«Средняя общеобразовательная школа № 4» при исправительном учреждении
Проектная работа
Тема работы
«Роль искусства в годы
Великой отечественной войны».
Выполнил:
Насекин Егор Петрович
учащийся 11 «А» класса
ГКОУ СОШ № 4 при ИУ
ст. Александрийской
Руководитель: Овсянников Е.М.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
1.Искусство в годы ВОВ........стр.3
2. Литература – орудие борьбы.
3. Живопись времён ВОВ.
4. Вдохновляющая графика.
5. Кино – в деле защиты страны.
5. Музыка в ВОВ.
6. Практическая часть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ(1).
2025г.
I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной для исследования темы 9 мая 2025 года Россия будет отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Подвиги и потери, горькие месяцы поражений и радость первых побед, героический путь, которым прошли русские люди до стен Рейхстага, навсегда останутся в памяти народа. Данная тема будет актуальна всегда, потому что художественные произведения служат напоминанием событий тех страшных лет, становятся своего рода свидетельством нашей истории. Тема Великой Отечественной войны отражена в творчестве многих поэтов и писателей, художников, композиторов, кинематографистов. Все произведения искусства, в которых нашло отражение то суровое, страшное время военных лет, являются звеном, связывающим разные поколения, позволяющим сохранить то, чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, где находили силы, чтобы выстоять и победить. Меня заинтересовал вопрос: совместимы ли понятия Искусство и война? И действительно ли : «Когда говорят пушки – музы не молчат»? Только ли с помощью оружия можно бороться с врагом? Возможно ли утверждать, что искусство- это тоже оружие? Возникает проблема: искусство и война - понятия, казалось бы, противоположны. Цель искусства -мирное созидание, война призвана нести смерть и разрушение. Как же можно объяснить их сосуществование? Какова роль искусства в военное и мирное время? Да и есть ли необходимость в нём в военное время, когда страна переживает страшные события? Но если произведения, посвящённые войне, создавались и создаются, значит, нужны?
Объектом исследования являются произведения искусства военного и мирного времени, посвященные Великой Отечественной войне: плакаты, фильмы, песни.
Предметом исследования является влияние произведений искусства на человека в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы.
Гипотеза
Можно предположить, что искусство (кинематограф, музыка, плакатное искусство) воздействует положительно на человека в годы Великой Отечественной войны, является памятью народа в послевоенные годы.
Цель:
Исследовать, какое значение имели произведения искусства в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Провести анализ источников (плакатов, фильмов, музыкальных произведений, графики) военных лет и рассмотреть их роль и значение. 2. Провести опрос среди школьников и учителей, выявить самые популярные произведения искусства, посвященные Великой Отечественной войне.
3. Обобщить собранный материал, сделать выводы по исследуемому вопросу.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ
Искусство в годы ВОВ.
Нет, Музы не молчат, они кричат.
У вдохновенья есть своя отвага -
оно порой войска сбивает с шага,
стреляя словом дальше, чем снаряд.
Ольга Дмитри Ева
ВОВ стала катализатором развития искусства в Советском Союзе. Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте и оставшихся в тылу. Особое развитие в годы ВОВ получили следующие виды искусства: литература, живопись, графика и кино.
Литература – орудие борьбы
Во время ВОВ прозаиками, поэтами и драматургами создаётся образ воюющего народа и противостоящего ему врага, формируется настрой каждого гражданина страны. Важно было рассказать то, с кем предстоит сражаться, ЧТО несёт фашизм народу в целом и отдельному человеку. Литература стала орудием борьбы. Можно выделить черты литературы военных лет:
Сочетание публицистического и художественного осмысления происходящего;
Максимальный учёт обстановки в театре военных действий и в тылу;
Мобильность в отклике на события.
