Календарно-тематическое планирование внеурочного курса « Экология. Природа, человек, культура» для 7 класса ФГОС.
             | 1 | 
 | 
 | Раздел 7. Наши древние корни-7ч.1. Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Как работать с учебником. Организация проектно-исследовательской деятельности . Выбор темы учебного исследования. Диагностический тест на сформированность УУД
 | 1 | 
 | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.   Наглядный, словесный.   
 | Развитие первоначальных представлений о разнообразии животного мира и виде, к которому принадлежат все люди Земли.
 | Познавательные:
 
 поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
 
 Регулятивные:
 
 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
 
 Коммуникативные:
 
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
 | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
 | 
  | 2 | 
 | 
 | 2.Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности.
 | 1 | 
 | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | Познакомится с условиями необходимыми для жизни человека.
 | Познавательные:
 
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 
 Регулятивные:
 
 составлять план и последовательность действий;
 
 Коммуникативные:
 
 осуществлять взаимный контроль;
 | Сформированность интеллектуальных умений. Развитие представлений о потребностях человека.
 | 
  | 3 | 
 | 
 | 3.Урок – семинар «Наша планета до появления человека».
 | 
 | 1 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презентации) 
 | Учить наблюдать, описывать и объяснять этапы происхождения Земли.
 | Познавательные:
 
 осуществлять рефлексию способов и условий действий;
 
 Регулятивные:
 
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Сформированность интеллектуальных умений. Развитие представлений о планете Земля, целостности природы.
 | 
  | 4 | 
 | 
 | 4.Урок – исследование «Происхождение человека»
 | 
 | 1 | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. | Познакомится с условиями необходимыми для жизни человека и этапами происхождения
 | Познавательные:
 
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 
 Регулятивные:
 
 составлять план и последовательность действий;
 
 Коммуникативные:
 
 осуществлять взаимный контроль;
 | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования.
 | 
  | 5 | 
 | 
 | 5.Наши древние предки – «дети природы»
 | 1 | 
 | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. 
 
 
 | Развитие первоначальных представлений о предках человека, особенностях происхождения.
 | Познавательные:
 
 подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков
 
 Регулятивные:
 
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
 
 Коммуникативные:
 
 ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
 | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
 | 
  | 6 | 
 | 
 | 6.Урок – мастерская «Огонь, очаг, жилище»
 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний | Ознакомление в доступной форме с приспособлениями человека в окружающей его среде, раскрытие их значения для экологического познания.
 | Познавательные:
 
 самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
 
 Регулятивные:
 
 определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
 
 Коммуникативные:
 
 предлагать помощь и сотрудничество;
 | Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагировать на ситуацию негативного поведения человека в природе.
 | 
  | 7 | 
 | 
 | 7.Обобщающий урок по теме «Наши древние корни». Урок защита исследовательских проектов.
 | 0,5 | 0,5 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам (презентации) 
 | Называть основные этапы эволюции человека. Описывать способы добывания огня и объяснять значение огня в эволюции человека. Обосновывать роль растений, животных и появление пирогенных ландшафтов.
 | Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
 
 Регулятивные:
 
 формулировать и удерживать учебную задачу
 
 Коммуникативные:
 
 определять общую цель и пути ее достижения
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 8 | 
 | 
 | Раздел 8. Природа и человек: у истоков культуры-5ч.1. Урок – дискуссия «Хочешь выжить - думай»
 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная работа, эвристическая беседа. | Называть главные особенности разумной деятельности человека. Приводить примеры, выделять особенности о предметах и явлениях.
 | Познавательные:
 
 поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
 
 Регулятивные:
 
 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
 
 Коммуникативные:
 
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
 | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.
 | 
  | 9 | 
 | 
 | 2. Урок-конференция «Почему человек заговорил?»
 | 1 | 
 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам | Развитие первоначальных представлений о возникновении устной и письменной речи, наиболее распространенных языках.
 | Познавательные:
 
 самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
 
 Регулятивные:
 
 определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
 
 Коммуникативные:
 
 предлагать помощь и сотрудничество;
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 10 | 
 | 
 | 3.Как человек получает информацию об окружающем мире
 | 0,5 | 0,5 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой.   | Анализировать и сравнивать особенности восприятия человеком окружающего мира. Выявить связь между человеком и окружающем миром.
 | Познавательные:
 
 узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
 
 Регулятивные:
 
 составлять план и последовательность действий
 
 Коммуникативные:
 
 строить монологическое высказывание
 | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.
 | 
  | 11 | 
 | 
 | 4.Урок – семинар «Человек познает природу и самого себя».
 | 1 | 
 | Индивидуальная работа, эвристическая беседа, работа по сообщениям учащихся. | Анализировать и сравнивать знания человека о природе. Выявить связь между человеком и природой.
 | Познавательные:
 
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
 
 Регулятивные:
 
 формулировать и удерживать учебную задачу
 
 Коммуникативные:
 
 ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 12 | 
 | 
 | 5.Обобщающий урок по теме «Природа и человек: у истоков культуры»
 | 1 | 
 | индивидуально-групповой урок; проблемно-поисковый. 
 | Делать выводы о разумной деятельности человека. Определять как человек получает информацию об окружающем мире. Устанавливать взаимосвязь познания человеком природы и самого себя.
 | Познавательные:
 
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 
 Регулятивные:
 
 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
 
 Коммуникативные:
 
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 | Стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения.
 | 
  | 13 | 
 | 
 | Раздел 9. Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов-5ч.1.Единство человека и природы в представлениях древних людей
 | 1 | 
 | Комбинированный   Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Приводить примеры единства человека и природы в представлениях древних людей. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных.
 | Познавательные:
 
 анализ, синтез, сравнение, сериация;
 
 Регулятивные:
 
 вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
 
 Коммуникативные:
 
 определять общую цель и пути ее достижения;
 | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.
 | 
  | 14 | 
 | 
 | 2.Растения и животные – покровители рода
 | 1 | 
 | Комбинированный   Приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа Индивидуальная работа Просмотр фильма | Развивать представления об эстетическом, этическом, культурно-историческом, ресурсном, познавательном значении живой природы.
 | Познавательные:
 
 составлять план и последовательность действий;
 
 Регулятивные:
 
 осуществлять рефлексию способов и условий действий;
 
 Коммуникативные:
 
 формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 15 | 
 | 
 | 3.Урок – исследование «Природа и человек в верованиях древних славян»
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Развитие первоначальных представлений о природе в верованиях древних славян. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природе.
 | Познавательные:
 
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
 
 Регулятивные:
 
 формулировать и удерживать учебную задачу
 
 Коммуникативные:
 
 ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
 | Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с работой с приложениями.
 | 
  | 16 | 
 | 
 | 4.Человек и его отношение к природе в различных религиях народов России
 | 1 | 
 | Комбинированный   Приобретение знаний и первичный контроль, групповая работа и взаимоконтроль, работа с учебником, беседа 
 | Устанавливать взаимосвязь человека с природой, его отношение к природе в различных религиях народов России.
 | Познавательные:
 
 поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
 
 Регулятивные:
 
 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
 
 Коммуникативные:
 
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
 | Приобщение к ценностям экологического познания, нормам науки как компонентам культуры.
 | 
  | 17 | 
 | 
 | 5.Обобщающий урок по теме «Взаимосвязь человека и природы в религиях различных народов». Защита исследовательских проэктов.
 | 0,5 | 0,5 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам | Называть основные религии как часть мировой культуры человечества. Описывать природу и человека в верованиях древних славян. Обосновывать роль растений, животных и единство человека и природы в представлениях древних людей.
 | Познавательные:
 
 узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
 
 Регулятивные:
 
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 18 | 
 | 
 | Раздел 10. Научные методы в экологии-5ч.1.Философия об отношениях человека к природе
 | 1 | 
 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Выявлять философские особенности об отношениях человека к природе.
 
