Муниципальное автономное образовательное учреждение
 «Средняя общеобразовательная школа №25
 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А. Малышева»
 
 
  УТВЕРЖДАЮ:
  Директор МАОУ «СОШ № 25 с  
  УИОП им. В.А.Малышева»
  ___________ В.В.Вахнин
  «___» __________ 2013 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
  ПРОГРАММА
 
 
 «Навстречу друг другу»
  (Психология межличностных отношений)
  (для учащихся 7- 9 классов)
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Социальный педагог Торопова В.Я.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 г. Сыктывкар
 2013 г.
  
 
  
 
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  
 
  Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
  Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема обеспечения психологической безопасности человека и жизненной среды, влияющей на становление и развитие, только зарождается как самостоятельное направление исследований, хотя и выступает приоритетной задачей психологической практики. Однако важно отметить, что исследования в области социальной и педагогической психологии последних десятилетий с завидным постоянством обращаются к проблеме образовательной среды как фактора психологического благополучия/ неблагополучия учащихся, педагогов, родителей, социума в широком смысле. В большинстве зарубежных исследованиях образовательная среда оценивается термином «эффективность школы» как социальной системы. Согласно исследованиям психологов, уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой. По этой причине целесообразно проводить именно групповые занятия. Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В. И. Слободчикова, который вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение.  
  Актуальность разработки данной программы заключается в деятельностном подходе к проблеме, когда ответственность за создание психологически безопасной среды ложится не только на администрацию образовательного учреждения, педагогов и родителей, но и на самого школьника. Знания и навыки поведения, полученные в процессе освоения программы, помогут человеку, вступающему в большую жизнь, правильно относиться к её трудностям и опасностям, сохранить свою индивидуальность и выработать здоровый и эффективный жизненный стиль, приобрести осознанную жизненную позицию.
  В предложенной программе используются групповые и игровые формы и методы обучения - дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации), «мозговой штурм»; просмотр компьюторных презентаций; игровые методы (сюжетно-ролевая игра, игры – энергизаторы); обучение практикой действия (упражнения, тренинги).
  Используемые технологии:  
  -  проблемно-диалогическое обучение   
-  деятельностный подход в обучении;   
-  использование интерактивных возможностей ИКТ, 
-  групповые технологии,   
-  игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра). 
 
 
  Цель: психологическое просвещение и профилактика дезадаптивного поведения, активизация внутренних ресурсов учащихся, оказание подросткам психологической поддержки (профилактика суицидального поведения школьников), формирование здорового образа жизни и принятие правильных решений.
 Задачи:
 - способствовать созданию атмосферы доверия и поддержки,
 - активизировать процесс самопознания,
 - создать условия для совершенствования навыков конструктивного  
  взаимодействия, анализа ситуаций, мотивов, интересов и поступков людей,  
 - помочь активизировать внутренние ресурсы учащихся,
 - познакомить с базовыми приемами саморегуляции эмоционального
  состояния и релаксации.
 
 
 Принципы построения программы:
 - объединение усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы и  
  учреждения дополнительного образования в лице социального педагога,  
 - единство и взаимосвязь психологических и педагогических методов и
  технологий,
 - комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и  
  развитии личности подростка,
 - учет возрастных и личностных особенностей учащихся,
 - принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной  
  помощи и поддержки.
  Программа «Навстречу друг другу» рассчитана на 35 часов. Занятие проводится один раз в неделю в группе по 10-12 человек. Возраст обучающихся по программе: 13-15 лет.  
 
 
 Формы и методы работы.
 
 
 Основные формы и методы работы: тестирование, рассказ, беседа, ролевые игры, тренинговые упражнения, групповые дискуссии, творческие конкурсы, методы арт-терапии, сказкотерапии.
 
 
 
 
 
 
 Показатели эффективности работы по программе:
 
 
 - отзывы подростков, обучающихся по программе, их родителей, педагогов по окончании курса,
 - результаты тестирования (сравнение результатов в начале и в конце учебного года).
 
 
 Предполагаемые результаты:
 
 
 - подростки замечают улучшение отношений с окружающими, могут строить более гармоничные взаимоотношения со сверстниками, родителями, педагогами,
  - имеют более высокий (в сравнении с первоначальным) уровень психологических знаний, более четкую и осознанную жизненную позицию,
 - владеют приемами саморегуляции эмоционального состояния,
 - могут создать адекватную самооценку, при необходимости – повысить самоуважение и уверенность в себе, правильно относиться к трудностям и опасностям жизни.  
 
