Программа кружка «За страницами урока истории».
  Срок реализации: 2013-2014 учебный год.  
  Возраст: 6 классы.  
  Автор: Трифанов А.Ю.  
  г.Череповец, 2013г.
  Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.  
  Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.  
  Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.
  Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.  
  Программа рассчитана на учеников 6 классов.  
  Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.  
  Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.
  Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).
       | № | Название разделов, тем.   | Теория   | Практика | 
  | 
 1 | Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины. Тема 1 Наука о времени. 
 | Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества.   Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории.   Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности.   
 | Решение познавательных заданий.   | 
  | 2 | Тема 2 Фигуры на гербе. 
 | Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией.   | 
  | 3 | Тема 3 Монета на ладони. 
 | Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач. | 
  | 4 | Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны. | Решение познавательных задач. | 
  | 5 | Тема 5 Почему мы так называемся? | Разработка аналитического описания, решение познавательных задач. | 
  | 6 | Тема 6 Быль и вымысел в истории. 
 | Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами. | 
  | 7 | Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны». 
 
 | Решение познавательных заданий и задач. 
 | 
  | 8 | Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.   Тема 1 Миф о технической отсталости России. | Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке. Достижения и изобретения отечественных мастеров. | Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач.   | 
  | 9 | Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории. 
 
 | Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке.   | Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения.   | 
  | 10 | Тема 3 Миф о кровавой истории России. 
 | Причины появления мифа. Сравнение России и Запада.   | Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах. | 
  | 11 | Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым. | Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности.   | Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах. | 
  | 12 | Тема 5 Случайности и закономерности в истории.   | Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории.   | Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах.   | 
  | 13 | Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.   | Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки.   | Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления. | 
  | 14 | Тема 7 Викторина «Что было, то было». | Викторина «Что было, то было».   | Решение познавательных заданий, работа в группах.   | 
  | 
 15 | Раздел 3 Роль личность в истории. Тема 1 Кто творит историю?   | Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества.   | Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.   | 
  | 16 | Тема 2 Лидеры I и II ополчения.   
 | Исторические портреты лидеров I и II ополчения.   | Составление исторического портрета личности, работа с документами.   | 
  | 17 | Тема 3 Суд истории: Петр I. 
 | Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России.   | Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления.   
 
 
 | 
  | 18 | Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова». | Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России.   | Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления. | 
  | 19 | Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна. 
 | Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России.   | Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения.   | 
  | 20 | Тема 6 Екатерина II и Петр III. 
 | Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России.   | Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления.   | 
  | 21 | Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения». 
 | Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста.   | Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения.   | 
  | 22 | Тема 8 Выдающиеся полководцы. 
 | Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века.   | Составление исторического портрета личности, работа с картами.   | 
  | 23 | Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов». 
 | Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов».   | Решение познавательных заданий и задач, работа в группах.   | 
  | 24 | Раздел 4 История малой Родины. Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае. | Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества.   
 | Решение познавательных заданий.   | 
  | 25 | Тема 2 Наш край в истории Отечества.   | Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный.   | Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий.   | 
  | 26 | Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).   | Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления.   | 
  | 27 | Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества». | Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления.   | 
  | 28 | Тема 5 Город, в котором я живу. 
 | Череповец современный. | Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления.   | 
  | 29 | Тема 6 Наши выдающиеся земляки. 
 | Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области.   | Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения.   | 
  | 30 | Тема 7 Череповец – город церквей. | Церкви города Череповца: история и современность.   | Публичные выступления,   | 
  | 31 | Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце. 
 | Места досуга и отдыха в городе Череповца. | Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето. | 
  | 32 | Тема 9 Моя семья в истории России. 
 | История отдельной семьи.   | Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах.   | 
  | 33 | Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца». | Игровое занятие | Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах.   | 
  | 34 | Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка. | Игровое занятие.   | 
 
  -  История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред.  А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1. 
-  Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава. 
-  История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д,  1997. Предисловие. Разд. № 1-2 
-  Блок М., Апология истории. М., 1986. 
-  Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991 
-  Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. 
-  Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1 
-  Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 
-  Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987 
-  Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991. 
-  Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990. 
-  Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. 
-  Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988 
-  Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2. 
-  Древние цивилизации. М., 1990. 
-  История Европы. М., 1996. 
-  Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986. 
-  Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. 
-  Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987. 
-  Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988. 
-  Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986. 
-  Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992. 
-  История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991. 
-  Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. 
-  Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986. 
-  Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991. 
-  Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987. 
-  Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988. 
-  Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988. 
-  Христианство и Русь. М., 1988. 
-  Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990. 
-  Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994