Основные литературные жанры и произведения
В Великую Отечественную войну особенного расцвета достигли такие жанры, как очерк (П. Лидов – «Таня»), баллада (Н. Тихонов, К. Симонов), поэма (А. Твардовский «Василий Тёркин», О. Берггольц «Ленинградская поэма»), лирическое стихотворение (А. Ахматова, Б. Пастернак) и др. Во время войны были популярны малые жанры, так как люди ценили быстроту отклика на военные события: писатель мог не успеть закончить своё произведение, как и люди могли не успеть прочитать его до конца…
Одно из самых прославленных произведений военного времени – «Василий Тёркин» А. Твардовского. В главном герое поэмы запечатлены все лучшие черты русского человека. Тёркин – простой добрый парень с щедрым сердцем, любящий жизнь и смотрящий вперёд с оптимизмом, он храбрый, но совершенно негордый. Это собирательный образ бравого, стойкого и жизнерадостного русского солдата.
Богатый литературный опыт тех лет показал, какой могучей и возвышающей силой может стать правдивое слово, направленное на борьбу за идеал. Литература 40-х гг. показала нам патриотическое и гуманистическое начало, народность, сплочённость советских граждан. Героями многих произведений становились реальные люди, участники войны.
В литературе широко освещалась, особенно в советское время, так как многие авторы делились личным опытом и сами пережили все описываемые ужасы вместе с простыми солдатами. Поэтому неудивительно, что сначала военные, а потом и послевоенные годы ознаменовались написанием целого ряда произведений, посвященных подвигу советского народа в жестокой борьбе с нацистской Германией. Мимо таких книг нельзя пройти стороной и забыть о них, ибо они заставляют нас задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем. Мы предлагаем вашему вниманию список лучших книг, посвященных Великой Отечественной войне, которые стоит читать и перечитывать.
Василь Быков
Василь Быков (книги представлены ниже) - выдающийся советский писатель, общественный деятель и участник ВОВ. Наверное, один из самых известных авторов военных романов. Быков писал преимущественно о человека во время самых суровых испытаний, выпадающих на его долю, и о героизме простых солдат. Василь Владимирович воспевал в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Ниже мы рассмотрим самые известные романы этого автора: «Сотников», «Обелиск» и «Дожить до рассвета».
«Сотников»
Повесть была написана в 1968 году. Это еще один пример того, как описывалась в художественной литературе. Изначально произволение носило название «Ликвидация», а основой сюжета стала встреча автора с бывшим однополчанином, которого он считал погибшим. В 1976 году на основе этой книги был снят фильм «Восхождение».
Повесть рассказывает о партизанском отряде, который сильно нуждается в провизии и медикаментах. За припасами отправляют Рыбака и интеллигента Сотникова, который болен, но вызывается идти, так как больше добровольцев не нашлось. Долгие блуждания и поиски приводят партизан в деревеньку Лясины, здесь они немного отдыхают и получают тушку овцы. Теперь можно возвращаться обратно. Но на обратном пути они натыкают на отряд полицаев. Сотников оказывается серьезно ранен. Теперь Рыбак должен спасти жизнь своему товарищу и принести обещанный провиант в лагерь. Однако это ему не удается, и вдвоем они попадают в руки немцев.
«Обелиск»
Множество написал Василь Быков. Книги писателя очень часто экранизировались. Одной из таких книг стала повесть «Обелиск». Произведение строится по типу «рассказ в рассказе» и носит ярко выраженный героический характер.
Герой повести, чье имя так и остается неизвестным, приезжает на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя. На поминках все вспоминают умершего добрым словом, но тут заходит речь о Морозе, и все замолкают. По дороге домой герой расспрашивает своего попутчика, какие отношение какой-то Мороз имеет к Миклашевичу. Тогда ему рассказывают, что Мороз был учителем покойного. Он относился к детям как к родным, заботился о них, а Миклашевича, которого притеснял отец, взял жить к себе. Когда началась война, Мороз помогал партизанам. Деревня оказалась оккупирована полицаями. Однажды его ученики, в том числе и Миклашевич, подпилили опоры моста, и шеф полиции вместе с подручными оказался в воде. Мальчишек поймали. Мороз, бежавший к тому времени к партизанам, сдался, чтобы освободить учеников. Но фашисты решили повесить и детей, и их учителя. Перед казнью Мороз помог Миклашевичу бежать. Остальных же повесили.
