|  №  п/п | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения | Оборудование | Универсальные учебные действия(УУД) | 
  |  план |  факт | 
  | Шахматная доска и фигуры (2ч) | 
  | 
 
 
 
 
 
 1 | 
 
 
 
 
 
 Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. | 
 
 
 
 
 
 
 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) 
 | Личностные результаты: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы. Познавательные УУД: определять, различать и называть термины: белое и черное поле, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные УУД: уметь работать по предложенным инструкциям. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия. . | 
  | 2 | 
 
 
 
 
 
 Поля, линии. Шахматные фигуры и их обозначения | 
 
 
 
 
   1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) 
 | 
  |  Ходы и взятия фигур ( 8ч) | 
  | 3 |  
 Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) 
 | Предметные результаты: Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур Личностные результаты:   Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Метапредметные результаты:   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.   Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. 
 | 
  | 4 |  
  
 Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) 
 | 
  | 5 | 
 
 
 Логические связки «и», «или», «не». | 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | 
  | 7 |  
  
  Угроза, нападение, защита.  
  
 
 | 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | 
  | 8 |  
  
  Превращение и взятие на проходе пешкой.  
  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 9 | 
 
 
 Практическая игра. 
 
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 10 
 
 
 |  
 Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ёё выполнения. | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  |  Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» ( 8ч) 
 | 
  | 11 | 
 Понятие «шах». 
 
 | 1 | 
 | 
 | 
 Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур Личностные результаты:   Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Метапредметные результаты:   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.   Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других | 
  | 12 |  
  Способы защиты от шаха.  
 
 | 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | 
  | 13 |  
  Запись шахматных позиций.  
 
 | 1 | 
 | 
 | 
 | 
  | 14 | 
 Практическая игра. 
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 15 |  
  Способы защиты от шаха.  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 16 |  
 Обучение алгоритму матования в один ход. | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 17 |  
 Мат. Пат. Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 
 
 
 18 | 
 
 
 Сходства и различия понятия «мат» и «пат». 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | 
 | 
  | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен ( 8ч) | 
  | 19 | 
 
 Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. 
 | 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Предметные результаты:   знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, уметь ориентироваться на шахматной доске Личностные результаты:   В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты:   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Проговаривать последовательность действий.   Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.   Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. 
 | 
  | 20 |  
  
  Размен. Материальный перевес.  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 21 |  
  
  Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 22 | 
 Размен. Материальный перевес.   Лёгкие и тяжёлые фигуры. 
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 23 |  
  
  Размен. Материальный перевес.  
  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 
 24 |    
  
  Защита.    
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 25 
 
 
 | 
 
 Единица измерения ценности. Видя ценности. 
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 25 |  
  
 Размен Материальный перевес, качество. | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
  Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта (10ч ) 
 
 | 
  | 
 
 26 
 
 
 
 |  
  
  Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.  
  
 
 | 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Предметные результаты:   знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь; уметь проводить элементарные комбинации;уметь ориентироваться на шахматной доске Личностные результаты:   В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты :   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Проговаривать последовательность действий.   Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 
 | 
  | 
 
 27 
 
 
 |  
  
  Классификация дебютов. Анализ учебных партий.  
  
  
 
 | 1 | 
 | 
 | 
 
 Шахматы (настольные) | 
  | 28 |  
  
  Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.  
  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 29 |  
  
  
  Раннее развитие ферзя.  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 30 |  
  
  
  Дебютные ловушки.  
 
 | 
 
  1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 31 | 
 
 Ходы и взятия фигур. 
 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 32 | 
 
 
 Понятия шаха, мата и пата. 
 
 | 
 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 33 | 
 
 
 Задачи на ценность. 
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 34 |  
  
  
  Правила записи ходов.  
  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 35 |  
  
  Принципы игры в дебюте.  
  
