Коррекционная школа. Программно-методический материал по предмету "Коммуникация и развитие речи" 7 класс для детей с тяжелой формой умственной отсталости. В помощь молодым педагогам, работающим с детьми по программе И.М.Бгажноковой. В программе актуальность и специфика данного учебного предмета, цели, задачи и планируемый результат, формы контроля и качества обучения, учебно тематический и календарно-тематическое планирование, а также требования к уровню подготовки учащегося по курсу. 
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Коррекционная школа Программно метод материал по коммуникация и развитие речи»
                            
            
                                                              Коррекционная школа.
  Программно-методический материал по предмету «Развитие речи и коммуникация для детей с тяжелой формой умственной отсталости. . 7 класс.
  - Программа (государственная). Данная Рабочая программа разработана на основе программно-методических материалов Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007 г. 
-  Методические пособия:   
 -  Программа обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (подготовительный, I - X классы). Авторы: Н.А.Новосёлова, А.А.Шлыкова. Екатеринбург: Центр «Учебная книга» 2004 г. 
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой г. Санкт-Петербург ЦДК 2011 год. 
 
 
  3.Содержание учебного предмета
 3.1. Предмет Развитие речи и коммуникация (в нед. 1 час, в год 34 час).
  3.2. Актуальность и специфика изучения предмета.  
  Введение в программу учебного предмета «Развитие речи и коммуникация» обусловлено несовершенством речевой практики учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Обучение речи, как средству коммуникации, заключается в формировании умения общаться с взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Речь  детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью, в разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы, имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их. Учебный предмет включает в себя несколько разделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи и коммуникация» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности : мотивационная (Почему учащийся должен говорить ?), целевая (Зачем он должен говорить ?) и исполнительская (Каким образом он может говорить ?).  
  Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача обучения предмету «Развитие речи», а коммуникативный принцип построения уроков-занятий является ведущим. Раздел «Развитие общих речевых навыков» нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Раздел «Развитие навыков общения, диалогической речи, связной речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности, определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
  3.3. Цели. Формирования представлений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению.  
  Коррекционно-образовательная: Обучение речи детей с нарушением интеллекта, как средству коммуникации, умения общаться с взрослыми, со сверстниками. Формирование речевого опыта как показателя их общего развития. Задачи:
  - учить строить устные связные высказывания;   
- формировать выразительную сторону речи; 
- обогащать лексический запас у учащихся. 
Коррекционно-развивающая : Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей. Развитие первоначальных навыков связной устной речи, учитывая психофизические данные школьников. Задачи:
  -  коррекция мышления и речи; 
-  развитие и обогащение языковой базы устных высказываний детей. 
-  дифференциации неречевых звуков окружающей среды ; 
-  развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий и упражнений; 
-  формированию простейших умений звукового анализа. 
Коррекционно-воспитательная : Воспитание культуры речевого общения, нравственных качеств у детей с нарушением интеллекта. Задачи:
  Планируемый результат: Готовность учащихся к оптимально- возможному уровню усвоения учебного материала, умение применять полученные знания в жизни.
  3.4. Форма обучения практических уроков длительностью до 30-40 мин, с обязательными паузами отдыха и восстановления психических сил.
  3.5. Форма контроля качества обучения. Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических проб, элементарных контрольных работ методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних собственных достижений). Итоговый контроль предполагает выявление уровня овладения навыками:
   
 
  -  Учебно-тематический план   
     | № п/п | Наименование раздела | Количество часов | 
  | 
 1 2 3 
 4 | 
 Повторение материала. Развитие речевых навыков, диалогической речи. Развитие связной речи (описание предмета, сюжета на картинке). Разучивание стихотворений. | 34 час. 5ч. 19 ч. 4 ч. 6 ч 
 | 
 
 
 
  5. Требования к уровню подготовки учащихся
 5.1. Базовый уровень должен обеспечить учащихся следующими умениями и  
  навыками:
  - самостоятельно пользоваться в речи основными средствами  выразительности;   
- активно участвовать в беседе; отвечать на вопросы, задавать вопросы по теме; 
- связно высказываться при обыгрывании речевых ситуаций; 
- пользоваться средствами культурной речи в различных ситуациях общения; 
- внятно выражать свои просьбы и желания; 
-  повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;   
-  составлять по картинке предложения по вопросам учителя; 
-  заучивать стихотворения, считалки, короткие песенки;   
-  осуществлять простейшую классификацию предметов по инструкции с опорой на наглядность. 
5.2. Учащиеся могут знать:
   -  Календарно-тематическое планирование. 
 Развитие речи и коммуникация
         | № п\п | № по теме | Раздел. Тема урока. | Кол.-во часов | Дата | Примечание | 
  | 1 | 1 | I четверть Повторение материала VI класса. | 9час 1 | 
 | 
 | 
  | 2 | 2 | Развитие связной речи. Пересказ сюжетных картинок «Лето». | 1 | 
 | 
 | 
  | 3 | 3 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся | 2 | 
 | 
 | 
  | 4 | 4 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Разучивание стих-я с голоса учителя. | 1 | 
 | 
 | 
  | 5 | 5 | Развитие диалогической речи. Беседа на тему «Моя семья». | 1 | 
 | 
 | 
  | 6 | 6 | Развитие связной речи (описание предмета, сюжета на картинке). | 2 | 
 | 
 | 
  | 7 | 7 | Повторение пройденного материала. | 1 | 
 | 
 | 
 
