Муниципальное общеобразовательное учреждение
  средняя общеобразовательная
   школа № 24
  администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области
  
 
  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  
 
  «Здоровый ребенок - успешный ребенок»
  для обучающихся начальной школы
   
  спортивно-оздоровительное направление
  
 
  
 
  Программу составила учитель начальных классов
  Ю.В.Петунина
  
 
  Пояснительная записка.
  Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка.
   Программа основана на нормативных документах:
  - Закон Российской Федерации «Об образовании»,  
  -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  -Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации  
  -приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  -Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  -Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  - Программа развития воспитания в системе образования городского округа город Рыбинск на 2007-2012 годы
  - Основная образовательная программа НОО СОШ №24  
  - Программа «Дополнительное образование в рамках образовательной программы школы №24 на 2008-2014 годы»
  - Программа руководства ростом интеллектуальных возможностей обучающихся "Достижени-Я" СОШ №24 на 2010-2014 годы
  - Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО в СОШ №24
  Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему сохранения здоровья ребенка.
  Программа объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, научной организации труда младшего школьника и основ безопасности жизнедеятельности. Такая интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции. Для повышения эффективности занятий создаются условия эмоционального благополучия, доверия, поддержки; применяются различные формы организации учебного сотрудничества (индивидуальная, групповая, парная форма работы), организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся, активизируются процессы наблюдения и самонаблюдения.
  Формирование представления о здоровье как о состоянии полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов - основная задача курса.  
  Программа направлена на сохранение здоровья учащихся, предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности младших школьников.
  Занятия  включают вопросы, которые объединяются в несколько тематических блоков»Я и моё здоровье», «Здоровое питание, «Игротека». Обучение строится как игра, позволяющая проявить учащимся свою активность, происходит активное вовлечение родителей в организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.
  Предметом обучения является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
   Учитывая эти особенности, целью программы является: формирование у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, выбор здорового стиля жизни.
  Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
  -  формировать важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации;   
-  научить ребенка чувствовать свой организм;   
-  познакомить обучающихся через практические задания в доступной форме с функциями органов;   
-  выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья;   
-  научить выполнять правила личной гигиены;   
-  осуществлять постоянную связь с природой.   
 
 
  Место курса в плане внеурочной деятельности
  
 
  Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» предназначена для обучающихся начальных классов с 1 по 4 класс, возраст от 7 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 ч в год (всего 135ч).  
  Занятия проводятся в режиме активных методов обучения: дискуссии, обсуждение реальных ситуаций, учебные и ролевые игры. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, способствуют развитию  умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.  
  
 
  Форма организации внеурочной деятельности
  «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
  Кружок – форма добровольного объединения детей.
  Описание ценностных ориентиров содержания курса:
  Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
  Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.  
  Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
  Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
  Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
  Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
  Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества.  
  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы  
  Универсальными компетенциями являются:
  -  умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;   
-  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;   
-  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.   
 Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
  -  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;   
-  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;   
-  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;   
-  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.   
 Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
  -  характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;   
-  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;   
-  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;   
-  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности; 
-  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;   
-  видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;   
-  оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;   
-  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;   
 Методы воспитания:
    -  методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);   
  -  методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);   
-  методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. 
 
 
  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
  Обучающиеся должны знать:
  - что такое здоровье;   
- что такое болезнь;   
- что здоровье человека связано с его образом жизни;   
- режим дня;   
- гигиену труда и отдыха;   
- правила личной безопасности и профилактике травматизма при взаимодействии с окружающей средой; 
- что такое питание, режим питания, пища, питательные вещества, продукты питания, рациональное питание, здоровое питание, 
- о продуктах питания, которых следует избегать в употреблении;   
- о полезных и вредных воздействиях продуктов питания на организм человека; 
- о хранении продуктов питания в домашних условиях; 
- о значении питании для роста и развития детского организма. 
 
 
    
 
  
 
 
 
  Учащиеся должны научиться:
  -  называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда; 
-  как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда;   
-  основам здоровьесберегающей учебной культуре;   
-  здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию; 
-  противостоянию вредным привычкам; 
-  высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности; 
-  организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; 
-  самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов. 
-  планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности; 
-  представлять двигательную активность как средство укрепления здоровья, физического развития человека;   
-  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам,   
-  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;   
-  взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;   
-  применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.   
 