 Устанавливать взаимосвязь между природой и человеком.
 | Познавательные:
 
 осуществлять рефлексию способов и условий действий;
 
 Регулятивные:
 
 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
 
 Коммуникативные:
 
 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
 | Стимулирование к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения.
 | 
  | 19 | 
 | 
 | 2.Урок-семинар Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы
 | 1 | 
 | индивидуально-групповой урок; проблемно-поисковый | Приводить примеры о взаимосвязи природы и человека в различные эпохи, называть философов природы.
 | Познавательные:
 
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
 
 Регулятивные:
 
 составлять план и последовательность действий
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
 | 
  | 20 | 
 | 
 | 3.Методы экологических исследований
 | 1 | 
 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Знать методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент.
 
 Уметь пользоваться приборами, используемыми в экологических исследованиях.
 | Познавательные:
 
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 
 Регулятивные:
 
 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
 
 Коммуникативные:
 
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 21 | 
 | 
 | 4.Урок-исследование «Моделирование в экологии»
 | 0,5 | 0,5 | Урок обобщения и контроля знаний Индивидуальная работа, проекты учащихся по заданным темам | Приводить примеры моделирования в экологии.
 | Познавательные:
 
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
 
 Регулятивные:
 
 использовать речь для регуляции своего действия
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Приобщение к ценностям экологического познания, нормам науки как компонентам культуры.
 | 
  | 22 | 
 | 
 | 5.Обобщающий урок по теме «Научные методы в экологии». Защита исследовательских проектов.
 | 1 | 
 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Называть философов различных эпох, повествующих о взаимосвязи природы и человека. Описывать методы экологических исследований. Обосновывать роль наиболее общих законов развития природы, общества и познания.
 | Познавательные:
 
 подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков
 
 Регулятивные:
 
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
 
 Коммуникативные:
 
 ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 23 | 
 | 
 | Раздел 11. Человек изменяет природу-3ч.1.Человек и природа: противоречия нарастают
 | 1 | 
 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с учебником, приобретение знаний, взаимоконтроль Работа с учебником и дополнительной литературой. | Охарактеризовать два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Выявить противоречия.
 | Познавательные:
 
 осуществлять рефлексию способов и условий действий;
 
 Регулятивные:
 
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагировать на ситуацию негативного поведения человека в природе.
 | 
  | 24 | 
 | 
 | 2.Бездонна ли «кладовая природы»?
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Выявить причину истощения запасов природных ресурсов и проблему их рационального использовании.
 | Познавательные:
 
 узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
 
 Регулятивные:
 
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.
 | 
  | 25 | 
 | 
 | 3.Урок – конференция. «Человек охраняет природу».
 | 1 | 
 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с сообщениями учащихся, приобретение знаний. | Приводить примеры охраны и восстановления природы в России, особо охраняемых природных территорий: заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы.
 | Познавательные:
 
 осуществлять рефлексию способов и условий действий;
 
 Регулятивные:
 
 выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
 
 Коммуникативные:
 
 координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 26 | 
 | 
 | Раздел12 . Отношение человека к природе в искусстве—10ч.1. Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Выявить единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека и привести примеры перехода человека от наскальной живописи к современному искусству.
 | Познавательные:
 
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
 
 Регулятивные:
 
 составлять план и последовательность действий
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.
 | 
  | 27 | 
 | 
 | 2.Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм.
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Называть выразительность природных форм и особенности эстетического восприятия.
 | Познавательные:
 
 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
 
 Регулятивные:
 
 выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения;
 
 Коммуникативные:
 
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 28 | 
 | 
 | 3.Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота.
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Охарактеризовать природу и архитектуру. Выявить пользу, прочность и красоту трех принципов архитектуры.
 | Познавательные:
 
 анализ, синтез, сравнение, сериация;
 
 Регулятивные:
 
 вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
 
 Коммуникативные:
 
