kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ы.Алтынсарин, классный час посвященный 180 летию

Нажмите, чтобы узнать подробности

классный час, посвященный 180 летию Ы.Алтынсарина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ы.Алтынсарин, классный час посвященный 180 летию»

Классный час на тему: 180 лет — Ыбраю Алтынсарину

Цели и задачи классного часа:

 ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. Алтынсарина.

 развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствовать умение внимательно слушать друг друга.

 воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа. Воспитать нравственные качества: доброты , любви, труда, милосердия.

Ход классного часа

1 Орг. Момент

2 Введение в тему

Просмотр видео Ыбрай Алтынсарин «В памяти предкам» «Культурное наследие»

- Ребята, скажите , пожалуйста о ком пойдет наш разговор?

Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве выдающегося казахского педагога-просветителя, общественного деятеля, писателя, одного из основоположников казахской письменности — Ыбрае Алтынсарине.

В этом году Ыбраю Алтынсарину исполняется 180 лет. Поэтому наш классный час посвятим этой знаменательной дате.

3 Знакомство с биографией и творчеством педагога -новатора

1. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

Просмотр видео

- Что нового вы узнали об Алтынсарине?

Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь. И.Алтынсарин был знаком с трудами великих педагогов Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского, испытал на себе огромное влияние идей А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова.

В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.

Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.

Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.

Литературная деятельность И.Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.

-Какие произведения великого поэта вы знаете?

Творческая деятельность

Индивидуальная работа

Создание книжек- малышек по сказкам Ы.Алтынсарина.

В заключении нашего классного часа я хочу провести небольшую викторину

Вопросы викторины:

  • В каком году родился Ыбрай Алтынсарин? (1841 год).

  • Место рождения Ы.Алтынсарина? (Аул Жанбурчи Кустанайской области).

  • Какие стихотворения Ы.Алтынсарина были напечатаны в «Казахской хрестоматии?». («Идите, дети, учиться!», «Народы со знаниями и науками», «Когда наступает весна» и др.).

  • В каком стихотворении Ы. Алтынсарин воспевает образ матери? («Любовь к матери».)

  • Сколько лет писал Ы. Алтынсарин свою знаменитую «Хрестоматию»? (1876-1879).

  • Назовите известных казахских просветителей — современников Ыбрая? (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев).

  • В каком городе учился Ыбрай Алтынсарин? (Оренбург).

  • Стихи каких поэтов переводил Ыбрай Алтынсарин? (А.Пушкин, М.Лермонтов, И.Крылов)

  • Сколько литературных произведений создано Ы.Алтынсариным? (Более ста)

Муравей, паук и ласточка.

Сказка

Отец и его сын шли по полю. Отец спросил сына:

- Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

- Он плетет свою паутину.

- А вон муравей, видишь?

- Вижу, бежит с крошкой во рту.

- Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

- Вверху летит ласточка и в клюве держит травку.

Тогда отец говорит сыну:

- Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съесть ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенчиков, собирает травку.

Рассказ «Садовые деревья.»

Рано утром, в погожий летний день, один господин со своим сыном прогуливался по саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.

-Почему это дерево растёт прямо, а вот это дерево растёт почему-то криво? – спросил сын.

- Причина, сын мой, та, что за этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе , - ответил отец.

- Если так, то, оказывается, большая польза бывает от ухода, - сказал сын.

- Нет сомнения, милый мой, в том, что в уходе есть большая польза, - ответил отец. – Это и тебе может послужить наукой. Ты ведь тоже похож на молодое дерево, за тобой также нужен уход. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец

Сказка «Спор животных»

Верблюд, лошадь, корова, баран, собака, петух, курица, мышь и другие животные однажды заспорили, с чьего имени люди должны начинать счет годам.

— Если человек садится на меня и едет, то далекое расстояние делается близким, — говорила лошадь. — Человек пользуется моей силой, пьет мое молоко, даже из моих волос арканы делает. Нет животного для человека полезнее меня. Счет годам должен начинаться с моего имени.