 
 
         | 8 | 1 | 
 II четверть Повторение материала.   | 7час 1 | 
 | 
 | 
  | 9 | 2 | Развитие связной речи. Пересказ сюжетных картинок «Осень». | 1 | 
 | 
 | 
  | 10 | 3 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся.   | 1 | 
 | 
 | 
  | 11 | 4 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Разучивание стих.-я с голоса учителя. | 1 | 
 | 
 | 
  | 12 | 5 | Развитие диалогической речи. Беседа на тему «Телефон». | 1 | 
 | 
 | 
  | 13 | 6 | Развитие связной речи (описание предмета, сюжета на картинке). | 1 | 
 | 
 | 
  | 14 | 7 | Повторение пройденного материала | 1 | 
 | 
 | 
  | 15 | 1 | 
 III четверть Повторение материала.   | 10час 1 | 
 | 
 | 
  | 16 | 2 | Развитие связной речи. Пересказ сюжетных картинок «Зима». | 1 | 
 | 
 | 
  | 17 | 3 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся.   | 1 | 
 | 
 | 
  | 18 | 4 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся.   | 1 | 
 | 
 | 
  | 19 | 5 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Разучивание стихотворения с голоса учителя. | 1 | 
 | 
 | 
  | 20 | 6 | Развитие диалогической речи. Беседа на тему «Зимние игры». | 2 | 
 | 
 | 
  | 21 | 7 | Развитие речевых навыков. Просмотр кинофильма. | 1 | 
 | 
 | 
  | 22 | 8 | Развитие связной речи (описание предмета, сюжета на картинке). | 1 | 
 | 
 | 
  | 23 | 9 | Повторение пройденного материала | 1 | 
 | 
 | 
  | 24 | 1 | 
 IV четверть Повторение материала.   | 8час 1 | 
 | 
 | 
  | 25 | 2 | Развитие связной речи. Пересказ сюжетных картинок «Весна». | 1 | 
 | 
 | 
  | 26 | 3 | Создание коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся.   | 1 | 
 | 
 | 
  | 27 | 4 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Разучивание стих.-я с голоса учителя. | 1 | 
 | 
 | 
  | 28 | 5 | Развитие диалогической речи. Беседа на тему «В магазине». | 2 | 
 | 
 | 
  | 29 | 6 | Развитие речевых навыков. Просмотр кинофильма. | 1 | 
 | 
 | 
  | 30 | 7 | Повторение изученного материала. | 1 | 
 | 
 | 
 
 
 
  -  Перечень учебно-методического обеспечения: 
 -  Художественные книги для прослушивания, чтения, просмотра; 
-  Сборник «Детская библиотека». 
 -  Словарь-справочник по культуре речи для школьников. А.А.Евтюгина.   
-  Фразеологический словарь русского языка для школьников. Л.А. Субботина.   
-  Толковый словарь русского языка для школьников. Ю.В.Алабугина. 
 -  «Развитие речи» И.Н.Верещагина 
-  Картинки по развитию речи В.В.Гербова 
-  Предметные и сюжетные картинки по развитию речи В.В.Гербова 
-  Картинный словарь 2 класс И. Гаркунова 
-  Картинный словарь 2 класс С. Мельников; 
- DVD-диск «Кино для детей» выпуск №1. 
 -  раскраски в соответствии с тематикой. 
-  рабочая тетрадь «Развитие речи». Учимся пересказывать. 
-  Тетрадь «Фонетические рассказы и сказки». Созонова Н.Н. 1, 2, 3-части. 
-  Книга тестов в картинках. В.Е.Гаврина. 
 
 
  -  Использованная литература. 
 -  Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей школьного возраста» Москва, «Творческий центр» / 2004 
- Алёшина Н.В. «Ознакомление школьников с окружающей и социальной действительностью» Москва, ЦГЛ : 2004 
- Вильшанская А.Д. «Содержание и методы работы учителя-дефектолога в школе»   
 Москва «Школьная пресса» / 2008 .  
  - Корчинова О.В «Детский этикет»., Ростов-на-Дону : «Феникс» / 2002 
- Катаева А.А. , Е.А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» Москва, «Бук-мастер» / 1993   
- Ковалько В.И. «Школа физминуток в 1-4 классах» В. И. Москва, «Вако» / 2007. 
-  Морозова И.А., М.А.Пушкарева «Ознакомление с окружающими миром» КРО для работы с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. И. А., Мозаика-Синтез : Москва / 2009