 
  Принципы организации занятий по программе:
  
 
  -  Добровольность участия. 
-  Самодиагностика. В содержании занятий предусматриваются не только тесты, но и упражнения, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности. 
-  Положительный характер обратной связи. Выражение благодарности всем участникам. 
-  Неконкурентный характер отношений. 
-  Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер участников. 
 
 
 Методическое обеспечение.
 
 
 Место проведения занятий: специально оборудованный кабинет со столами и зоной для свободного перемещения ( кабинет 314).
 Оснащение: школьная доска, раздаточный материал, тесты, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, ручки, записи классической и релаксационной музыки, мультимедийная установка.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  
 
        | № | Тема занятия | Цель, задачи | План занятия | Кол-во часов | 
  |  | Вводное занятие. Тема: «Знакомство», «Правила». |  Познакомиться с учащимися.Создать групповые нормы поведения и взаимоотношений друг с другом.Освоить приёмы активного стиля общения. |  Приветствие.Упражнение «Знакомство».Правила работы в группе.Анкета.Упражнение «Хлопки».   | 1 | 
  |  | Я-концепция. | 1.Создание положительной мотивации к предстоящим урокам. 2.Способствовать самоанализу участников. 3.Прояснение Я-концепции. | 1.Упражнение «Приветствие». 2. Игра « Салат». 3. Обсуждение   «Что такое Я».   4.Упражнение   « Я –это …» « Какой я?».   5.Лекция   «Реальное, идеальное, зеркальное Я».   6. Работа подростков с таблицей. 7. Упражнение « Моё Я»   8.Выводы. 
 | 1 | 
  |  | Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты. | 1. Познакомить подростков с понятием   « характер». 2.Осознать собственные качества характера. | 1.Приветствие ведущего. 2. Игра «Стоп – кадр»   3.Упражнение «Я дарю»   4. Беседа «Что такое характер». 5. Упражнение   «Азбука характера».   6.Сказка о «деревьях – характерах». 7.Типы характеров и особенности их проявления.   | 1 | 
  |  | Понятие о темпераменте | 1. Знакомство с типами темперамента. 2.Определение типа темперамента. | 1.Приветствие. 2. Игра «Абракадабра». 3.Лекция   «Типы темпераментов». 4. Тест: «Какой у меня темперамент». 6. Выводы. | 2 | 
  |  | Какой я на самом деле? Занятие-исследование. |  | 1.Приветствие ведущего. 2. Игра-активатор «Счет до 10». 3. Беседа «Моя жизненная философия» 4. Арт-терапевтическое упражнение «Дорога» 5. Упражнение-исследование «Какой я на самом деле» (Конституция личности) 6.Итоговый круг «Интересное – полезное» 
 | 2 | 
  |  | Тренинг активизации внутренних ресурсов.   
 