— Если ты выполняешь работу для человека, то за это ешь овес, ячмень, сено; и ты за пищу сделалась рабой его, — возразил верблюд. — А вот я поднимаю тяжести, которых ты не в состоянии поднять, и доставляю их на расстояния в несколько месяцев пути. Когда я голоден, я не требую овса, ячменя, а довольствуюсь тем, что попадается мне на пути: если есть ковыль — ковылем, если есть полынь — полынью. Находится вода — напьюсь, а если нет воды, то могу долго терпеть жажду. Поэтому счет годам должен начинаться с моего имени.

— Я пашу человеку землю, он пьет мое молоко, делает из него курт, сбивает масло, — говорила корова.

— Если бы не было меня, то чем бы покрывал казах свою юрту? Из моей шерсти он делает кошмы, вьет арканы, сучит нитки, из жабаги шьет себе халаты,— говорил баран.

— Если бы не было меня, то многих из вас украли бы воры или задавили бы волки. Всех вас я стерегу, и если покажется враг, то я начинаю громко лаять, — даю хозяину знать о его приближении, — говорила собака.

— Если бы нас не было, то человек не вставал бы рано утром на работу, просыпал бы, — сказала курица. — Петух, проснувшись рано, начинает петь, давая знать, что заря занимается. В полночь он кричит, возвещая, что время ложиться спать, иначе можно проспать и опоздать на работу. Вечером он опять кричит, давая знать, что настало время отдыха.

Мышь некоторое время молчала, не зная, что сказать, и обдумывала, как бы обмануть всех. Затем она предложила собравшимся:

— Из этого спора не будет никакого толку. Давайте подождем начала года, и именем того, кто раньше всех увидит его, пусть будет назван первый год летоисчисления...

Верблюд, полагаясь на свой рост, был твердо уверен, что раньше его никто не сможет увидеть наступление года, и первый одобрил слова мыши. И вот все начали смотреть и ждать начала года.

Между тем мышь тихонько взобралась на верблюда, а затем на макушку его горба и стала ждать. В результате она первой увидела наступающий год и оповестила об этом всех. Поэтому ее имя и присвоено первому году летоисчисления.

Вот почему, говорят, и существует поговорка: «Верблюд, полагаясь на свой рост, остался ни с чем».
























Ыбырай Алтынсарин, как поэт,

И просветитель, своих лет.

Он, наш учитель, яркий свет,

Таких примеров, больше нет. 

В семье богатых, проживал,

И грамоту, он с детства знал.

Всю истину, он понимал,

Всех бедных, он учится, звал. 

Не легким, сложным был тот путь,

Народ, кочевий там, то тут.

Он объяснял, всем знаний суть,

Не знание тьма и трудный путь.

Он первый строил, школы всем,

И укреплял, доверие тем.

Кто сомневался, в нем тогда,

Отдал он знаний, все года.

Казах, оседлым в жизни стал,

Детей, учится, он отдал.

И книги, сам Ыбырай писал,

По ним учил и к свету звал.

Во многом он, талантлив, был,

Любил природу, свой народ.

Он укрепил всем, в знания тыл,

В единстве, он с народом жил.

Огромный вклад, он в степь принес,

Ведь знание, знаем, есть нам честь.

Гордимся, чтим мы Вас, ата,

В Вас интеллигентность, доброта.

Пришли другие, времена,

Но память, все еще жива.

Прочтем молитвы, мы слова,

Приехав к Вам, издалека.

Кто ищет знаний, яркий свет,

Здесь у ата, найдет ответ.

Ведь знаний знаем, грань тонка,

В народе память к Вам, крепка


Классный час

« 180 лет Ыбраю Алтынсарину»







Подготовила: Гапонова Л.В.




2021-2022 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Ы.Алтынсарин, классный час посвященный 180 летию

Автор: Людмила Валентиновна Гапонова

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства