Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .
  Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
  На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
         | Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы, виды деятельности | Кол-во часов | Дата | 
  | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
  | Я среди людей (14 час) | 1-3 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 3 | 
 | 
  | 4,5 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 2 | 
 | 
  | 6,7 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.Ролевые игры. | 2 | 
 | 
  | 8-10 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 3 | 
 | 
  | 11, 12 | Как завоевывать друзей | Правила общения с товарищами и друзьями.Игры  | 2 | 
 | 
  | 13 | Бескорыстие в дружбе | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | 
 | 
  | 14 | Верность слову | Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. | 1 | 
 | 
  | Речевой этикет (15 час) | 15,16 | Что такое этика и этикет | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. | 2 | 
 | 
  | 17, 18 | Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 2 | 
 | 
  | 19, 20 | О вежливых словах и их применении. 
 | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. 
 
 | 2 | 
 | 
  | 21 -23 | Правила знакомства, представления и обращения | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | 3 | 
 | 
  | 24, 25 | Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | 2 | 
 | 
  | 26, 27 | Правила извинения и просьбы | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. | 2 | 
 | 
  | 28, 29 | Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. | 2 | 
 | 
  | Культура поведения (27 час) | 30, 31 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 2 | 
 | 
  | 32, 33 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 2 | 
 | 
  | 34, 35 | Отношение к малышам | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 2 | 
 | 
  | 36, 37 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 2 | 
 | 
  | 38, 39 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 2 | 
 | 
  | 40, 41 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостяхгостях». | 2 | 
 | 
  | 42, 43 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 2 | 
 | 
  | 44, 45 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 2 | 
 | 
  | 46,47 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 2 | 
 | 
  | 48, 49 
 
 
 
 
 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Просмотр презентации | 2 | 
 | 
  | 50,51 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 2 | 
 | 
  | 52, 53 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 2 | 
 | 
  | 54 | Как вести себя в Храме | Знакомство с правилами поведения в храме Презентация в Храме. | 1 | 
 | 
  | 55, 56 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..  | 2 | 
 | 
  | В мире сказок (8 час) | 57,58 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 2 | 
 | 
  | 59- 61 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.Викторины по сс | 3 | 
 | 
  | 62- 64 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.Инсценирование сказок. | 3 | 
 | 
  | Итоговые занятия (2 час) | 65, 66 | Что мы узнали и чему научились |  Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят | 1 
 1 | 
 | 
 
  Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
  «___»___________2013г.
  «___»___________2013г.