Пасевин В.
  Камышлов, 2016 г.
  В связи с социально-экономической и политической нестабильности общества, в России сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защиты семей и граждан страны.
  В законе «Об образовании» подчеркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на его совершенствование. Обозначены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободе человека, трудолюбия, любви к природе, семье. Поэтому возникает государственная необходимость формирования правовой культуры младших школьников.
  Изучение права и осуществление воспитательной работы по формированию правовой культуры необходимо начинать с начальных классов, т.к. основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше. В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Однако, следует иметь в виду, что развитие правовой культуры у детей осуществляется неравномерно, вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, состояния здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Стоит отметить, что данный возраст близок к наступлению периода, в котором наиболее ярко проявляется кризис подросткового возраста. Поэтому недопущение в формировании правовой культуры школьников могут привести к появлению ранних правонарушений у будущих подростков. Исходя из этого особенно остро встает проблема формирования правовой культуры младших школьников в 4 классе.  
  Создание образовательных, информационных условий для формирования и развития правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие правового самопознания, оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, повышение качества их жизни и совершенствование правовой культуры их родителей.
  Немаловажным в формировании правовой культуры младших школьников является привлечение их родителей к этой деятельности и совершенствование их культуры, правовых знаний. Поэтому в плане предусматривается взаимодействие и с родителями учащихся 4-го класса.  
  Для формирования правовой культуры младших школьников необходимо привлекать и специальных специалистов.
  Таким образом, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса позволяет организовать разностороннюю, целенаправленную работу по формированию правовой культуры учащихся.
        | Этап | Тема, форма   мероприятия | Планируемые результаты | Субъекты   взаимодействия | Сроки   проведения | 
  |  1) Целенаправленное формирование правовых знаний и понятий | «ООН и Всеобщая декларация прав человека» - тематический классный час |  Сформированность представлений о понятиях: «ООН», «Всеобщая декларация прав человека».Понимание учащимися необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека. | Классный руководитель, учащиеся. | Сентябрь | 
  | «Ваши права и обязанности, дети!» - конкурсная познавательная игра |  | Классный руководитель, учащиеся   | Начало   октября | 
  | «Какие действия приводят к правонарушениям» - классный час совместно с родителями учащихся |  | Классный руководитель, учащиеся, родители, инспектор по делам несовершеннолетних | Конец   октября | 
  | «Как защитить своего ребенка в трудных ситуациях?» - родительское собрание |  | Классный руководитель, родители, социальный педагог | Начало   ноября | 
  | Праздничная конкурсная программа «День конституции» |  | Классный руководитель, учащиеся. | Конец   ноября | 
  |  2) Выработка правовых убеждений | Игра-викторина«Я имею право» |  Сформированность правильного и справедливого взгляда на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.Осознание детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. | Классный руководитель, учащиеся. | Начало   декабря | 
  | Классный час «Право каждого из нас» |  Развитость потребности к обсуждению правовых вопросов.Развитость навыков слушать и слышать своих одноклассников, родителей, приглашенных гостей. | Классный руководитель, правоохранительные органы, родители, учащиеся. | Конец   декабря | 
  |  3) Формирование этико-правовых установок | «Что значит жить по совести?» - круглый стол совместно с представителем православной церкви. 
 |  представлений о нравственных законах в жизни человека; основных нравственных качеств личности;потребности в соблюдении социально-нормативного поведения.   | Классный руководитель, учащиеся, представитель православной церкви. | Начало   января | 
  |  "Неконфликтность, уважение, толерантность" -беседа со школьным психологом   
 |  толерантного и уважительного отношения к окружающему миру;умения находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций;представлений о понятии «толерантность»;чувства уважения и понимания к людям различных национальностей. | Классный руководитель, учащиеся, школьный психолог. | Конец   января | 
  | «Роль семьи в формировании у ребёнка чувства необходимости законов в его жизни» - круглый стол. |  | Классный руководитель, учащиеся, родители | Начало   февраля | 
  |  4) Воспитание правовых чувств | Квест - игра «Моя правовая грамотность» |  Принятие чувства права, законности, чувства уважения к тем социальным ценностям, которые регулируются и охраняются правом и законодательством | Классный руководитель, учащиеся. | Конец   февраля | 
  | Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних и капитаном полиции «Права и обязанности»   
 |  Сформированность положительного эмоционального отношения к правовой действительности, к правовым явлениям, к праву, как к определенной системы норм, установленных государством. | Классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних и капитан полиции, учащиеся. | Начало марта | 
  |  5) Формирование опыта законопослушного поведения | Патрульный рейд совместно с районным отделом ГИБДД «ЮИДД» |  Повышение опыта законопослушного поведения;Осознание детьми важности и правильности законопослушного поведения;Развитие положительного отношения к сотрудникам ГИБДД. | Классный руководитель, сотрудники ГИБДД, учащиеся. | Конец марта | 
  | Деловая игра «Суд над вредными привычками»   |   Сформированность негативного отношения к наркотикам, алкоголю, табаку; Сформированность знаний о работе судебных органов; Введение понятийного аппарата для правового общения. 
 | Классный руководитель, родители, учащиеся. | Начало   апреля | 
  | Родительское собрание для учащихся и их родителей со специалистами по их личным вопросам |  | Классный руководитель, социальный педагог, психолог, сотрудники правоохранительных органов, учащиеся. | Конец   апреля | 
  |  6) Формирование активной и социально - правовой позиции |  Деловая игра по станциям«Наши права и обязанности» (совместно с родителями) |  Закрепление знаний у детей, полученных на предыдущих мероприятиях по формированию правовой культуры.Сформированность умения анализировать правовые ситуации.Сформированность системы правовых знаний, правовой культуры у детей, а также навыков правомерного поведения.Заинтересованность в правовой сфере. | Классный руководитель, родители, учащиеся. | Начало мая | 
  | Конкурс рисунков «Я знаю свои права». |   Сформированность умения активно пропагандировать правовые знания; Активизация интеллектуального и творческого потенциала; Творческая самореализация и проявление социально-правовой активности;Привлечение внимания общественности к вопросам правовой культуры. | Классный руководитель, учащиеся. | Конец мая |