kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательная программапоможет сформировать у учащихчя навыки работы с сахарной мастикой для украшения и оформления кондитерских изделий, отдельных композиций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"»

Образовательная программа дополнительного образования

творческого объединения

«Сахарная флористика »


возраст обучающихся 10-15 лет,

срок реализации-20ч.

Автор-составитель:

Генералова Н.А.



Пояснительная записка

1.Актуальность данной программы

В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной  мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.

Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности  в конкретных образах.  Искусство выступает в качестве  своеобразного ценностного ориентира  эстетического воспитания и развития художественной творческой  активности воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.

Лепка из сахарной мастики-одно из самых увлекательных занятий. Сахарная мастика по своей консистенции напоминает пластилин, только съедобный. Она пластична, легко принимает ту форму, которую ей будут придавать, превращая сладкие комочки в сказочных животных, яркие цветы и невероятной красоты узоры, которые используются для оформления и украшения кондитерских изделий. Цветы из сахарной мастики сложно отличить от живых бутонов, сорванных с клумбы. Даже самый простой пирог, украшенный этим кондитерским чудом, будет выглядеть кулинарным шедевром.

Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая имеет техническую направленность и направлена воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.

2. Новизна данной образовательной программы состоит в том, что

она даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.

3. Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что занятия моделированием композиций из сахарной мастики позволяют открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. Занятия лепкой воздействуют комплексно: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Кроме того, радость и удовольствие от сделанной своими руками работы, положительно влияют на эмоциональное состояние обучающихся, что очень важно для поддержания у них профориентационной направленности.


Программа:

  • по типу- адаптированная;

  • по уровню усвоения-общеразвивающая;

  • по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная,  социально – адаптированная;

  • по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.


Цель программы:

 Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через  обучение специальным навыкам работы с сахарной мастикой для украшения и оформления кондитерских изделий, отдельных композиций.


Задачи программы:

  • овладеть знаниями по истории сахарной флористики, художественных возможностях цветочной пасты, видах лепки;

  • овладеть знаниями по законам композиции, законам цветоведения, правилам построения объемной композиции на примере букетов сахарных цветов;

  • приобрести практические навыки, необходимые для работы с цветочной пастой, по подбору инструментов и материалов для лепки;

  • научиться приемам художественной лепки из цветочной пасты;

  • поэтапно изготовить элементы цветов, букетов для декорирования кондитерских изделий, создания декоративных цветочных композиций, сформировать объемную композицию на примере букета сахарных цветов;

  • научиться хранить и транспортировать объемные композиции сахарных цветов.

На занятиях педагог должен ориентировать обучающихся на применение полученных знаний в дальнейшей профессиональной и творческой деятельности. В процессе преподавания педагогу необходимо опираться на общедидактические методы: объяснительно иллюстративный, репродуктивный и метод проблемного изложения, которые призваны развивать творческие возможности обучающихся, приучать к практическому применению знаний и умений, к самостоятельной работе. Основной частью курса являются практические занятия, которые направлены на обучение приемам художественной лепки из цветочной пасты. Теоретические сведения включают в себя историю создания «сахарных цветов», необходимые сведения о видах цветочной пасты, инструментах для лепки, знакомство с основными законами композиции и цветоведения при составлении букетов, способами декоративного оформления готовых работ. На занятиях необходимо использовать образцы готовых работ, материалов, эскизов.

 Из-за трудоемкости выполнения некоторые творческие работы можно выносить на самостоятельную работу. Контроль за работой обучающихся осуществляется посредством наблюдения за их деятельностью во время занятий, проверки индивидуальных и коллективных творческих работ. Основное внимание в процессе обучения следует обращать на организацию рабочих мест, охрану труда и технику безопасности.


Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его в группе воспитанников любого возраста. Количество часов -20, рассчитанных на 2,5 часа в неделю.

Настоящая программа предлагает проводить занятия в группах по 10-12 человек.


Программа «Сахарная флористика» строится на следующих концептуальных принципах:

принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.                                                                 - принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий курс.

принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

принцип наглядности. В  учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.

 Принципы жизнедеятельности детей на занятиях творческого объединения:

- личностно-ориентировочный подход в воспитании;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;

- общественно-полезная направленность в деятельности;

- эмоциональная насыщенность занятий;

- сотрудничество педагога и воспитанников;

- добровольное участие в совместных делах.

При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:

- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);

-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер - классы, презентации);

-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);

- эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);

- методы развивающего обучения;

- метод взаимообучения;

- метод игрового содержания.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к творческому процессу.