  
 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
  Особенности матования одинокого короля (7ч) 
 | 
  | 
 
 36 
 
 
 | 
 
 Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегии. | 
 
 
  1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Уметь отличать горизонтали, вертикали, диагонали, знать названия, ходы шахматных фигур. Игра Чатуранга Личностные результаты:   Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. Метапредметные результаты:   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Проговаривать последовательность действий.   Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.   Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им. 
 | 
  | 37 | 
 
 Матовые и патовые позиции 
 
 | 
 
  1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 38 | 
 
 Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. 
 
 | 
 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 39 |  
  
  Перекрытие линии атаки. Матовые и патовые позиции. 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 40 |  
  
  Защита атакованной фигуры своей фигурой.  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 41 | 
 
 Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Матование королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 42 |  
  
  Управление качеством матования.  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  |  
  Тактические приёмы и особенности их применения (7ч) 
 | 
  | 43 |  
  Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от неё . | 
  1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Знать об истории происхождения шахмат, запись шахматных фигур, уметь записывать шахматную партию Личностные результаты:   В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты:   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Проговаривать последовательность действий.   Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.   Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. 
 | 
  | 44 | 
 Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка ,виды связки и защита от неё. 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  |  45 |  
  
  Сквозное действие фигур (ренгрен).  
 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 46 |  
  
  Комбинаторика в шахматах.  
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 47 | 
 
 Комбинация на мат и на достижение материального перевеса. 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 48 | 
 
 Сквозное действие фигур (ренгрен). Перегрузка. 
 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | 
  |   
  49 | 
 
 
 Эстетика шахматных комбинаций. | 
 
 
 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | 
  | Начальные сведения об эндшпиле ( 8ч) | 
  | 50 |  
  
  Общие принципы разыгрывания эндшпилей
 
 
 |   
  1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Знать ценность шахматной фигур, способы защиты. Личностные результаты:   В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты:   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.   Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 
 | 
  |  51 |  
  
  Классификация эндшпилей.  
  
 
 |   
  1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | 
  |       
  52 
 |  
  
  
 Пешечные и ладейные эндшпили. | 
 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  |  53 | 
 
 Правило квадрата. Треугольник. 
 
 | 
 
 1 
 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  |  54 | 
 
 Игра на пат. 
 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  |   
  55 | 
 
 Правило квадрата. Треугольник. 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 
 56 
 | 
 
 Правило квадрата. Треугольник. 
 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 
 57 
 
 | 
 
 Пешечные и ладейные эндшпили. | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  |  Начальные сведения об миттельшпиле( 8ч) | 
 | 
  | 58 | 
 
 Понятие о варианте. Логическая связь«если ,то». 
 | 
 
 
 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | Предметные результаты Уметь ставить мат королю ладьёй и ферзем, королём и ладьёй Личностные результаты:   Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Метапредметные результаты:   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Проговаривать последовательность действий.   Познавательные УУД:  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. 
 | 
  | 
  59 
 | 
 
 Позиция короля. 
 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 60 | 
 Понятие о варианте. Логическая связь «если ,то». 
 | 
 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | 
  | 61 | 
 
 Проходная пешка. 
 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 
 
  62 | 
 
 
 Атака на короля. 
 
 | 
 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 63 | 
 
 Овладение тяжёлой фигурой 7(2) горизонталью. 
 | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 64 | 
 
 Овладение тяжёлой фигурой 7(2) горизонталью. 
 
 | 1 | 
 | 
 | Магнитная доска. Мультимедийная установка. Компьютер. Шахматы (настольные) | 
  | 65 | 
 
 Блокада. 
 
 | 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | 
 
  Подведение итогов года (2ч) | 
  | 66 | 
 
 Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.   
 | 1 | 
 | 
 | 
 Шахматы (настольные) | Предметные результаты: Знать запись партии из начального положения и из игрового, ценность шахматной фигуры   Личностные результаты:   В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. Метапредметные результаты:   Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.   Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.   Познавательные УУД:  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. 
 | 
  | 67 | 
 
 Анализ ошибок. | 
 
 1 | 
 | 
 | Шахматы (настольные) | 
  | Общее количество часов: | 68 | 
 | 
 | 
 | 
 |