Разработчик: Власова Л.Н.
  Учитель русского языка и литературы.
 1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (283 – Ф3 от 29.12.2012 (статья 48 п.1.1)).
 2. Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.  
 3. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 09.03.2004г. № 1312.
 4. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.09.2008г. №1168.
 5. Учебного плана МАОУ «Степно-Дворецкая основная общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.
         | %
 
 п/п
 | Дата проведения
 
 
 | Тема занятия
 
 
 | Цели занятия
 
 
 | Материалы, средства
 
 
 | 
  | 1
 | 
  | Часть I. Таинства лексики
 | 
  | 1.
 | 
 | Лексическое
 
 значение слова
 | 1.Развитие познавательного интереса к изучению русского языка.
 
 2. Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить с толковыми словарями русского языка.
 
 3. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.
 | «Толковый словарь русского языка», В. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка,
 
 Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. «Школьный толковый словарь русского
 
 языка»
 | 
  | 2
 | 
 | Прямое и перенос
 
 ное значение слова
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Изучить особенности прямого и переносного значения слов.
 
 3.Учить правильно употреблять слова в речи в прямом и переносном значении
 
 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием для творческих групп.
 | 
  | 3-4
 | 
 | Ударение меняет значение.
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка
Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.
Способствовать развитию творче
 ства у учащихся.
 
 
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Орфоэпический словарь, орфографический словарь, карточки с заданием, таблица «Произноси правильно!»
 | 
  | 5-6
 | 
 | Пёстрое семейство синонимов
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Изучить особенность
 синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учиться правильно употреблять слова-синонимы в речи.
  Способствовать развитию творче
 ства у учащихся.
 
 
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», 3. Е. Александрова. «Словарь синонимов русского языка». Карточки для игры в лото, карточки с заданиями, чайнворд.
 | 
  | 7-8
 | 
 | Великое противостояние антонимов
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Изучить особенность антонимиче
 ского ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей
 об антонимах, учить правильно
 употреблять слова-антонимы в речи.
Способствовать развитию творче
 ства и обогащению словарного за
 паса у учащихся.
 
 
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», М. Р. Львов. «Словарь антонимов русского языка». Карточки с заданием, карточки для лото.
 | 
  | 9
 | 
 | Слова-двойники. Омонимы
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Изучить особенность омонимов,
 углубить и расширить знания и
 представления детей об омонимах, учиться правильно употреблять слова-омонимы в речи.
Способствовать развитию творче
 ства и обогащению словарного за
 паса у учащихся
 
 
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Кроссворд, карточки для работы в группах
 | 
  | 10
 | 
 | Омоформы ,омофоны, омографы –виды омонимов.
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2, Изучить разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы,
 
 углубить и расширить знания и
 
 представления детей о разновидности омонимах.
 
 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»
 | 
  | 11
 | 
 | Похожи, но не одинаковы. Паронимы
 | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Изучить особенность слов-паронимов, углубить и расширить знания и представления детей о лек-
 
 сике русского языка.
 
 3. Способствовать развитию творчества у учащихся, обогащению словарного запаса детей.
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»
 | 
  | 12
 | 
 | Из глубины веков. Архаизмы
 | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Изучить особенность устаревших слов - архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учиться правильно употреблять и понимать архаизмы в речи.
 
 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.
 
 «Толковый словарь русского языка». Рисунок, изображающий человека, карточки со словами, картина В. Васнецова «Богатыри»
 | 
  | 13-14
 | 
 | Красна речь пословицей
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.
 
 3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками
 | В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, рисунки к пословицам.
 | 
  | 15
 | 
 | Устойчивые сравнения
 |  Развивать познавательный интерес
 к изучению русского языка.
Изучить особенность устойчивых сравнений русского языка, углубить и расширить знания и представления детей об устойчивых сравнениях, учиться правильно употреблять
 сравнения в речи.
Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными сравнениями и выражениями.
 | С. И, Ожегов, Н. Ю. Шведова.
 
 «Толковый словарь русского языка». Карточки с заданием, кроссворд.
 | 
  | 16-18
 | 
 | Фразеологические сочетания
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  Изучить особенности фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях,
 учиться правильно употреблять
 фразеологизмы в речи.
Способствовать повышению куль
 туры речи, обогащению словарного
 запаса образными выражениями
 
 
 | С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка», В. П. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка», Карточки с заданием, кроссворд.
 | 
  | 19
 | 
 | Шарада
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Познакомить с особой загадкой -шарадой.
 
 3. Способствовать развитию творчества у учащихся.
 | Шарады, карточки с заданием. С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»
 | 
  | 20
 | 
 | Поиграем в слова
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Познакомить с особыми филологическими загадками - метаграммами, логогрифами, перевертышами.
 
 3. Способствовать развитию творчества у обучающихся.
 | Метаграммы, логогрифы, перевертыши, карточки с заданием
 | 
  | 
 | 
  | 21
 | 
 | Откуда ты, имя?
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Выяснить, откуда пришли названия имён, дать
 
 представление о том, какие имена носили люди в Древней Руси.
 
 3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся
 | Загадки, пословицы
 | 
  | 22
 | 
 | Отчество и фамилия.
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Выяснить, откуда пришли отчества и фамилии в русский язык, дать историческую справку.
Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.
 | С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка»
 | 
  | 23-26
 | 
 | Времена года.
 
 Зима.
 
 Весна.
 
 Лето.
 
 Осень.
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней
 Руси.
Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся .
 | О. Д. Ушакова. «Этимологический словарик школьника». Загадки, пословицы, поговорки.
 | 
  | 27
 | 
 | «Крутится-вертится шар голубой...»
 
 
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Выяснить, что означают названия материков, частей света.
Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.
 | Карта полушарий, кроссворд,
 
 С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка».
 | 
  | 28
 | 
 | В гостях у сказки.
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Выяснить, откуда пришли назва
 ния, которые встречаются в русских сказках.
Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.
 | С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка».
 | 
  | 29
 | 
 | Что нужно школьнику.
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
  Выяснить, откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Способствовать обогащению словарного запаса учащихся.
 варного запаса у учащихся
 | Загадки.
 | 
  | 30
 | 
 | Скатерть-самобранка.
 |  Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Выяснить, откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Способствовать развитию творче
 ства и обогащению словарного запаса учащихся.
 паса у учащихся
 
 
 | О. Д. Ушакова. «Этимологический словарик школьника».
 | 
  | 31
 | 
 | Растения - почему их так называют?
 | 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений.
 
 3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся.
 | Загадки, кроссворд, картинки с изображением растений или гербарий.
 | 
  | 32
 | 
 | Птицы и звери -почему их так называют?
 | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Выяснить, откуда пришли названия животных.
 
 3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся
 | Загадки, кроссворды, О. Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника» (6 - по числу групп).
 | 
  | 33
 | 
 | О том, что мы носим.
 | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.
 
 3. Способствовать обогащению словарного запаса у учащихся
 | С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка», О. Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника», загадки, кроссворд.
 | 
  | 34 | 
 | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай» | 1 . Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
 
 2. Обобщить знания, полученные во время занятий.
 
 3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного
 
 
 запаса у учащихся.
 | 
 |