 
 | 1.Поиск внутренних ресурсов и расширение знаний о себе. 2.Активизация творческих способностей личности. | 1.Приветствие ведущего. 2. Игра-активатор «Путаница ». 3. Арт-терапевтическое упражнение «Нарисуй себя» 4. Упражнения: «Возможно», «Что это?» 5.Итоговый круг «Интересное – полезное» 
 | 1 | 
  | 7. | Моя индивидуальность (уверенное, неуверенное и агрессивное поведение)   | 1.Знакомство с понятиями «неуверенное», «агрессивное» поведение и способами их преодоления. 2.Сформировать представление о качествах зрелой личности. | 1.Приветствие ведущего. 2.Игра-активатор «Зеркало». 3. Групповое обсуждение «Кто такой уверенный человек?» 4. Беседа «Три энергии, которые управляют миром» 5. Итоговый круг «Интересное – полезное» | 1 | 
  | 8. | Межличностное взаимопонимание. | 1. Актуализация опыта понимания окружающих. 2. Поиск способов расположения людей к себе. | 1.Приветствие. 2.Упражение «Молекулы». 3.Беседа «Наши индивидуальные особенности». 4.Упражение «Когда меня понимают» 5.Упражение «Круг взаимопонимания». 6.Упражнение для групповой работы «Спички». 7.Дискуссия «Помощь». 8. Упражнение «Строим дом». 9.Рефлексия. 10. Ритуал прощания. | 2 | 
  | 9 | Конфликты в нашей жизни. | 1.Расширение представлений о природе конфликта и способах его разрешения. 2.Развитие навыков эффективного бесконфликтного общения. 
 | 1.Приветствие. 2. Игра-активатор «Кто я?» 3. Виды конфликтов. Природа конфликтов. 4. Обсуждение: Стратегии поведения в конфликтной ситуации. 5. Упражнение «Я-сообщение». 6.Итоговый круг «Интересное – полезное» | 2 | 
  | 10 | Любовь, обида и другие сильные чувства.   | 1.Дать представление о том, что такое чувства и эмоции.   2.Знакомство с правилами создания гармоничных взаимоотношений   | 1. Приветствие. 2. Упражнение «Слепой и поводырь». 3. Диалог-исследование «Что такое любовь?» 4. Способы справляться с обидой.   5. Упражнение «Мир чувств» 6. Упражнение «Незаконченное предложение». 7.Упражнение «Моя полянка». 8.Игровое задание. 9.Подведение итогов. | 2 | 
  | 11 | Моя профессия. | 1.Профориентационное тестирование. 2.Инвентаризация представлений о мире профессий. | 1. Приветствие 2. Дискуссия: Что важно учесть при выборе профессии? 3. Тестирование 4. Арт-терапевтическое упражнение «Мой жизненный путь». 5. Обсуждение. | 1 | 
  | 12. | Жизненные трудности человека на пороге взросления. | 1.Познакомить с понятием «возрастной (нормативный) кризис» 2.Научить приемам самоанализа и рефлексии. 
 | 1.Приветствие. 2. Игра-активатор «Ветер дует…» 3. Беседа «Жизненные кризисы – этапы личностного развития» 4. Решение психологических задач-ситуаций. Дискуссия «Проблема одиночества» 5.Упражнение «Дерево дружбы» 6. Обратная связь.   | 2 | 
  | 13 | Принятие решений. Алгоритм принятия решений. | 1. Развитие навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей. | 1.Приветствие. 2. Упражнение «Меняемся местами».   3.Упражнение «Ассоциации». 4.Упражнение   «По секрету».   5. Беседа «Первые шаги к цели». 6. Упражнение « Шаг к цели». 7. Памятка. 8.Упражнение   « Смятый лист».   9.Обсуждение. | 1 | 
  | 14. | Управление стрессом. | 1. Познакомиться с понятием «стресс». 2. Беседа «Как преодолеть барьеры мешающие полноценному самовыражению 3.Развитие стрессоустойчивости, создание позитивного эмоционального фона. | 1.Приветствие. 2. Диалог-исследование. 3.Самоанализ. 4.Диагностика. 5. Упражнение «Чем полезен и чем может быть вреден стресс».   6. Упражнение «Выход из сложной ситуации».   7.Памятка. 8.Притча «Потеря». 9. Обсуждение. | 1 | 
  | 15. | Психологическая готовность к экзаменам, самостоятельным работам, диагностике. | 1.Способствовать профилактике стрессовых состояний. 2. Обучить навыкам саморегуляции эмоционального состояния. | 1. Приветствие. 2. Обзор методов релаксации: самовнушение по Эмилю Куэ, аутотренинг по Генриху Шульцу , музыкотерапия, арт-терапия. 3. Практикум. Упражнения: «Штрих», «Луг-лес-река», «Полное дыхание», «Поза кучера», «Передача энергии», «Маяк». Упражнение по разотождествлению. 4. Обратная связь. Анкетирование. | 1 | 
  | 
 16 | Уверенность | 1. Приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения. 2. Познакомиться с признаками уверенного и неуверенного поведения. | 1.Приветствие. 2. Игра « Контакт глаз» 3.Упражнение   «Уверенность, неуверенность».   4.Беседа «Признаки уверенного/неуверенного поведения». 5. Упражнение « Нет». 6.Отработка навыков уверенного поведения.   7.Упражнение « Символ» 8.Упражнение   « Копилка». 9.Упражнение   «Мои ресурсы». 10.Обсуждение. | 1 | 
  | 
 17 | Подведение итогов. Тема: «Прощай». | 1. Закрепление представления подростков о своей уникальности. 2. Обогащение позитивными образами личности. 3. Закрепление дружеских отношений. | 1.Пиветствие. 2.Игра « Скрепки». 3.Анкета обратной связи. 4. «Письмо себе»   5. Играем в любимые игры и упражнения.   6. Притча. 7.Ритуал прощания. | 1 | 
  | 
 | 
  | 
 | 
 | 
 | ИТОГО | 23 часов | 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Список литературы
 
 
  - Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. 
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. 
- Грецов А. Тренинг общения для подростков.- СПб.: Питер, 2007. 
- Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. 
- Евтихов О. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2007. 
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. 
- Закон об образовании РФ. 
- Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского / В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994. 
- Конвенция ООН о правах ребенка. 
-  Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. – М.: Ось-89, 2002. 
-  Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб.: Речь, 2004. 
- Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешакова В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2008. 
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007. 
- Монина Г.Б., Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2007. 
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./Под ред. М.Р. Битяновой – СПб.: Питер, 2008. 
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2006. 
-  Тестирование детей / Автор-составитель В.Богомолов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. 
- Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007.