 
  
 
  
 
  
 
  Источники информации для отслеживания результатов:  
  -  вопросы для самоанализа;   
-  практическая работа;   
-  тестирование;   
 Методы:  
  открытый ответ;  
  выбор ответа;  
  психогимнастика;  
 
 
 
 
  Критерии оценки знаний, умений и навыков.
  Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.
  Такая организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
 Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие вмероприятиях.
 Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
 Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
 
 
  Материально-техническое обеспечение реализации программы.
  Интерактивная доска, компьютер,спортивный инвентарь.
  
 
  
 
  Календарно-тематический план 1 класс 33 часа
 
 
           | Дата |  № п/п | Тема | Содержание | Форма проведения |  Кол-во часов | 
  | 
 |  Я и моё здоровье ( 14 часов) | 
  | 
 | 1. | Что такое здоровье?  Вводное занятие. 
 |  сформировать первоначальные представления о том, что такое здоровье и что о здоровье надо заботиться самому. 
 |  Путешествие  |  1 | 
  | 
 | 2. | Если хочешь быть здоров 
 |  Знакомство с правилами здорового образа жизни |  беседа |  1 | 
  |  
 |  3-4 | Режим дня первоклассника . 
 |  Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья первоклассника и успешной работы в школе. Примерный режим дня для учащихся 1 класса.  |  Беседа.   Практическая работа и её презентация в виде рисунков «Мой режим дня». |  2 | 
  |  
 |  5. | Учёба и здоровье. | Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему.  
 |  Игра  «Страна Непослушания». 
  
 |  1 | 
  |  
 |  6. | Раз,два, три на зарядку выходи! |  Показать пользу зарядки,разучить комплексы зарядки,в том числе гимнастику для глаз |  Практическое занятие |  1 | 
  |  
 |  7-8. | Профилактика травматизма. |  Правила личной безопасности и профилактика травматизма при взаимодействии с окружающей средой. | Игра «Светофор»  Игра «Зелёный огонёк». |  2 | 
  |  
 |  9-10. | Зачем и как я одеваюсь? 
 |  Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда |  Игра – путешествие.  Практическая работа: Оформление раскладушки «Одевайся по погоде». |  2 | 
  |  
 |  11-12. | Мои эмоции, чувства и здоровье. |  Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка радует. | Устный журнал 
 |  2 | 
  |  
 |  13. | В гостях у Гигиены. |  Введение понятия личная гигиена.  Основные правила гигиены человека. | Устный журнал 
 |  1 | 
  |  
 |  14. | Что делать, если что-то болит? |  Первая помощь при ожог,.порезах, ушибах,переохлаждении. | Ролевая игра |  1 | 
  |  
 |  
 |  Здоровое питание (7 часов) | 
  |  
 |  1. | Поговорим о пище. | Правильное питание как составная часть сохранения и укрепления здоровья; витамины. 
  