 определять общую цель и пути ее достижения;
 | Вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к объектам живой природы.
 | 
  | 29 | 
 | 
 | 4.Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства.
 | 0,5 | 0,5 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Охарактеризовать единство истории и искусства. Выявить особенности связи природы с гербами городов России.
 | Познавательные:
 
 составлять план и последовательность действий;
 
 Регулятивные:
 
 осуществлять рефлексию способов и условий действий;
 
 Коммуникативные:
 
 формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
 | Приобщение к ценностям экологического познания, нормам науки как компонентам культуры.
 | 
  | 30 | 
 | 
 | 5.Обобщающий урок по теме «Отношение человека к природе в искусстве». Защита исследовательских проектов.
 | 0,5 | 0,5 | комбинированный Индивидуальная и групповая работа, работа с сообщениями учащихся, приобретение знаний. | Называть единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека. Описывать природу в языке символов. Обосновывать роль трех принципов архитектуры: польза, прочность, красота.
 | Познавательные:
 
 узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
 
 Регулятивные:
 
 составлять план и последовательность действий
 
 Коммуникативные:
 
 строить монологическое высказывание
 | Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной образовательной траектории.
 | 
  | 31 | 
 | 
 | 6. Что должен знать юный исследователь природы
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Развитие экологических понятий, оздоровление учащихся, развитие у учащихся способности видеть многообразие природы и связи в окружающем мире, и соотносить свои поступки с законами и принципами природы, приобретение навыков составления и оформления простых и доступных коллекций. Оформлять результаты наблюдений.
 | Познавательные:
 
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
 
 Регулятивные:
 
 формулировать и удерживать учебную задачу
 
 Коммуникативные:
 
 ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
 | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
 | 
  | 32 | 
 | 
 | 7 Лес в наших ощущениях
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Оздоровление учащихся, развитие представлений о видовом разнообразии растений и животных, развитие понятий об особенностях дубравы, лиственного и хвойного леса, развитие представлений об естественных и искусственных экосистемах, воспитание любви к природе, воспитание интереса к урокам экологии, выяснение экологических связей между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни. Оформлять результаты наблюдений.
 | Познавательные:
 
 осуществлять рефлексию способов и условий действий;
 
 Регулятивные:
 
 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы
 | 
  | 33 | 
 | 
 | 8.Тренируем органы чувств
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Называть и тренировать органы чувств. Устанавливать взаимосвязь органов чувств друг с другом. Приводить примеры. Наблюдать и описывать тренировку органов чувств. Оформлять результаты наблюдений.
 | Познавательные:
 
 анализ, синтез, сравнение, сериация;
 
 Регулятивные:
 
 вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
 
 Коммуникативные:
 
 определять общую цель и пути ее достижения;
 | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение органов чувств.
 | 
  | 34 | 
 | 
 | 9. Геометрия живой природы
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Оздоровление учащихся, развитие представлений о видовом разнообразии растений и животных, воспитание любви к природе, воспитание интереса к урокам экологии. Оформлять результаты наблюдений.
 | Познавательные:
 
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
 
 Регулятивные:
 
 составлять план и последовательность действий
 
 Коммуникативные:
 
 проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
 | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
 | 
  | 35 | 
 | 
 | 10. Лес и его обитатели
 | 1 | 
 | урок изучения нового материала; приобретение знаний и первичный контроль, работа с учебником, беседа 
 | Знакомство с методами изучения экологических объектов в лесу, развитие представлений о сезонных изменениях в лесу: весенних явлениях в природе, воспитание бережного и доброго отношения к природе и друг к другу, воспитание самостоятельности, закрепление знаний норм и правил поведения в природе, развитие творческого воображения и творческих способностей, расширение мировоззрения учащихся, оздоровление учащихся. Оформлять результаты наблюдений.
 | Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
 
 Регулятивные:
 
 формулировать и удерживать учебную задачу
 
 Коммуникативные:
 
 определять общую цель и пути ее достижения.
 | Бережное отношение к природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
 |