ЗВУЧИ, МОЯ ДОМБРА!
  Цели:развивать у учащихся интерес к националь-
  ной культуре
  Ресурсы:домбра,интерактивная доска, слайды,  
  рисунки учащихся  
 (Звучит музыка)  
 1 ведущий:Домбра моя!Крик души!  
  Ты лучшее,чем я жил.  
  Ты – грусть,ты - радость моя,  
  Источник надежд и сил.
 2 ведущий:Невозможно представить наши бескрайние степи без прекрасной  
  мелодии ,без домбры. Домбра- самый любимый народный инстру-  
  мент.
 1 ведущий:Что мы знаем о том, как появилась домбра?Об этом существуют  
  легенды, народом созданы сказки.Мы предлагаем инсценировку  
  легенд «Аксан-Кулан».
 2 ведущий:Теперь понятно,почему поэт обращается к домбре:
  О домбра,почему твоя песнь грустна?
  Грудь твоя забытых преданий полна.
  Лишь рукою коснусь я упругих струн,
  Зазвучит вековая боль,старина.
  (Исполняется кюй)
 1 ведущий: Многие замечательные музыканты выщли из народа,они  
  сочиняли мелодичные песни и кюи,которые летели по всей  
  необъятной степи.Одним из таких музыкантов,мелодия ко-
  торого,как ветер,проносится над степью,является Курмангазы  
  Сагырбаев.
 (Исполняется кюй К. Сагырбаева)
 2. ведущий: Домбре, народной любимице, посвящено много стихотво-  
  рений.Одно из таких стихотворений написал известный казах-  
  ский поэт Сакен Сейфуллин. Называется оно «Домбра»  
  (учащ-ся читают стихотворение)
 1 ведущий :О домбре сложены и песни.(исполняется песня «Домбра»)
 2. ведущий: Домбра - это часть жизни, часть души каждого казаха. Она то  
  радует своей мелодией, то грустит ,то смеется, то рыдает.
 1 ведущий: Подошло время викторины.
  1.Как называется казахская сказка, о которой рассказывается о  
  появлении домбры?
  2.Из чего мастер Али сделал домбру?
  3.Как долго мастер Али создавал домбру?
  4.Какое наказание объявил хан тому, кто првезет ему недобрую  
  весть о сыне?
  5.Кто создавал легенды и сказки о домбре?(участникам викто-
  рины вручаются призы )
 2 ведущий:Завершить праздник домбры мы хотим выставкой рисунков на тему «Домбра» ? (авторам рисунков вручаются призы )
 1 ведущий:Подводя итоги нашего разговора о домбре, нам хочется сказать:
  Звени,моя домбра,звени!
  Живи,моя домбра,живи!
  Звучи всегда,года,века!
  Звучи навеки,навсегда!
  (выступление домбристов)
 2 ведущий: Пусть в каждом доме,в каждой семье
  Все и всегда поклоняются только тебе!
  (Музыка)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
  
 
    |   Люди в тесный кружок В юрте сошлись большой, В беседах речь повели 0 жизни своей былой.
  А я бренчал на домбре, Проходя по ее ладам, И песню одну за другой Играл пришедшим гостям.
  То радовалась домбра, То испускала стон, То был с рыданием схож Струн ее громких звон.
 
  А танец кружился в ней Все тише, пока не смолк, И таял он, словно мед, И нежным он был, как шелк.
  А слушатели мои То радовались со мной, То становились грустны, Следя за моей игрой.
  Домбра моя! Крик души! Ты - лучшее, чем я жил, Ты - грусть, ты - радость моя, - Источник надежд и сил.
  В тебе вся моя душа, Порыв молодых страстей, Ты - исповедь нежных чувств, Ты - буря в груди моей!
  1922 Ташкент Перевод Вс. Рождественского   |  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема «Имя существительное»
 Урок русского языка,10 класс,школа с казахским языком обучения
 Игра « Брейн ринг»
  В игре принимают участие 3 команды. Представители команд выбирают пакет с заданием для своей команды.
 Вопросы разыгрывают по вращающемуся сектору,затем каждый готовится и отвечает.
 1 группа
 1.Теоретический вопрос:
 -Правописание существительных общего рода
 2.Собери пословицу. Выбери из нее 1 существительное, определи его род.
 -А плод его сладок, и волки сыты, корень учения горек, , тот большего не достоин, кто малым не доволен,и овцы целы.
 Ключ:
 -Корень учения горек,а плод его сладок.И волки сыты,и овцы целы.Кто малым не доволен,тот большего не достоин.
 3.Найди «4 лишнее»
 -поляна,лужайка,город,палатка
 4.К данной казахской пословице подбери аналогичную русскую.Определи падежи 2-х любых существительных.
 -Сало вкус плову придает (Кашу маслом не испортить)
 5.Синтаксический разбор предложения:
 -Роняет лес багряный свой убор.
 2 группа
 1.Теоретический вопрос:
 -Что такое склонение?Разносклоняемые существительные
 2.Собери пословицу. Выбери из нее 1 существительное, определи его род.
 - От хорошего братца, глупа та птица, сажа бела, можно ума набраться, которой свое гнездо не мило, дела как.
 КЛЮЧ:
 От хорошего братца можно ума набраться.Глупа та птица,которой свое гнездо не мило. Дела как сажа бела.
 3.Найди «4 лишнее»
 -тень,смола,воздух,береза
 4.К данной казахской пословице подбери аналогичную русскую.Определи падежи 2-х любых существительных.
 - Зубы – ограда для зубов (Держи язык за зубами)
 5.Синтаксический разбор предложения:
 -И покраснел уже вдали ковер лугов..
 1 группа
 1.Теоретический вопрос:
 -Имя существительное как часть речи
 2.Собери пословицу. Выбери из нее 1 существительное, определи его род.
 - Маленькое дело, большому кораблю, лучше большого безделья, большое плаванье, на выдумки , голь хитра .
 Ключ:
 -Большому кораблю большое плаванье. Маленькое дело лучше большого безделья.Голь на выдумки хитра.
 3.Найди «4 лишнее»
 -поляна,лужайка,город,палатка
 4.К данной казахской пословице подбери аналогичную русскую.Определи падежи 2-х любых существительных.
 -Сало вкус плову придает(Кашу маслом не испортить)
 5.Синтаксический разбор предложения:
 -Тучи небо кроет,высохли цветы