kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей, обучающихся МБ НОУ «Лицей №111», сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса»


Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций.

Задачи основного уровня:

  • построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;

  • систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;

  • разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классы);

  • выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;

  • формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;

  • информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями, и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;

  • формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;

  • совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);

  • повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.

Планируемые результаты:

  • для обучающихся 6 - 11 классов - развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;

  • для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях, и отраслях экономики Российской Федерации;

  • для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;

  • для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей, обучающихся МБ НОУ «Лицей №111», сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного оразования.

По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.


Форматы профориентационной работы

Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На выбор:

  • Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис «Конструктор будущего» в рамках проекта «Билет в будущее» или другие программы.

  • Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология».

Рекомендованное количество: от 9 часов

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся - 4 часа

Профориентационный урок - 2 часа

Урок «Россия - мои горизонты» (для тех, кто впервые зарегистрирован в Проекте) - 2 часа

Рефлексивный урок - 4 часа

Мероприятия на выбор:

  • Профориентационные программы внеурочной деятельности;

  • Дополнительные профориентационные уроки;

  • Онлайн-уроки «Шоу профессий»;

  • - Проектная деятельность.

Рекомендованное количество: 34 часа

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Выставка «Лаборатория будущего» - 4 часа

  • Профессиональные пробы на базе Площадки или на базе Платформы - 6 часов Мероприятия на выбор:

  • Экскурсии в образовательные организации ВО или СПО;

  • Экскурсии на производство;

  • Конкурсы профориентационной направленности;

- Образовательные выставки.

Рекомендованное количество: от 12 часов

Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом

склонностей и образовательных потребностей обучающегося.

Рекомендованное количество: от 3 часов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

  • Родительское собрание (ознакомительное или итоговое)

Рекомендуемое количество: от 2 часов



Профориентационные мероприятия на основном уровне:

  • Профориентационные уроки;

  • Онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессионально-образовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;

  • Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок;

  • Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы основного уровня Профориентационного минимума и организует регистрацию участников;

  • Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате);

  • Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.

п/п

Мероприятия

Участники

Сроки

проведения

Ответственный


1. Организационно-информационная деятельность

1

Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических

материалов

Классные руководители

Сентябрь

Зам. директора

2

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения НПО, СПО и высшего

образования выпускников 9х,11классов

Классные руководители выпускников 9х,11классов

Сентябрь

Зам. директора, ответственный по профориентации

3

Координирование работы педагогического коллектива

Педагогический коллектив

Сентябрь - май

Зам. директора

4

Осуществление взаимодействия с предприятиями,

учреждениями НПО, СПО

Обучающиеся

6- х – 11 классов

Сентябрь - май

Администрация лицея, социальный педагог, педагог- навигатор

5

Уточнение и дополнение количества участников

проекта «Билет в будущее»

Обучающиеся

6- х – 11 классов

Сентябрь

Классные руководители, педагог –навигатор


2. Информационно-консультационная деятельность с

педагогическими работниками

1

Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий

Классные руководители

Сентябрь - май

Администрация лицея

2

Организация консультаций:

- «Основные направления работы классного руководителя по знакомству обучающихся с миром

профессий»;

- «Формула выбора профессии»;

- «Изучение личностных особенностей и

способностей учащихся»

Классные руководители

Сентябрь - май

Педагог–психолог


3

Педсовет «Воспитание как приоритет государственной политики»

- роль профориентационной работы учителя в создании современной личности

Педагогический коллектив

В течение ученого года

Заместитель директора, советник

директора, педагог

– психолог

4

Теоретический семинар «Организация работы с детьми «группы риска» и семьями, состоящими на различных видах

профилактического учета»

Педагогический коллектив

В течение ученого года

Социальный педагог

5

Подготовка по программе дополнительного профессионального образования

Педагог –

навигатор

Сентябрь –

декабрь

Педагог –психолог

3. Профориентационные мероприятия с обучающимися

1

ВУД Курс

профессионального самоопределения школьников «Знакомство с миром профессий»