 Критерии оценки выполненных работ:

- аккуратность;

- самостоятельность;

- индивидуальный стиль;

- использование нескольких  техник при изготовлении изделия.

        Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

 В процессе занятий у детей формируются три основные группы    практических умений и навыков:      

  • политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические;

  • общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;

  • специальные: приготовление мастики, лепка изделий из мастики и пр.    

Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

Формы организации учебной деятельности:                                           

  • индивидуальная;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная.

Основной вид занятий – практический.


  Организация и проведение учебного занятия.                                                    Включает следующие структурные элементы:                                                      

1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.                 2. Этап постановки целей и задач занятия.    

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.            

4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных подэтапа:

Первый - обучения разделов в процессе тренировочных упражнений воспитанники отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия  имеющимися представлениями о действии.

Второй - обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

Третий - знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.  

5. Этап рефлексии.

6. Заключительный этап.


         Дидактическое и техническое оснащение занятий

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

- иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам        (презентации к каждой);

 - электронный сборник иллюстративного материала по изучаемым темам;

-  раздаточный материал.

Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями (столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами, электроплитой, мойкой, аэрографом и пр.)

   Материалы, инструменты, приспособления:

  • наглядный материал;

  • раздаточный материал;

  • мастика;

  • коврики для раскатывания массы;

  • скалки;

  • молды (формы);

  • каттеры(резаки);

  • моделирующие палочки;

  • бокорезы;

  • круглогубцы;

  • пассатижи;

  • маты для формирования цветов;

  • краски(сухие,пастообразные, для аэрографа);

  • кисти;

  • тычинки;

  • тейп-лента;

  • проволока;

  • салфетки(бумажные, влажные);

  • фартуки, головные уборы.

             

  Учебно-тематический план

№п\п

Раздел и темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Материаловедение

4

1

3

2

Техника лепки из сахарной мастики.

14

2

12

3

Основные законы композиции при составлении букетов.

2

1

1


Итого:

20

4

16


Результат деятельности

В результате  обучения дети

Должны знать:    

  • способы приготовления сахарной мастики;

  • технику работы с сахарной мастикой;

  • основные правила лепки элементов флористики, цветов;

  • необходимую последовательность в работе с сахарной мастикой;

  • правила подбора колористики цвета пищевых красителей;

  • правила составления сюжетной композиции.

Должны уметь:

  • готовить сахарную мастику;

  • подбирать инструменты и материалы (молды (формы), каттеры (резаки), оттиски различных видов и форм, мастика, краски, стеки, кисти, проволока и др. сопутствующие материалы)., необходимые для изготовления сахарных цветов;

  • владеть основными приемами лепки;

  • пользоваться оборудованием, необходимым для изготовления сахарных цветов;

  • поэтапно изготавливать сахарные цветы на примере цветов розы (поточный способ), пиона, лилии, орхидеи (с помощью молдов и каттеров), мелколепестковых цветов на примере ветки вишни, листья

  • формировать объемную композицию на примере букета сахарных цветов;

  • хранить и транспортировать объемные композиции сахарных цветов


Результативность

         - индивидуальные работы;

- получение положительных отзывов других людей;

    - участие в разноуровневых конкурсах.









Список литературы

  1. Декоративная композиция. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с

  2. Технология изготовления искусственных цветов http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/cveti/iskys%20cveti/iskys%20cveti.htm

  3. Лепка из сахарной мастики. Сахарная лилия https://decor-cake.ru/mk-po-lepke/cvety/liliya-iz-mastiki.html

  4. Пион из сахарной мастики https://tortomaster.ru/articles/master-klass-pion-iz-mastiki/

  5. Сахарные розы в английской технике https://www.pinterest.ru/pin/352054895856511147/

  6. Ветка сакуры http://decor-cake.ru/mk-po-lepke/cvety/sakura-iz-mastiki.html

  7. 8 популярных видов зелени для букетов http://flowerindustry.ru/stati/floristika/dekorativnye-rastenija-i-cvety-8-populja.html

  8. Формы листьев http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st014.shtml

  9. Листья и зелень для букетов https://floristika-opt.by/katalog/svezie-cvety/zelen/

  10. Молды https://konditer.shop/silikonovye-moldy

  11. Тюрина Е.В. Рабочая программа факультативного курса «Художественная лепка» https://docplayer.ru/

  12. Цветы ручной работы. Уроки и мастер-классы https://knittochka.ru/dekor/ Приготовление сахарной мастики. https://retseptytortov.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Образовательная программа дополнительного образования "Сахарная флористика"

Автор: Генералова Наталья Александровна

Дата: 19.04.2019

Номер свидетельства: 507717


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства