Воронина Н.В.
  Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.  
  Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.  
  Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.  
  Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.  
  Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.
  «Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.  
  Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
  На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.
  Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.  
  В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.
        |   №   |    Тема   |    Содержание темы   |    Использование ИКТ   |    Часы   |  
  |        |     1 класс   |         |         |         |  
  |        |    Первое посещение библиотеки. Экскурсия     |    Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»   |    Видео ролик     |    1   |  
  |        |    Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой   |    Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги»   |    Слайд-презентация   |    1   |  
  |        |    Посвящение в читатели. Утренник     |    Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты   |         |    1   |  
  |        |         |         |         |    3   |  
  |        |     2 класс   |         |         |         |  
  |   1   |    Знакомство с библиотекой. Экскурсия   |    Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.   |         |    1   |  
  |   2   |    Структура книги. Элементы книги   |    Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.   |    Слайд- презентация   |    1   |  
  |   3   |    Газеты и журналы для детей   |    Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.   |         |    1   |  
  |   4   |    «Угадай книгу» викторина   |    В виде игры   |         |    1   |  
  |        |         |         |         |    4   |  
  |        |     3 класс   |         |         |         |  
  |   1   |     Структура книги.  Иллюстрации в книге   |    Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист»   |    Слайд-презентация   |    1   |  
  |   2   |    Выбор книг в библиотеке   |    Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители   |    Слайд-презентация   |    1   |  
  |   3   |    Твои первые словари и энциклопедии   |    Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними   |         |    1   |  
  |        |         |         |         |    3   |  
  |        |    4 класс   |         |         |         |  
  |   1   |    Справочная литература     |    Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями   |         |    1   |  
  |   2   |    Научно-познавательная литература для младших школьников   |    Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.   |         |    1   |  
  |   3   |    «Путешествие в мир мультимедиа»   |    Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)   |         |    1   |  
  |   4   |    Как читать книги   |    Работа с библиографическими пособиями   |    Слайд-презентация   |    1   |  
  |        |         |         |         |    4   |  
  |        |    5 класс   |         |         |         |  
  |   1   |    Чудо, имя которому - книга   |    Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека. Отличие книги от других источников информации. Рассказы учащихся о своих любимых книгах   |         |    1   |  
  |   2   |    История письменности   |    Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности   |    Слайд-презентация   |    3   |  
  |   3   |    Древние книги   |    Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность   |         |    1   |  
  |   4   |    Русская рукописная книга   |    Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник   |    Презентация   |    2   |  
  |   5   |    На пути к новой книге   |    Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги   |         |    1   |  
  |   6   |    История книгопечатания   |    Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела   |         |    1   |  
  |   7   |    Русская печатная книга   |    Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 в.   |         |    2   |  
  |   8   |    Древние библиотеки   |    Библиотеки Древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Библиотеки Древней Руси. Роль библиотек в сохранении культурного наследия   |    Видеофильм, презентация   |    1   |  
  |   9   |    Библиотеки города Новая Ладога   |    История создания первой библиотеки в городе. Отделы библиотеки, правила пользования библиотекой   |         |    1   |  
  |   10   |    Структура книги   |    Справочный аппарат книги. Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге       |    Презентация   |    1   |  
  |   11   |    Как работать с книгой   |    Понятия о целях и способах чтения научно- популярной, справочной, учебной литературы( просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение   |         |    2   |  
  |   12   |    Как пользоваться библиотекой     |    Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Книжно – иллюстрированная выставка, её цель.   |         |    1   |  
  |        |    6 класс   |         |         |    17   |  
  |   1   |    Справочная литература   |    Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.   |         |    1   |  
  |   2   |    Периодические издания для младших подростков   |    Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.   |         |    1   |  
  |   3   |    Выбор книг: библиографические указатели   |    Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг   |         |    1   |  
  |   4   |    Тестирование   |    Проверка на усвоение материала в игровой форме   |         |    1   |  
  |        |         |         |         |    4   |  
  |        |    7 класс   |         |         |         |  
  |   1   |    Справочно – библиографический аппарат библиотеки   |    Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска   |    Слайд - презентация   |    1   |  
  |   2   |    Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении   |    Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.   |         |    1   |  
  |   3   |    Чтение как удовольствие   |    Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.   |         |    1   |  
  |   4   |    «Мультимедиа ресурсы»   |    Знакомство с электронными учебниками   |         |    1   |  
  |        |         |         |         |    4   |  
  |        |    8 класс   |         |         |         |  
  |   1   |    Естественнонаучная литература для подростков   |    Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.   |         |    1   |  
  |   2   |    Книги по искусству   |    Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы   |         |    1   |  
  |   3   |    Методы самостоятельной работы с литературой   |    Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка   |         |    1   |  
  |        |         |         |         |    3   |  
  |        |    9 класс   |         |         |         |  
  |   1   |    Литература о литературе   |    Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению   |         |    1   |  
  |   2   |    Рецензия     |    Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.   |         |    1   |  
  |        |         |         |         |    2   |  
  |        |    10 класс   |         |         |         |  
  |   1   |    Информационные ресурсы библиотеки   |    Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки   |         |    1   |  
  |   2   |    Информационно-поисковая система в библиотеке   |    Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки     |         |    1   |  
  |        |         |         |         |    2   |  
  |        |         |         |    Итого 1 – 10 классы   |    46   |  
 
  1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с. 
  2. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43 
  3. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28. 
  4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13. 
  5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.