1- 4 классы

Каждый четверг

сентябрь –

май

Классные руководители

1- 4 классов

2

Курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»

6- 11 классы

Каждый четверг

сентябрь –

май

Классные

руководители

6-х – 11классов

3

Участие во Всероссийском проекте по профориентации «Билет в будущее»

6- 11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, педагог –навигатор

4

Участие обучающихся во Всероссийском проекте открытые онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ»

8-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, ответственный по профориентации

5

Реализация предпрофесионального образования


10 -11 классы

Сентябрь –

май

Администрация лицея

6

Участие в проекте «Экономика региона в

руках молодого поколения»

8-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, ответственный по профориентации


7

Школьный профориентационный

марафон (беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и

деловые игры)

2 – 11 классы

Апрель

Ответственный по профориентации

8

Организация и проведение -

классных часов по

профориентации

1 – 11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, ответственный по профориентации

9

Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета

«Технология»

1 – 8 классы

Сентябрь –

май

Учителя –

предметники

10

Уроки

общеобразовательного

цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для

профессиональной деятельности

1 – 11 классы

Сентябрь –

май

Учителя –

предметники

11

Участие обучающихся в днях открытых дверей учреждений

СПО и высшего

образования

8-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители, ответственный по профориентации

12

Участие обучающихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учреждениями СПО и высшего образования и

рынком труда

8-11 классы

Март - апрель

Классные руководители, ответственный по профориентации

13

Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы

8-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители

14

Вовлечение учащихся в общественно-полезную

деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

1 – 11 классы

Сентябрь –

май

Учителя –

предметники, классные руководители

15

Онлайн-уроки «Шоу

Профессий»

7-11 классы

Сентябрь –

май

Классные руководители

16

Проектная деятельность

4-10 классы

Сентябрь –

май

Учителя –

предметники, классные руководители

4. Профориентационная деятельность с родителями

1

Проведение индивидуальных

консультаций с родителями по проблемам выбора учебных предметов, курсов, модулей формируемой части учебного плана, внеурочной

деятельности

1-10 классов

Май

Зам. директора, классные

руководители

2

Родительские собрания

Родители обучающихся

1-11 классов

В течение учебного года


Администрация школы, классные руководители

3

Привлечение родителей к участию в проведении

мероприятий классно-

урочной системы

Родители обучающихся

1-11 классов

В течение учебного года

Администрация школы, классные руководители

Приложение


Тематика классных часов

по профориентации на 2023-2024 учебный год


1 – 4 классы

1

Профессии моих родителей

2

В гостях у писателя

3

В мире книг (в библиотеке) Как рождается книга

4

Вкусная профессия – кондитер

5

Путешествие в мир театра

6

Профессия –пожарный

7

Такие разные профессии

8

Профессия – военный

9

Моя мама работает….

10

Все работы хороши, выбирай на вкус

11

Кто делает хлеб

12

Труд и человек

13

Кто делает праздник

14

Электричество и труд

5 – 9 классы

1

Мир моих увлечений

2

Труд кормит, а лень портит

3

Как правильно выбирать профессию

4

Профессия – Родину защищать!

5

Женщина в космосе

6

В мире профессий. Популярные профессии

7

Хорошо, что мы такие разные

8

Хочу – Могу - Надо!

9

Возможности человека

10

Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности

10 – 11 классы

1

Как выбрать профессию. Я в мире профессий

2

Профессии моей семьи

3

Профессия – это серьёзно, важно и необходимо

4

Мои планы на будущее

5

Формула выбора профессии

6

Основные ВУЗы Кузбасса 1 часть

7

Основные ВУЗы Кузбасса 2 часть

8

Здоровье и выбор профессии

9

Способности человека


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профориентационная деятельность как подсистема целостного образовательного процесса

Автор: Капустянская Елизавета Денисовна

Дата: 09.01.2024

Номер свидетельства: 643686


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства