Раздел № 1. Пояснительная записка
  
 
  Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373).
  Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к родной школе, к родителям, к учителю, к Родине. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей младшего школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.
  В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.
  Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.  
  Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением.
  Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через музей интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
  На изучение данного курса отводится 1 час в неделю, что при 33 учебных неделях составляет 33 часа в год. Занятия проводятся как в аудитории, так и вне класса. Программа предполагает экскурсии и занятия в музеях.  
  Ведущая цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно-ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоциональноволевой.
  Сопутствующие цели:
  -  совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования; 
-  создавать условия для приобретения опыта общения с культурноисторическими ценностями музея; 
-  создавать условия для художественного, эмоционально-ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей; 
-  создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев; 
-  создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность. 
 Задачи программы:
  -  содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся; 
-  воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества; 
-  расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся; 
-  приобщить ребёнка к миру искусства; 
-  формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.); 
-  содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историкокультурного наследия города, страны; 
-  формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности; 
-  формировать навыки культурного поведения в общественных местах; 
-  развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей. 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Раздел № 2. Общая характеристика курса.
  
  Музейно-экскурсионная программа состоит из семи тематических разделов, связанных между собой.  
   В каждый из разделов включены темы, которые знакомят ребенка с определенными сторонами искусства и различными аспектами историко-культурного наследия.
  Содержание данного курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Занятия проводятся в форме беседы, игры, экскурсий, мастер-классов и интерактивных занятий.  
  
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Раздел №3. Личностные, метапредметные и предметные результаты.
  Учащиеся научатся:
  -  работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками; 
-  находить и осуществлять отбор нужной информации; 
-  анализировать источники по заданным критериям; 
-  высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; 
-  наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы; 
-  находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве; 
-  сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве; 
-  выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры; 
-  вести записи при работе с документами. 
 Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социальнозначимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
  
 
  Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путе шествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
  Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
  -  готовность и способность к саморазвитию и самообучению, 
-  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; 
-  личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. 
 Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
  -  формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан; 
-  воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; 
-  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 
 формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
  Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
  -  осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; 
-  обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; 
-  овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение); 
-  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. 
 В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.  
  Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  -  познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); 
-  регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; 
-  коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. 
-  Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.) 
 Раздел №4. Поурочное планирование.
  
 
          |  № п/п |  Тема занятия |  Формы обучения |  Дата проведения | 
  |  
 | 
 | 
  |  план |  факт | 
    |  1 | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.   | Беседа | 
 | 
 | 
    |  2 | Викторина «Кто больше назовет музейных терминов?» | Викторина | 
 | 
 | 
    |  3 | Что такое музей.   | Интерактивная экскурсия   | 
 | 
 | 
    |  4 | История развития музеев. | Беседа   | 
 | 
 | 
    |  5 | Что такое экспонат и экспозиция. | Беседа, творческая работа | 
 | 
 | 
    |  6 | Профессия экскурсовода. | Беседа | 
 | 
 | 
    |  7 | Правила поведения в музее. | Урок-игра | 
 | 
 | 
    |  8 | Экскурсия в музей истории города. | Экскурсия в музей | 
 | 
 | 
    |  9 | Роль музея в жизни человека. | Интерактивное занятие | 
 | 
 | 
    |  10 | История музейного дела в России. | Беседа | 
 | 
 | 
    |  11 | Просмотр видеофильма об известных музеях. | Интерактивное занятие | 
 | 
 | 
    |  12 | Экскурсия в историко-архитектурный музей заповедник. | Экскурсия в музей | 
 | 
 | 
    |  13 | Где мы были? Что мы видели? | Творческая работа | 
 | 
 | 
    |  14 | Времена года. | Беседа, работа с иллюстрациями | 
 | 
 | 
    |  15 |  Особенности природы Ярославского края. | Экскурсия | 
 | 
 | 
    |  16 | Сезонные явления в картинках. | Выполнение творческих заданий | 
 | 
 | 
    |  17 | Прогулка в сказочный лес. | Беседа, просмотр видеофильма | 
 | 
 | 
    |  18 | Животный мир Ярославских лесов. | Экскурсия | 
 | 
 | 
    |  19 | Повадки обитателей леса. | Выполнение творческих заданий | 
 | 
 | 
    |  20 | Не просто букашки… 
 | Игровое занятие | 
 | 
 | 
    |  21 | Поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела. | Интерактивное занятие | 
 | 
 | 
    |  22 | Русские народные праздники. | Беседа | 
 | 
 | 
    |  23 | Великая масленица. | Экскурсия в музей Богдановича. Мастер-класс: роспись по дереву | 
 | 
 | 
    |  24 | История возникновения часов.   | Беседа | 
 | 
 | 
    |  25 | История возникновения часов. Экскурсия. | Экскурсия в музей «Музыка и время» | 
 | 
 | 
    |  26 | Знакомство с профессией художника.   | Беседа | 
 | 
 | 
    |  27 | Экскурсия в художественный музей г. Ярославля. | Экскурсия | 
 | 
 | 
    |  28 | Великие художники нашей страны и нашего города. | Интерактивное занятие | 
 | 
 | 
    |  29 | Музеи под открытым небом. Правила поведения в музее под открытым небом. | Беседа | 
 | 
 | 
    |  30 | Экскурсия в ботанический сад. | Экскурсия | 
 | 
 | 
    |  31 | Праздник письменности в историко-архитектурном музее | Экскурсия | 
 | 
 | 
    |  32 | Что узнали? Закрепление полученных знаний. | Выполнение творческих заданий. | 
 | 
 | 
    |  33 | Итоговое занятие. Защита проектов. | Практическое занятие | 
 | 
 | 
  
  
 
  
 
  Раздел №7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
  
 
  Возможно использование интерактивной доски, просмотр фильмов, прослушивание аудиозаписей.
  Литература:
  Новожилова В.А., Тренина С.Д., Холодякова И.Е. Ярославль и ярославцы. Музейно-экскурсионная программа для начальных классов г. Ярославля
   -  Брокгауз Ф.А. Эфрон И.А. Энциклопедия. Пг., 1897г. 
-  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986 г. 
-  Кончин Е. Как рождаются музеи. М., 1988 г. 
-  Ревякин В.И. Музеи мира. М., 1993 г. 
 -  Венецкий С.И. В мире металлов. М., 1988 г. 
-  Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М. 1978 г. 
-  Уварова И. Глина, вода и огонь. М., 1973 г. 
-   -  
 
 -  
 
 Добровольская Э.Д. Ярославль. М., 1969 г.
 
 -  Мейерович М. Когда был основан Ярославль. Ярославль.,1959 г. 
-  Овсянников Ю.М. Рассказы об архитектуре. М., 1985 г. 
-  Путеводитель. Ярославль (Под ред. А.В. Федорчука). Ярославль., 2002 г. 
-  Сыров С.Н. Страницы истории. М., 1983 г. 
 -  Титова И.М. Наш любимый праздник. М., 1993 г. 
-  Энциклопедия зимних праздников. СПб., 1995 г.