами передачи письменной речи;
 уметь применять правила пунктуации;
 
 владеть основными приёмами риторики
 | Практи-ческие и творческие работы
 1. Чтение произве-
 дений с использованием правил риторики. 
 2. Игры.
 
 3. Исследо-вания возникновения знаков препинания
 
 4. Творческ. работа «Рассказ с прямой речью»
 | 
  | 2 | 10.09 | Старославянская азбука и её создатели. | 
  | 3 | 17.09 | Русский алфавит, его роль и значение в жизни. Игры с перестановкой букв. Анаграммы. | 
  | 4 | 24.09 | Мир фонетики и графики. | 
  | Разделы русского языка ( 8 часов) | 
  | 5 | 01.10 | Забавные приключения в стране Морфологии | 
 1 | 
 
 
 Стили речи;
 
 составные части текста;   
 выразитель-ное чтение;   
 средства выразитель-ного чтения | 
 
 
 
 Знать стили речи;
 
 знать составные части текста;
 
 
 знать приёмы и способы работы выразительного чтения и письма
 | 
 
 
 
 Владеть способами и приёмами выразительного чтенияхудожественных текстов;
 
 
 уметь подбирать эпиграфы к творч. работам;
 
 
 уметь различать стили текстов и смысл-е типы текстов.
 | 
 
 
 
 Практическ. и творческие задания
 1. Изучение языка текста.
 
 2. Выразительное чтение художественных текстов.
 
 3. План составления собственного текста.
 
 4. Эпиграфы тематическим текстам на основе стихотв. Е.Евтуше-нко
 | 
  | 6 | 08.10 | Морфология в занимательных играх. | 
 1 | 
  | 7 | 15.10 | Части речи. Части речи и чувств. | 
 1 | 
  | 8 | 22.10 | Грамматичес-кое значение слов. НРК Слова коренных жителей Чукотки | 
 1 | 
  | 9 | 29.10 | Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение их. | 
 
 1 | 
  | 10 | 12.11 | Правила русского языка в стихах. Игры: «Эстафета восторга», «Опиши предмет»   | 
 
 
 1 | 
  | 11 | 19.11 | Лексика русского языка. | 
 1 | 
  | 12 | 26.11 | Творческая работа: «Мои первые сказки» НРК «Сказки о родном крае» | 
 
 1 | 
  | Слово и язык ( 10 часов) 
 | 
  | 13 | 03.12 | Понятие о морфемах. Смысловая роль слова.   | 
 1 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Комплек-ный подход к анализу произеде- ний;
 
 сочинительство
 
 
 смысловые типы речи
 
 
 спектакль
 
 художественная речь
 
 
 газета
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Знать подходы к анализу произведе-ний;
 
 звать стили речи, их отличия;
 
 
 знать смысловые типы речи, их отличия
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Уметь анализировать тексты;
 
 уметь опреде-лять настроение текста;
 
 
 уметь слушать речь;
 
 
 уметь вести обсужде-ние просмотренного спектакля
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Практич- кие и творческие задания
 1. Анализ произведе-ний.
 
 
 2. Просмотр спектакля и его обсуждение.
 
 
 3. Творческая работа « Я редактор газеты»
 | 
  | 14 | 10.12 | Учимся строить высказывания. Игра: «Волшебное дерево слов» | 
 
 
 1 | 
  | 15 | 17.12 | Эмоциональная окраска слова: эпитеты, метафоры. | 
 
 1 | 
  | 16 | 24.12 | Поэтическое слово. Учимся писать стихи. | 1 | 
  | 17 | 31.12 | Мои любимые стихи русских поэтов.   НРК Стихи чукотских поэтов. | 
 1 | 
  | 18 | 14.01 | Чтение стихов. Конкурс чтецов. | 
 1 | 
  | 19 | 21.01 | Веселая рифма. Проба пера. «Учимся писать стихи» | 
 1 | 
  | 20 | 28.01 | Проба пера. «Учимся писать стихи» | 
 1 | 
  | 21 | 04.02 | Оформление деловых бумаг: письма, заметки, отзывы. | 
 1 | 
  | 22 | 11.02 | Творческая работа: « Я пишу письмо».   | 
 1 | 
  | Творческая мастерская ( 4 часа) | 
  | 23 | 18.02 | Фольклор. НРК Фольклор народов Чукотки. | 1 | 
 
 
 Фольклор; 
 диалог; 
 сочинительство
 
 смысловые типы речи
 
 шарады;
 
 рифма;
 художественная речь
 
 
 | 
 
 
 Знать способы выражения речи на письме;
 знать виды предложений и порядок слов в них;
 
 знать правила
 игры; знать приемы составления сценария к инсцени- ровкам сказок,рассказов, стихов.
 | 
 
 
 Владеть способами и приёмами выразительного чтениядиалогов;
 
 Уметь разгады-вать шарады и ребусы | 
 
 
 Практич- кие и творческие задания
 1. Анализ диалогов
 
 
 2. Просмотр инсцениро-вок и их обсуждение.
 
 
 3. Творческие работы « Я придумал рифму»
 «Отгадай ребус» | 
  | 24 | 25.02 | Проба пера Составление загадок, поговорок, шуток. Инсценирова-ние диалогов | 
 
 1 | 
  | 25 | 03.03 | Минутки юмора. Забавное в речи детей. | 
 
 1 | 
  | 26 | 10.03 | Рифма. Игры с рифмой. Языковые игры: зашифрован-е слова, шарады, ребусы. | 
 
 
 
 1 | 
  | О словарях (5 часов) | 
  | 27 | 17.03 | Словари. Виды словарей: лингвистиче-ские этимологич. энциклопедические и др. | 
 
 
 1 | 
 
 Словарь; 
 лингвистика; 
 статья; 
 энциклопед. 
 
 презентация;
 
 
 
 | 
 
 
 Знать стили речи;
 
 знать составные части словарей и энцикло-педий
 
 
 | 
 
 Уметь находить справоч. информа-цию 
 
 составлять словарики 
 
 уметь подписы-вать сюжетные картинки | 
 Практиче-ские и творческие задания
 
 1 Составление мульт-фильма по произведениям детских писателей
 
 
 2. Презентация творческ. работ детей.
 
 
 | 
  | 28 | 07.04 | Знакомство и работа со словарями в школьной библиотеке. | 
 1 | 
  | 29 | 14.04 | Словарные статьи, слово в них. | 
 1 | 
  | 30 | 21.04 | Энциклопедии. Виды их. Работа с ними. | 
 1 | 
  | 31 | 28.04 | Творческая работа «Словарь настроения».   | 
 1 | 
  | Работа со сказками ( 3 часа) | 
  | 32 | 05.05 | Прослуши-вание волшебных сказок | 
 1 | 
 
 Сказки волшебные, бытовые,   о животных, о богатырях; 
 литературная сказка | 
 
 Знать отличительные особен-ности сказок 
 | Уметь пересказать сказку; 
 найти иллюс-цию к сюжету; 
 нарисо-вать рисунок к сказке | Творческие работы со сказками «Дополни сказку героями» 
 «Измени сюжет» 
 «Новые герои сказки» | 
  | 33 | 12.05 | Рисуем и пересказываем сказки о животных. | 
 1 | 
  | 34 | 19.05 | Литературные сказки. Игра «Узнай сказку» | 
 1 | 
  | Итого: 34 часа |