|  
      | Рассмотрена на заседании педагогического совета 
 Протокол № 6 от «28» августа 2015г. 
 | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Сугоякская СОШ»   Л.А. Пивкина /________/ 
 
 | «Утверждаю» Руководитель МОУ «Сугоякская СОШ» Л.М. Неверова /________/ 
 Приказ № 50-4  от «22» сентября 2015г   |   
  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПЕДАГОГА  
  Горбуновой Кристины Александровны  «Моя малая Родина»  1 класс  
  
  
  2015 - 2016 учебный год  
       Пояснительная записка  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.  Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».  Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.  2.Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Челябинской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края.  Задачи:    Обучающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.   Воспитательные задачи: создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. содействие гармоничному развитию личности школьника; совершенствование духовных и физических потребностей; формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств; гуманное отношение к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения. Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.  
  3. Особенности программы.  Формы проведения занятий   лекции; практические занятия   экскурсии опыты, наблюдения исследовательская деятельность презентации самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);   Курс рассчитан на 2 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.    Изучение факультативного курса “Краеведение” способствует   формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;  V. Основные методы и технологии   технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.  Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.  VI. Описание места курса в учебном плане  Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–2-х классов.  VI. Планируемые результаты.  Личностные результаты:  1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.    
  Метапредметные результаты:   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;   активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;   овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;  Предметные результаты:   понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);   развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.  6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;    7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;  8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;   интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;   10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;   11) любовь к родной школе, своему селу, народу, России;   12) уважение к защитникам Родины;   13) умение отвечать за свои поступки;  
  Содержание программы.1 класса  Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.  Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.  
  
  
  
  
       | № урока |  Тема урока | Количество часов | Дата проведения |   |  1 | Введение в краеведение. Что изучает краеведение? Техника безопасности на занятиях. | 1 | 
 |   |  2 | Родная школа (экскурсия по школе). | 1 | 
 |   |  3 | Экскурсия около школы. | 1 | 
 |   |  4 | Что растёт на клумбе. | 1 | 
 |   |  5 | Трудовая жизнь в школе. | 1 | 
 |   |  6 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 1 | 
 |   |  7 | С днём рождения, наш класс. | 1 | 
 |   |  8 | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | 1 | 
 |   |  9 | Безопасный и короткий путь домой. | 1 | 
 |   |  10 | Моё село, почему так названо. | 1 | 
 |   |  11 | Моя семья.   | 1 | 
 |   |  12 | Традиции моей семьи. | 1 | 
 |   |  13 | Такие разные профессии. | 1 | 
 |   |  14 | Профессии в моей семье. | 1 | 
 |   |  15 | Традиционные ремёсла моего края. | 1 | 
 |   |  16 | Люди моего села. | 1 | 
 |   |  17 | Я и моё имя. | 1 | 
 |   |  18 | Наша дружная семья. | 1 | 
 |   |  19 | Выставка семейных поделок. | 1 | 
 |   |  20 | Моя родословная. Бабушки и дедушки.   | 1 | 
 |   |  21 | История моей семьи в истории родного села. | 1 | 
 |   |  22 | Мой четвероногий друг. | 1 | 
 |   |  23 | Зимние забавы наших предков. | 1 | 
 |   |  24 | Масленица. | 1 | 
 |   |  25 | Проводы русской зимы. | 1 | 
 |   |  26 | Мое село. | 1 | 
 |   |  27 | Заочное путешествие по городу Челябинску. | 1 | 
 |   |  28 | Заочное путешествиепо селу Сугояк, Кирды. | 1 | 
 |   |  29 | Экскурсия в музей школы. | 1 | 
 |   |  30 | Красноармейский район. Сёла Красноармейского района. | 1 | 
 |   |  31-32 | Весна в родном селе. Экскурсия. | 2 | 
 |   
  
 
  Материально- техническое обеспечение  
 
   борудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофони др.)   средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Матвеев О.В. История и культура   
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  2 класс.Природа Челябинской области.  Программа второго класса представляет собой курс «Природа Челябинской области». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Челябинской области является её природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев, праздник зимы.  Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.  
  
  
       |  № урока |  Тема урока |  Количество   часов | Дата проведения |   |  1 | В гости к осени. Экскурсия. | 1 | 
 |   |  2 | Территория, границы, географическое положение Челябинской области. | 1 | 
 |   |  3 | Богатства нашей земли. | 1 | 
 |   |  4 | Климат нашего края. | 1 | 
 |   |  5 | Времена года. Сезонные изменения в природе. | 1 | 
 |   |  6 | Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища. | 1 | 
 |   | 7-8 | Заповедные места Челябинской области. | 2 | 
 |   |  9 | Экскурсия в музей   | 1 | 
 |   | 10-11 | Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила сбора. | 2 | 
 |   | 11 | Леса нашего края. | 1 | 
 |   | 12 | Заочная экскурсия Краеведческого музея. | 1 | 
 |   | 13 | Берёзка – символ родины моей. | 1 | 
 |   | 14 | В гости к зиме. Урок-экскурсия. | 1 | 
 |   | 15 | Акция «Кормушка» (урок-проект). | 1 | 
 |   | 16 | Птицы зимой. | 1 | 
 |   | 17 | Редкие птицы Челябинской области. | 1 | 
 |   | 18 | Животные нашего края. | 1 | 
 |   | 19 | Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен. | 1 | 
 |   | 20 | Редкие животные нашего края. | 1 | 
 |   | 21-22 | Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства. | 2 | 
 |   | 23 | В гости к весне. Экскурсия. | 1 | 
 |   | 24 | Как природа залечивает раны. | 1 | 
 |   | 25-26 | Экология Челябинской области. | 2 | 
 |   | 27-28 | Будь природе другом. | 2 | 
 |   | 29 | Красная книга Челябинской области. | 1 | 
 |   | 30 | Викторина “Край, в котором я живу” | 1 | 
 |   | 31 |  Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу. | 1 | 
 |   | 32-33 | Итоговое занятие “Я живу в Челябинской области ”. | 2 | 
 |   
 
  
  
  
  
  
  
  
  
 |