Внеклассное мероприятие «Живет повсюду доброта» 
    
  Иванова Татьяна Аркадьевна
  Учитель начальных классов
  МБОУ «Азимсирминская СОШ»
  Вурнарского района
  Чувашской Республики
    
  Цели и задачи  : 
  
  - сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
  - расширить знание школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;
  - воспитать стремление совершать добрые дела;
  - пробудить интерес е чтению книг о доброте и дружбе.
    
  Оформление, оборудование, реквизит:    
  
  - деревья доброты (7 шт.);
  - карточки с пословицами;
  - предметные картинки;
  - карточки в виде солнца с лучами;
  - фотографии;
  - воздушные шары;
  - книги о доброте.
    
  Технические средства: 
    
  - мультимедийный проектор;
  - магнитофон с записью песни В.Шаинского «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда».
    
  Ход урока 
    
  - Сегодня мы проводим час этики. А называется он «Живет повсюду доброта».
    
  Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна… 
  Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
  Прикоснись ко мне добротой,
  И болезни смоет волной,
  И печаль обойдет стороной, 
  Озарится душа красотой.
    
  Что же такое доброта?
  Ответы детей :-------------------------------------------------
  Учитель: Доброта – это все хорошее, доброе, красивое… Солнце, мама, 
  улыбка, щедрость, великодушие, помощь друг другу.
  В словаре С.И.Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».
  Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Для этого потребуется ваша любовь, доверие, откровенность.
  Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы создадим этот сад.
    
  Задание №1 
    
  Назвать пословицы о доброте.
  - Добрые вести прибавляют чести,
  - Доброе слово и кошке приятно, 
  - При солнышке тепло, при матери добро, 
  - Не одежда красит человека, а его добрые дела, 
  - Добрым словом и бездомный богат,
  - Добро тогда будет добро, когда люди похвалят,
  - Доброе слово, что дождь в засуху.
    
  I  дерево  (активному ученику предлагается «посадить» дерево на магнитную доску 
    
  Учитель: Доброта – это всё положительное, хорошее, полезное. А где же она живет?
  
  Ответы детей:  -------------------------------------------
    
  В доме добрыми делами занята,
  Тихо ходит по квартире доброта.
  Утро доброе у нас, 
  Добрый день и добрый час
  Добрый вечер, ночь добра, 
  Было доброе вчера.
  И откуда, спросишь ты,
  В доме столько доброты?
    
  Учитель: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
    
  Задание №2 
    
  Образовать новые слова в которых спрятано слово «добро».
    
    
    
    
                  
   
   
 Добро
    душа
 сердце
 желание
 сосед
 порядок
 совесть
 нрав
    = добродушный
 = добросердечный
 = доброжелательный
 = добрососедство
 = добропорядочный
 = добросовестный
 = добронравный
     
    
  II  дерево 
    
  Надо, очень надо добрым быть.
  И в беде друг друга не забыть.
  И завертится Земля быстрей,
  Если станем мы хоть чуточку добрей.
    
  (Инсценировка рассказа В.Осеевой «Хорошее») 
    
  Вопросы: 
   Можно ли Юру назвать добрым? Почему?
  А трудно ли быть добрым?
      
  Ответы детей--------------------------- 
    
  Задание №3 
    
  А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?
  Назвать слова вежливости или «волшебные слова».
    
  III  дерево 
  зд равствуйте
  до  свидания
  б лагодарю
  р азрешите
  спасибо 
  простит е
  проща йте
    
  Какое слово спряталось? Часто ли вы употребляете эти слова? От чего зависит сила этих слов? (от искренности, чувств) 
  Стихотворение А.Барто «Вовка – добрая душа»
    
  Зависит ли доброта от возраста?
    
  Ответы детей ---------------------------------------------------- 
    
  Добрым быть совсем, совсем не просто. 
  Не зависит доброта от роста, 
  Не зависит доброта от цвета.
  Доброта – не пряник, не конфета.
  Только надо, надо добрым быть.
  И в беде друг друга не забыть.
  И завертится Земля быстрей, 
  если будем мы хоть чуточку добрей
    
  Добрым быть совсем не просто,
  Не зависит доброта от роста.
  Доброта приносит людям радость.
  И взамен не требует награды.
  Доброта с годами не стареет, 
  Доброта от холода согреет.
  Если доброта, как солнце, светит, 
  Радуются взрослые и дети.
    
  Психогимнастика. 
    
  Задание №4 
  IV  дерево 
    
  Назвать сказочного героя (добрый – хлопаем в ладоши, злой – закрываем глаза ). Иван – царевич, Кащей Бессмертный, Золушка, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Илья Муромец, Мальвина.
    
  Задание №5 
  V  дерево 
    
  Копилка добрых дел (Рассказать о том, что ты сделал доброго вчера) 
  Что доброго вы можете сделать в классе? в транспорте? для одинокой старушки? 
  Ответы детей--------------------------------------------------------------- 
    
  Чтение рассказа «Слепой домик» (О.Бондарчук)
  Вопросы:
  1 Почему рассказ называется «Слепой домик»?
  2. Как Рома познакомился со стариком, какую помощь он ему оказывал?
  3. Какими словами можно охарактеризовать Рому?
  Задание №6 
  VI  дерево 
    
  Добрый человек обязательно должен любить животных.
  Рассказать о правилах содержания домашних питомцев.
  Ответы детей -------------------------------------------------------- 
    
  Учитель: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить!
    
  Дети читают стихи о доброте 
    
  Учитель: 
  И если кому-то поможет
  Твоя доброта, улыбка твоя, 
  То день не напрасно был прожит, 
  Значит, живешь ты не зря.
    
  А как должен вести себя добрый человек в природе?
  Ответы детей------------------------------------------------------- 
    
  Учитель: 
  Я сорвал цветок
  И он увял.
  Я поймал мотылька
  И он умер у меня на ладони.
  И тогда я понял, что
  Прикоснуться к красоте можно только СЕРДЦЕМ. 
    
  VII  дерево 
  Солнце большое – оно на небе.
  А есть маленькое – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.
    
  Задание №7 
    
  Почему солнце печальное? Сделаем его веселым. (заменим лучики, подбирая слова-антонимы)
    
  Злой – добрый
  Жадный – щедрый
  Грустный – веселый
  Горе – радость
  Обман – правда
  Жестокий – мягкий
  Вражда - дружба
    
  Учитель показывает веселое солнышко и оно отправляется в сад доброты.
    
  Вопросы: 
   Хотели бы вы жить в этом саду?
  Что вы еще сюда бы поместили? (домик, детей, цветы, собачку и др.)
      
  Учитель: Как бы вы назвали эту картину?
  Варианты ответов: 
   Сад доброты.
  Как прекрасен этот мир!
  Чудо – сад и др.
      
  Слайд-шоу «Наши добрые дела» 
    
  Учитель: Один мудрец сказал: «Человек прожил жизнь не зря, если он построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка». Сегодня мы создали сад доброты.
    
  Деревья – это добрые сердца 
  Корни – это добрые слова 
  Цветы – добрые мысли 
  Плоды – добрые дела 
    
  Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняком, наполняйте его солнечным светом!
    
  Дети помещают в классный уголок лозунг: 
  ЗДЕСЬ ЖИВЕТ ДОБРОТА 
    
  Звучит песня «Если добрый ты» (дети рисуют «доброту» на воздушных шарах. 
  Давайте поклоняться доброте!
  Давайте с думой жить о доброте!
  Вся в голубой и звездной красоте
  Земля Добра! Она дарит нас хлебом
  Под этим вечно неспокойным небом
  Давайте воевать за доброту.