kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Путешествие по мордовским народным сказкам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребята знакомятся героями мордовских народных сказок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие по мордовским народным сказкам"»

Филиал «Вечкенинская СОШ» МБОУ «Парапинская СОШ»



Внеклассное мероприятие:


«Путешествие по мордовским народным сказкам»




























Провела: воспитатель ГПД Семенова Р.П.



Цели занятия:  

- расширить представление учащихся об устном народном творчестве,

- познакомить с героями мордовских сказок,

- привить любовь к эрзянскому языку.

Ход занятия:

Воспитатель:

Избу освещает огонек, огонёк светится;

Зимний вечер длится, длится без конца.

И начну у бабки сказку я просить;

И начнет мне бабка сказку говорить.

Учитель: Итак, друзья, начнём наше путешествие

                Затей у нас большой запас!

                А для кого они? Для вас!

                Мы знаем, вы любите игры,

                Песни, загадки и пляски.

                Но нет ничего интересней,

                Чем мордовские  сказки.

- Дорогие ребята. Хотите, я расскажу вам сказку?

В некотором царстве, в фольклорном государстве жили - были многочисленные  народы - пословицы, поговорки, загадки, былины, песни. А правили в том государстве сказки. Но постепенно   их могущество ослабевало из-за постоянных раздоров. Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего, ведь в них есть волшебные предметы, а герои проходят через испытания и побеждают.

Сказки о животных не уступали: нет, они самые интересные, ведь в них животные ведут себя как люди. А в животных люди узнают себя, так высмеиваются человеческие недостатки.

А социально - бытовые сказки называли себя самыми правдивыми и смешными.

Споры привели к тому, что сказки свергнуты с тропы. И с тех пор в фольклорном государстве все народы занимают равное положение. Но, как показывает практика, сказки дети любят чуточку больше.

- Итак, сегодня мы поведем речь о сказках, причем о сказках, сочиненных очень давно мордовским народом.

- Ребята, вам, наверное, будет интересно узнать, как появились и распространились сказки у мордвы. Тогда слушайте.

Воспитатель:

Для чтения я вам предложила  сказки мордовского народа. В основе их лежат не только чудеса, но и действительность, народный повседневный быт. Событие в них разворачиваются  невероятные. Невероятность событий и делает сказки сказками, а не просто житейскими историями.

Сюжет в  сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.

- Ребята, давайте теперь вспомним все прочитанные вами сказки.

(«Дуболго-Пичай», «Серебряный зубок», «Ведява», «Куйгорож», «Черная корова», Благодарный медведь».)

Знакомство с командами.

     1 команда – «Победители»

Девиз – Идти вперед и побеждать.

2 команда – «Сказочники»

Девиз – Сказка – ложь, да в ней намёк, нам всем участникам урок.

1.Конкурс"Сказочная шкатулка"

1) В этой сказке рассказывается о том, как злые невестки искупали сестру своих мужей воском? ("Дуболго Пичай")

2) В какой сказке мачеха хотела извести детей?  («Черная корова»)

3) Кто схватил старика за бороду в речке? («Ведява)

4) В этой сказке медведь отблагодарил девушку бочонком меда? («Благодарный медведь»)

 5) Героиня какой сказки изменила своё имя? (Дуболго Пичай)

6) В какой сказке у медведя была заноза в лапе? (Благодарный медведь)

7) В какой сказке старик и бабка жили бедно? (Куйгорож)

8) В какой сказке утки превратились в девушек? (Ведява)

9) В какой сказке девица красавица оживает? (Дуболого Пичай)

10) В какой сказке у девочки зуб из серебра? (Серебряный зубок)

2.Конкурс "Характеристика"

Определить, какой это герой: добрый или злой.

1)Дуболго Пичай - добрый

2)Ведява - злая

3) Виртян - добрый

4)Мачеха - злая

5)Серебряный зубок – добрая

6) Баба-яга – злая

7) Черная корова – добрая

8) Куйгорож – злой

9) Солдат с железным зубом – добрый

10) Бабка Акуля - злая

3. Конкурс "Узнай героя"

1) Кто из героев говорил: «Помощнички - работнички, лесные человечки! Приходите помогать ? (Девушка. Сказка «Ведява»)

2) Кто из героев так говорил: «Патяй, патяй! Спусти кончик ниточки, подними меня на небо!»(Серебряный зубок)

3) Кто из героев  так говорил: «Не сказал бы «Здравствуй бабушка», я бы тебя съела» (Баба-яга. Сказка «Ведява)

4)Кто из героев  так говорил: «Если, на твоё счастье, попадутся мне звери и птицы, я тебе, сестрица, куплю браслеты и кольца!» (Брат. Сказка «Дуболого Пичай)

5) Кто из героев  так говорил: « Смотри, не целуй младшую, когда вернёшся, а то забудешь меня» (Девушка. Сказка «Ведява»)

6) Кто из героев  так говорил: «Не рвите деревянных пуговиц» (Черная корова. Сказка «Черная корова»)

7) Кто из героев  так говорил: «Кик-кик! Что делать? Давайте работу!» ( Куйгорож)

8) Кто из героев  так говорил: « Не нужно мне твоей клади. Обещай мне то , что у тебя есть, но о чем ты не знаешь» (Ведява)

9) Кто из героев  так говорил: «Прогони детей, пускай идут куда глаза глядят, а то с тобой жить не буду» (Мачеха. Сказка «Черная корова»)

10) Кто из героев  так говорил: «Я не есть – пить пришел а работать. Давай  мне  дело» (Парень. Сказка. «Ведява»)

4.Конкурс "Отправь героев в их сказку"

Соедини стрелочками имена героев и название сказки

 Девушка - эрзянка                                                   «Черная корова»

Солдат с железным зубом                                           «Ведява»

Баба – яга, Ведява                                                «Благодарный медведь»

Дуболого Пичай                                                        «Серебряный зубок»

Серебряный зубок                                                    «Дуболго Пичай»

 Старик Пятань и старуха  Акуля                              «Куйгорож»

         5. Конкурс «Заморочки из бочки»

Из каких сказок взяты эти строки.

1.Задумала мачеха детей извести. Не поит их и не кормит. Не обувает, не одевает. (Черная корова)

2.Смотрит девушка, а в лапе у медведя заноза сидит. (Благодарный медведь)

3.В одном мокшанском селе жил-был старик Пятань со старухой Акулей. (Куйгорож)

4.Искупались девушки, старшие одели рубахи, превратились в уток и улетели, а младшая осталась. (Ведява)

5.Едут братья с охоты, везут добычу, а сестре – гостинцы.( Дуболого Пичай)

6.Шло время. Настало время девочке уходить из дома .Один зуб был у него из серебра. (Серебряный зубок)

7.Прошла зима, прошло лето, а дети накормлены-напоены, обуты-одеты.(Черная корова)

8. На третей день привязал старик хвост к ноге лошади, себе руки кнутом связал и поехал в лес. (Куйгорож)

9.Отправился старик домой. Ерш снова превратился в парня, а озеро не девушкой стало, а собакой. (Ведьава)

10. Тут ветка задела её по лицу, девочка хотела рукой отвести ветку и нечаянно сорвала костяную пуговицу.(Черная корова)

6.Конкурс. «Из какой сказки это животное»

1.Медведь взвалил на спину сундук и пошел. Шел, шел- снова хочет открыть сундук.

(Серебряный зубок)

2.Подошел и лапу протягивает. Смотрит девушка, а в лапе у медведя заноза сидит.

(Благодарный медведь)

3.Бежит корова дальше. На пути костяной лес, на деревьях растут костяные пуговицы.

(Черная корова)

4.Парень тут же забыл все, что с ним было. Забыл, почему с собакой пришел домой и чья собака. Прогнали собаку со двора.

(Ведява)

5.Лошадь бредет-бредет, остановится. Махнет хвостом верх-вниз, вправо-влево, дальше плетется.

(Куйгорож)

6.Поднялся жеребец до неба , по облакам скачет-старается скинуть парня, а тот крепко сидит и железным прутом знай себе колотит.

(Ведява)

7.Минуло три дня. Выскочили из коровьей шкуры два щенка, веселые да ласковые.

(Черная корова)

8. На другой день выпустил он гусей со двора и тихонько пошел за ними. Гуси идут, и Виртян не отстает.

(Дуболого Пичай)

9.Тогда девушка превратилась в старую корову, а парня сделала старым-престарым пастухом.

(Ведява)

10.Кликнул собак, кликнул медвежат , позвал львят. Семижды семь дней искал мельницу. Наконец увидел её.

(Черная корова)

Подведение итогов  (Слово предоставляется  жюри)

-  В том, что вы внимательные читатели и зрители, мы убедились.

-   Вот и подошел к концу наше занятие, но нет конца народной мудрости, юмору и смекалке.

Воспитатель: Всем спасибо за вниманье,

                За задор и звонкий смех,

                За азарт соревнованья,

                Обеспечивший успех.

                Вот настал момент прощанья,

                Будет краткой наша речь:

                Говорим мы: « До свидания!

                До счастливых новых встреч!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие "Путешествие по мордовским народным сказкам"

Автор: Семенова Роза Петровна

Дата: 17.01.2024

Номер свидетельства: 644120


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства