Тема: Игровое занятие «Театр полезных продуктов»
  Цели: познакомиться с витаминами А, В, С, и Д; иметь представление о наиболее распространённых  
  продуктах – источниках витаминов А, В, С и Д; узнать значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека, убедиться в том, что зелень, овощи, ягоды, фрукты должны стать привычными на нашем столе, прививать любовь к растительной пище.  
  Класс: 
  4 класс  
  
 
  Ход занятия
  1.Орг. момент
  2.Сообщение темы и целей урока.
  Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю и сделайте вывод.
  Стихотворение С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»
  Раз бабулю Люсю посетила внучка,
   Крохотная девочка, милая Варюшка.
   Бабушка от радости накупила сладостей,
   Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
   - Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
   Вырастишь такая – умная, большая,
   Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
   - Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
   -Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
   Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет.
   - Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
   Морщит Варя носик – есть она не хочет.
   - Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
   Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
   Остальное все продукты – ерунда!
   Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,
   Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот.
  - Ребята, давайте поможем Варюше и объясним, какие продукты являются полезными для человека, а какие не очень.
  3.Повторение знаний о витаминах
  - Какие полезные, а какие вредные продукты, вы, видите на картинке? (Ответы детей)
  Ребята, вы уже знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами.
  - Давайте вспомним, что мы знаете о витаминах? (Ответы детей)
  - Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека .Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире .Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если ты все таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправится .
  4.Игра «Угадай витамин»
  Игра проводится в классной комнате. В игровом задании принимает участие весь класс. Детям раздаются цветные карточки, которые они будут поднимать, если знают ответ. За каждый правильный ответ учащиеся получают фишки в виде фигурок разных продуктов.  
  Четыре ученика играют заранее подготовленные роли витаминов  
  А, В, С и Д. Каждый из витаминов задаёт учащимся вопросы, а ученики угадывают продукты, в которых содержится этот витамин. Кто из игроков даст больше всех правильных ответов, получает корзинку с фруктами.
  Витамин А (1 уч-ся):
  - Я, витамин роста, я помогаю вам не заболеть инфекционными заболеваниями и слежу за здоровьем ваших глаз. Угадайте, в каких продуктах содержится наибольшее количество моего витамина?
  Я витамин чудесный,
  Для твоих глаз, полезный,
  И от болезней разных,
  Тебя я сберегу,
  Ты угадай продукты,
  И овощи и фрукты,
  В которых я живу.
  1.Загадки:
  На витые стебельки налетели мотыльки,  
  Стебли, как с кораллами, с мотыльками алыми.
   (Фасоль садовая)
  
 
  Любопытный красный нос по макушку в землю врос.
  Лишь торчат на грядке зелёные пятки. (Морковь)
  
 
  Росли на грядке зелёные ветки, а из них – красные детки.
   (Помидор)
  
 
  С листьями, а не книжка, кругла, а не пышка,
  С водой, а не болото, скрипит, а не ворота.  
   (Капуста)
  
 
  Я в компоте есть всегда, не простая там вода!
  Я на юге жарком рос,  
  Кто я?
  Сладкий ………(Абрикос)
  
 
  Дети, которые правильно ответили на загадки, получают карточки в форме цветных морковок.
  





  
 
  На доске вывешиваются картинки с овощами и фруктами, в которых содержится наибольшее количество витамин А.  
  
 
  Витамин В (2 уч-ся):
 - Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я!
  Витамин В содержится в свекле, апельсинах, орехах, рыбе, моркови, молоке, яблоках, редиске, зелени салата. Я - аппетит, сила, хорошее настроение.
  Закончите предложение:  
  Очень важно спозаранку
Есть за завтраком …… (овсянку)
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.
 Не забудем, друзья наши
Витаминные все… (каши)
 
 
 Вырастают чубы густо
Если на столе … (капуста)
 
 
 Скорлупа, твердея всех,
 Это братец наш … (орех)
 
 
 
 
 И полезно, и легко
 Для здоровья … (молоко)
 
 
  Дети, которые правильно ответили на загадки, получают карточки в форме цветных орехов.
 
 
 
 
 
 
 
 
  
  
 
  
 
  На доске вывешиваются картинки с продуктами, в которых содержится наибольшее количество витамин В.  
  
 
  
 
  Физминутка
 Мы стоим на огороде,
 Удивляемся природе.
  (потягивания – руки в стороны)
 Вот салат, а здесь укроп.
 Там морковь у нас растет.
   (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
 Поработаем с тобой,
 Сорнякам объявим бой –
 С корнем будем выдирать
 Да пониже приседать.
  (приседания)
 У забора всем на диво
 Пышно выросла крапива.
 ( потягивания – рук в стороны)
 Мы е не будем трогать-
 Обожглись уже немного
   ( потягивания – рук вперед)
 Все полили мы из лейки
 И садимся на скамейки
 (дети садятся за парты)
 
 
 Вот так яблоко!
  (встали)
 Оно
  (руки в сторону)
 Соку сладкого полно
  (руки на пояс)
 Руку протяните
  (протянули руки вперед)
 Яблоко сорвите
  (руки вверх)
 Стал ветер веточку качать
  ( качаем вверху руками)
 Трудно яблоко достать
  (подтянулись)
 Подпрыгну, руку протяну
  (подпрыгнули)
 И быстро яблоко сорву!
  (хлопок в ладоши над головой)
 Вот так яблоко!
  (показываем круг руками)
 Оно
  (руки в сторону)
 Соку сладкого полно!
  ( руки на пояс)
  
 
  Витамин С (2 уч-ся):  
  - Я самый известный витамин. Я убиваю не только вирусы гриппа в вашем организме, но и возбудителей самых страшных болезней: дизентерии, тифа и холеры. Мне очень интересно, знаете ли вы, какие продукты доставляют в ваш организм больше всего моего витамина? Отгадайте мой кроссворд.
  1. Красная и кислая ягода, которая растёт на болоте, и дозревает под снегом.
  2.Любимое цитрусовое лакомство в новогодние праздники.
  3. Самый кислый, но очень полезный фрукт.
  4. Ягода, которая бывает и чёрная и красная.  
  5. Время года, в которое особенно необходим витамин С.
  
 
   
 
  Ученики, которые ответили правильно, получают карточки в форме апельсина.
  На доске вывешиваются картинки с продуктами, содержащими витамин С.
  
 
  
 
  
 
  
  

  
 
  
 
 
  
 
  
 
  Витамин Д (3 уч-ся):
  - Я очень важный и необходимый витамин. Именно от меня зависит, будут ли здоровы ваши косточки и суставы. Очень большое количество моего витамина образуют солнечные лучи, которые в летние дни ласкают своим теплом вашу кожу. Но существует и множество продуктов обогащённых витамином Д, а самые главные из них, это рыба и морепродукты.
  Сейчас, я буду задавать вопросы, на которые вы мне постараетесь дать правильные ответы.  
  
 
  
 
   Какая болезнь развивается при недостатке в организме кальция?
  Какие вещества отлаживаются в костях с помощью
 
  витамина Д?
   Что такое авитаминоз?
  В чьём жире содержится наибольшее количество витамина Д?
  В каких продуктах содержится витамин Д?
 
  Ученики, которые ответили правильно, получают карточки в форме рыбы.
  
 
  
 


  
 
  Учащимся демонстрируются картинки с изображением морепродуктов, в которых содержится наибольшее количество витамина Д.
  Чтоб здоровым, сильным быть,
  Надо овощи любить.
  Ещё полезно всем нам знать,   
  Что летом нужно загорать.
  Ведь под влиянием солнца лучей,
  «Д» витамин образуется в ней.
  
 
  5. Викторина «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
  Мы с вами прослушали все выступления витамин, отгадали загадки, теперь поиграем в викторину.
  Вопросы:
 1. Какие овощи древние греки называли «яблоками бешенства»? (баклажаны)
 2. Какой овощ является чемпионом среди овощей по количеству содержащейся в нем воды? (огурец)
 3. Какой из овощей в старину на Руси называли «покаянным овощем» и почему? (редька)
 4. Запах какой пряности, используемой в кулинарии, древние римляне сравнивали с запахом розы? (укроп)
 5. Какая пряная зелень являлась символом горя и печали у древних греков? (петрушка)
 6. Какие фрукты называют символом всех плодов? (яблоки)
 7. Какие фрукты в Греции называют «армянским яблоком» (персики и абрикосы)
 8. Название этого фрукта произошло от малайского слова «лемо», в Индии его называют «ниму», а в Китае – «ли-мунг», что означает полученный для матерей (лимон)
 9. Плоды каких ягод называют «северным виноградом» (крыжовник)
 10. Название этого фрукта придумали в Китае, так как он был доступен только богачам (мандарин)
  За правильный ответ, ученик получает карточку, в виде угаданного фрукта или овоща.
  6. Итог занятия
  Победителю, набравшему больше всех карточек, вручается корзина с фруктами и овощами.  
  Подготовленный ученик читает стихотворение «Витамины».
  
 
   Чтоб сильным быть, ловким, 
здоровым, веселым
Не стоит есть чипсы 
и пить Кока-Колу.
Съешь яблоко, сливы, 
лимон, апельсины -
Во фруктах и в ягодах 
есть витамины.
Нам справиться с насморком, 
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы, 
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах 
живут, в овощах,
В сырАх, творогАх, 
в молоке и борщах...
Всем нравится сочную, 
спелую грушу,
Клубнику, чернику, 
смородину кушать...
В различных продуктах - 
от рыб до малины,
Для жизни важнейшие 
есть витамины.
Зовутся они: К; Е; Д; А; В; С,
Содержатся - в зелени, 
в злаках, в яйце...
Так важно Что пьем мы 
и что мы едим.
Нам солнечный свет 
также необходим.
Чтоб были хорошими 
зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа 
была - загляденье,
Должна быть еде наша 
разнообразной.
По цвету - зеленой, 
и желтой, и красной...
От горького лука - 
до сладкой малины...
И с пищей получим 
мы все витамины
Их только безмерно 
нельзя увеличивать.
Поэтому надо себя 
ограничивать:
Коль съешь не один апельсин - 
двадцать пять,
Возможно придется
врача вызывать