 |  Исследование. |  1 | 
  |  
 |  2. | Режим питания .  | Здоровый образ жизни посредством рационального питания и соблюдения режима питания;   закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них. |  Игра |  1 | 
  |  
 |  3. | Это удивительное молоко. |  Молоко и молочные продукты как обязательный компонент ежедневного рациона. |  Игра -исследование |  1 | 
  |  
 |  4. | «Щи, да каша –пища наша»  |  Разнообразие круп, их названия. Каша – обязательное блюдо детского питания |  Исследование  |  1 | 
  |  
 |  5. | Хлеб – всему голова. |  Необходимость хлеба в детском питании. Разнообразие современных видов хлеба, норма потребления в сутки. |  Устный журнал |  1 | 
  |  
 |  6. | Овощи,фрукты-полезные продукты. |  Разнообразие и польза овощей и фруктов,их ценность в детском питании. |  КВН |  1 | 
  |  
 |  7. | Ягоды – витаминный клад |  Разнообразие ягод. Свежие и консервированные. Лечебные свойства ягод. |  Исследование |  1 | 
  |  
 |  
 |  Игротека(12 часов) | 
  |  
 |  1. |  Осень. Подвижные игры на улице. | Значение и виды активного отдыха,  организация и проведения со сверстниками подвижных игр « Ниточка-иголочка», «Светофор». |  Игра |  1 | 
  |  
 |  2. |  Осень. Подвижные игры на улице. | Весёлые эстафеты. |  Соревнование  |  1 | 
  |  
 |  3. |  Осень. Подвижные игры на улице. | «Озорные гномы», «Дракон» |  Игра |  1 | 
  |  
 |  4. |  Осень. Подвижные игры на улице. | «Караси и щука», «Охотники и утки» |  Игра |  1 | 
  |  
 |  5. |  Зима Подвижные игры на улице. | «Перебежки со снежками», «Кружева на снегу» |  Игра |  1 | 
  |  
 |  6. |  Зима Подвижные игры на улице. | «Волшебный колпак» |  Игра |  1 | 
  |  
 |  7. |  Зима Подвижные игры на улице. | Катание с горки на санках  |  Игра |  1 | 
  |  
 |  8. |  Папа,мама,я –спортивная семья  | Значение семейного отдыха. |  Спортивный праздник  |  1 | 
  |  
 |  9. |  Весна Подвижные игры на улице. | «Медведи и пчелы», «Бег сороконожек», |  Игра |  1 | 
  |  
 |  10. |  Весна Подвижные игры на улице. | «Космонавты», «Ловля обезьян» |  Игра |  1 | 
  |  
 |  11. |  Весна Подвижные игры на улице. |  «Зеркало», «Алфавит», «Забегалы». |  Игры со скакалкой |  1 | 
  |  
 |  12 |  Наши успехи и достижения | Итоговое занятие . |  Отчёт  |  1 | 
 
  
 
  Календарно-тематический план 2 класс 34 часа (1 час в неделю)
  
 
  
 
             | Дата |  № п/п | Тема | Содержание | Форма проведения |  Кол-во часов | 
  | 
 | 
 |  Я и моё здоровье ( 16 часов) | 
  | 
 | 1. | Что мы знаем о ЗОЖ. Вводное занятие. |  Повторение правил здорового образа жизни. 
 |  Беседа |  1 | 
  | 
 | 2. |  Охрана жизни человека. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. |  Правила обращения с режущими, колющими предметами; правила безопасности при обращении со спичками, газовыми приборами, петардами |  Ролевая игра |  1 | 
  |  
 |  3. | Охрана жизни человека. Я и опасность. Правила дорожного движения. |  Правила дорожного движения |  КВН |  1 | 
  |  
 |  4. | «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление. | Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности; что такое переутомление и утомление, как избежать переутомления и утомления |  Следствие ведут знатоки |  1 | 
  |  
 |  5-6 | Уроки Доктора Айболита. Правила на всю жизнь. Чихали мы на простуду. Уроки Доктора Айболита. Правила на всю жизнь. |  Признаки болезни: высокая температура, озноб, насморк, головная боль, боль в горле, тошнота, рвота; раскрыть причины болезней; организм защищает сам себя; охрана здоровья и жизни детей учителями и родителями. потребность расти здоровым.   
 |  Устный журнал  
 
  КВН |  2 | 
  |  
 |  7 | Вредные привычки | познакомить с понятием «вредные привычки» |  Исследование |  1 | 
  |  
 |  8-9 |  В гостях у Компьютошки |  рассказать о технике безопасности при работе с компьютером в компьютерном классе или дома, какие правила необходимо выполнять, чего нельзя делать; какой и почему должна быть освещённость при работе с компьютером, длительность работы за компьютером; устройство глаза, почему надо беречь глаза, разучивание упражнений для глаз и физкультурных пауз |  Игра |  2 | 
  |  
 |  10. | «Береги зубы!» | Правила ухода за зубами |  Викторина |  1 | 
  |  
 |  11. | «Осанка – это красиво!» |  Значение правильной осанки в жизни человека; -разучивание комплекса упражнений для укрепления мышц спины. |  Следствие ведут знатоки |  1 | 
  |  
 |  12. | Шалости и травмы | профилактика травматизма |  За круглым столом |  1 | 
  |  
 |  13 | Сон и его значение для здоровья человека. | значение сна в жизни человека.в сохранении и укреплении здоровья |  За круглым столом |  1 | 
  |  
 |  14. | Закаливание в домашних условиях. | Роль закаливания в укреплении здоровья |  Следствие ведут знатоки |  1 | 
  |  
 |  15 | Как защитить себя от болезни. | Как защитить себя от болезни |  Коллективный коллаж |  1 | 
  |  
 |  16. | «Откуда берутся грязнули» | Повторение правил личной гигиены. |  Игра - путешествие |  1 | 
  |  
 |  Здоровое питание (6 часов) | 
  |  
 |  1-2 |  Правильное питание – залог здоровья  
 
  Вкусное часто бывает опасным |  Необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;  закрепить знания о здоровом питании |  Деловая игра  исследование |  2 | 
  |  
 |  3. |  «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности | Формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания;  закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них. 
 |  КВН |  1 | 
  |  
 |  4-5 |  Витаминная тарелка на каждый день | Формирование представления об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться. | Беседа, конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»  
 |  2 | 
  |  
 |  6. |  Чем и как можно отравиться Первая помощь при отравлении. | Меры предосторожности при обращении с ядовитыми веществами; первая помощь при отравлениях | Беседа |  1 | 
  |  
 |  
 |  
 | Игротека. (12 ч) | 
 |  
 | 
  |  
 |  1-3 | Осень .Подвижные игры  
 |  Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Охотники», «Колобок», «Буратино», «Зоопарк», «Меткие стрелки», «Пятнашки или салочки» | Игра |  2 | 
  |  
 |  4. | День здоровья  «Самый здоровый класс» | Значение и виды активного отдыха | День здоровья 
 |  1 | 
  |  
 |  5-6 | Зима .Подвижные игры 
 | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Белые медведи», «По снежному мостику», «Мороз – красный нос» «Снежная карусель», «Быстрые упряжки». | Игра |  2 | 
  |  
 |  7-8 |  «Лыжня зовёт!» «Папа, мама, я – спортивная семья». | Значение и виды активного отдыха | Праздник |  2 | 
  |  
 |  9-10 | Весна. Подвижные игры 
 | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. «Часы»,» «Тише едешь – дальше будешь», «Зайцы в огороде» "Охотники и утки" "Прыгуны и пятнашки» | Игра |  2 | 
  |  
 |  11. | «Как хорошо здоровым быть!» | Значение и виды активного отдыха | День здоровья 
 |  1 | 
  |  
 |  12 | Наши успехи и достижения 
 | Итоговое занятие  | Отчёт   |  1 | 
 
  
 
  
 
  
 
  Календарно-тематический план 3 класс 34 часа (1 час в неделю)
  
 
  
 
                | Дата |  № п/п | Тема | Содержание | Форма проведения |  Кол-во часов | 
  |  
 |  Я и моё здоровье ( 10 часов) | 
  | 
 | 1. | Что мы знаем о ЗОЖ. Вводное занятие. | правила здорового образа жизни, кроссворд ЗОЖ |  Беседа |  1 | 
  | 
 | 2-3 |  Уроки Доктора Здоровейкина. Чихали мы на простуду! 
 |  
 |  Устный журнал  
 
  КВН |  1 | 
  |  
 |  4. | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | Физические упражнения в жизни младшего школьника. Комплекс физических упражнений.  
 |  Беседа, игра |  1 | 
  |  
 |  5. | Безопасность на дорогах. 
 | Повторяем правила дорожного движения. |  Практическое занятие |  1 | 
  |  
 |  6. | Экстремальные ситуации. Модели поведения. | Знакомство детей с экстремальными ситуациями. Рассмотреть три модели поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самосохранению». Практикум «Составление справочника экстренной помощи». |  Беседа,учебный фильм |  1 | 
  |  
 |  7. | Хилый в шубу – здоровый на мороз. | Секреты закаливания. 
 |  Встреча с медицинским работником школы |  1 | 
  |  
 |  8-9 | Правила личной гигиены. | Показать необходимость соблюдения правил личной гигиены. 
 | Защита проекта «Правила личной гигиены»  
 |  2 | 
  |  
 |  10. | «Посеешь привычку- пожнёшь характер». | Полезные и вредные привычки. | Беседа |  1 | 
  |  
 |  Здоровое питание (15 часов) | 
  |  
 |  1. |  Правильное питание – залог здоровья |  Разговор о правильном питании. |  Беседа  |  1 | 
  |  
 |  2. | Блюда из зерна.  |  Расширить представления детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, о традиционных народных блюдах. | Игра конкурс «Хлебопёки»  
 |  1 | 
  |  
 |  3. | Дары моря. |  Расширить представления детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены | Беседа Викторина «В гостях у Нептуна» |  1 | 
  |  
 |  4. | Что и как можно приготовить из рыбы. |  Расширить представление детей о пользе морепродуктов необходимости микроэлементов для организма |  Беседа Конкурс рисунков «В подводном царстве» 
 |  1 | 
  |  
 |  5. | Какую пищу можно найти в лесу. |  Расширить представление детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания | Игра «Там на неведомых дорожках». 
 |  1 | 
  |  
 |  6. | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. 
 |  Зависимость рациона питания от физической активности роль питания и физической активности для здоровья человека. | Беседа |  1 | 
  |  
 |  7. | Кто сколько жует – тот столько живет. | Правильное и рациональное питание. Правила питания. 
 | Беседа  Составление памятки «Правила питания». 
 |  1 | 
  |  
 |  8. | Как избежать отравлений. | Признаки отравления. Кишечные расстройства. 
 | Практикум «Срок годности продуктов питания». |  1 | 
  |  
 |  9-10 | «Вкусный маршрут»  | Знакомство с традиционными блюдами Ярославской области. | Составление классной книги рецептов. |  2 | 
  |  
 |  11-14 | Кулинарный глобус  | Знакомство с кулинарными традициями разных стран. | Проект. |  4 | 
  |  
 |  15. | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | Кулинарная смекалка помогает человеку питаться вкусно и полезно. | Конкурс «На необитаемом острове» |  1 | 
  |  
 |  Игротека (9ч ) | 
  |  
 |  1-3. |  Осень. Подвижные игры. |  Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Научить  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры  «Поймай хвост дракона»,Сантики-фантики-лимпопо»,»Вороны и воробьи», «Жмурки с колокольчиком», «Липучка». |  Игра  |  3 | 
  |  
 |  4-6 |  Зима. Подвижные игры на лыжах. | «Снайпер», «Снежком по мячу», «Крепость», «Кто дальше |  Игра |  2 | 
  |  
 |  7-8 | Весна. День здоровья «Как хорошо здоровым быть!»  «Папа, мама, я – спортивная семья». | Значение и виды активного отдыха |  Праздник |  2 | 
  |  
 |  9. | Наши успехи и достижения. 
 | Итоговое занятие | Сочинение – отчёт  |  1 | 
 
  
 
  Календарно-тематический план 4 класс 34 часа (1 час в неделю)
  
 
         | Дата |  № п/п | Тема | Содержание | Форма проведения |  Кол-во часов | 
  |  
 |  Здоровое питание (15 часов) | 
  | 
 | 1. | Питание и здоровье |  Питательные вещества в продуктах питания. Белки. Жиры. Углеводы. Вода. Витамины. Калорийность питания. |  Беседа |  1 | 
  | 
 | 2. | Режим питания. |  Режим питания: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин. Суточные нормы питательных веществ  |  беседа |  1 | 
  | 
 | 3. | Из истории питания. Питание наших далеких предков |  Откуда родом наша пища. Происхождение названий. О прошлом вкусных продуктов |  Путешествие |  1 | 
  | 
 | 4. | Ох, уж эти сладости . |  Полезен или вреден сахар? |  Дискуссия |  1 | 
  | 
 | 5. | Пищевые отравления. |  Причины пищевых отравлений. Первая помощь. |  Беседа |  1 | 
  | 
 | 6. |  Какой бывает хлеб.  |  Из истории хлебопечения. |  Путешествие |  1 | 
  | 
 | 7. | Напитки, отгоняющие сон. |  Тонизирующие напитки. Что необходимо знать о чае? Русский чай. Кофе натуральный. Что содержит кофе. |  Беседа |  1 | 
  | 
 | 8. | «Неизвестное об известных овощах».  |  История потребления овощей. |  Беседа. Дегустация блюд из овощей. |  1 | 
  | 
 | 9. |  «Вовка в яблочном царстве»  (о значении витаминов). |  Значение витаминов. |  Театрализованное представление. |  1 | 
  | 
 | 10. | Картофельные чипсы: есть или не есть? |  Реклама чипсов.Как их делают.Что получаем с пачкой чипсов? |  Дискуссия |  1 | 
  | 
 | 11. | Лимонадный Джо. |  Разнообразие напитков. Польза или вред . |  Сюжетно-ролевая игра |  1 | 
  | 
 | 12. | Еда «на ходу». | Что такое фастфуд |  Беседа |  1 | 
  | 
 | 13. | «Эти сладкие чудо витамины».  |  Значение фруктов для здоровья человека |  Беседа. Дегустация блюд из фруктов |  1 | 
  | 
 | 14. | Мое идеальное меню. |  Составление суточного пищевого рациона учащегося 4 класса |  Практическое занятие |  1 | 
  |  
 |  15. | Как правильно накрыть стол. |  Правила сервировки стола, порядок подачи блюд, правила поведения за столом и этикет.  
 |  Практическое занятие |  1 | 
  |  
 |  Я и моё здоровье (7 часов) | 
  | 
 | 1. | О, спорт, ты — мир! |  Влияние спорта на здоровье человека |  Конкурса фотографий «Спорт и моя семья» |  1 | 
  | 
 | 2. | Гимнастика для глаз. |  Как сохранить глаза здоровыми. |  Практическое занятие |  1 | 
  |  
 |  3 | Труд и отдых. |  Чередование труда и отдыха  |  Беседа |  1 | 
  |  
 |  4. | Движение – это жизнь |  Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия. |  Беседа |  1 | 
  |  
 |  5. | О вреде и пользе телевизора. |  Правилами просмртра телепередач .Телевизор и здоровье . |  дискуссия |  1 | 
  |  
 |  6. | «Не видать Федоре горя…» 
 |  
 |  Ролевая игра |  1 | 
  |  
 |  7. |  Режим дня четвероклассника  |  Составление режима дня.Презентация. |  Практическое занятие |  1 | 
  |  
 |  Игротека (11 ч) | 
  | 
 |  1. | Осень. Подвижные игры с общеразвивающим характером |  Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Научить  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры «Пятнашки маршем». «Лапта» |  Игра |  1 | 
  |  
 |  2. | Осень. Игры с мячом |  «Перестрелка», «Снайперы», «Два капитана» |  Игра |  1 | 
  |  
 |  3. | Осень. Игры на развитие внимания |  «Шишки, желуди, орехи», «Два сигнала», «Отгадай по голосу» |  Игра  |  1 | 
  |  
 |  4. | Осень. Игры с прыжками в высоту, длину. |  «Веревочка под ногами», «Прыжок за прыжком», «Прыгуньи и пятнашки». |  Игра |  1 | 
  |  
 |  5. | Зима. Подвижные игры на лыжах  |  «Змейка», «Сороконожка на лыжах», |  Игра |  1 | 
  |  
 |  6. | Зима. Подвижные игры на лыжах |  «Лучшие стрелки», «Снегурочка». |  Игра |  1 | 
  |  
 |  7. | Зима. Подвижные игры  |  «Снайпер», «Снежком по мячу», «Крепость» |  Игра |  1 | 
  |  
 |  8. | Зима Подвижные игры |  «Кто дальше?», «Воробьи и вороны». |  Игра |  1 | 
  |  
 |  9. | Весна. Подвижные общеразвивающие игры |  Пятнашки маршем», «Карусель», «Бег за флажками», |  Игра |  1 | 
  |  
 |  10. | Весна. Подвижные общеразвивающие игры |  «Гуси-лебеди», «Перебежки с выручкой», «Лапта». |  Игра |  1 | 
  |  
 |  11. |  «Я за здоровый образ жизни!». |  Групповая работа  |  Конкурс плакатов |  1 | 
  |  
 |  12. | Наши успехи и достижения 
 |  
 |  Диагностика .Тест  |  1 | 
 
 
 
  
 
  Литература
  Для учителя:
  -  30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003. 
-  Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М., 1978. 
-  Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982. 
- Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.   
-  Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972. 
- Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.   
-  Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.   
-  Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988.   
-  Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004. 
-  Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск». 
- Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002 
-  Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.   
-  Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002. 
-  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001 
-  М,М.Безруких.Т,А.Филиппова,А.Г.Макеева.»Две недели в лагере здоровья»-М.:ОЛМА Медиа Групп,2011. 
 Для родителей:
  -  Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей Издательство: Народная асвета Год: 1986 
-  Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Развитие ребенка и его здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003   
-  Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003   
 Для обучающихся:
  -  Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. 
-  Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002 
-  Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992 
-  Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000. 
-  Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996. 
-  Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.