«Дожить до рассвета»
овесть 1972 года. Как можно заметить, Великая Отечественная война в литературе продолжает быть актуальной и по прошествии десятилетий. Это подтверждает и то, что за эту повесть Быков был награжден Государственной премией СССР. Произведение рассказывает о повседневной жизни военных разведчиков и диверсантов. Изначально повесть была написана на белорусском языке, а лишь затем переведена на русский.
Ноябрь 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Лейтенант советской армии Игорь Ивановский, главный герой повести, командует диверсионной группой. Ему предстоит провести своих товарищей за линию фронта - на земли Белоруссии, оккупированные немецкими захватчиками. Их задача - взорвать немецкий склад боеприпасов. Быков рассказывает о подвиге простых солдат. Именно они, а не штабные офицеры, стали той силой, что помогла выиграть в войне.
В 1975 году книга была экранизирована. Сценарий для фильма писал сам Быков.
«А зори здесь тихие…»
Произведение советского и русского писателя Бориса Львовича Васильева. Одна из известнейших фронтовых повестей во многом благодаря одноименной экранизации 1972 года. «А зори здесь тихие…» Борис Васильев написал в 1969 году. Произведение основано на реальных событиях: во время войны солдаты, служащие на Кировской железной дороге, помешали немецким диверсантам взорвать железнодорожное полотно. В живых после жестокого боя остался только командир советской группы, который был награжден медалью «За боевые заслуги».
«А зори здесь тихие…» (Борис Васильев) - книга, описывающая 171-й разъезд в карельской глуши. Здесь находится расчет зенитных установок. Солдаты, не зная, что делать, начинают пьянствовать и бездельничать. Тогда Федор Васков, комендант разъезда, просит «прислать непьющих». Командование отправляет к нему два отделения девушек-зенитчиц. И как-то одна из новоприбывших замечает в лесу немецких диверсантов.
Васков осознает, что немцы хотят пробраться к стратегическим объектам и понимает, что их необходимо перехватить здесь. Для этого он собирает отряд из 5 зенитчиц и ведет их к Синюхиной гряде через топи одному ему ведомой тропой. В ходе похода выясняется, что немцев 16 человек, поэтому он отправляет за подкреплением одну из девушек, а сам преследует врага. Однако девушка не доходит до своих и погибает на болотах. Васкову приходится вступить с немцами в неравный бой, и в результате гибнут оставшиеся с ним четыре девушки. Но все же коменданту удается захватить врагов, и он отводит их в расположение советских войск.
В повести описывается подвиг человека, который сам принимает решение противостоять врагу и не позволить ему безнаказанно ходить по родной земле. Без приказа начальства главный герой сам отправляется в сражение и берет с собой 5 добровольцев - девушки вызвались сами.
«Завтра была война»
Книга является своеобразной биографией автора этого произведения, Бориса Львовича Васильева. Повесть начинается с того, что писатель рассказываем о своем детстве, о том, что родился в Смоленске, отец его был командиром Красной армии. И прежде чем стать в этом жизни хоть кем-то, выбрать свою профессию и определиться с местом в обществе, Васильев стал солдатом, как и многие его сверстники.
«Завтра была война» - произведение о предвоенном времени. Главные его герои - совсем еще юные ученики 9-го класса, в книге рассказывается об их взрослении, любви и дружбе, идеалистической молодости, которая оказалась слишком короткой из-за начавшейся войны. В произведении рассказывается о первом серьезном противостоянии и выборе, о крушении надежд, о неизбежном взрослении. И все это на фоне нависшей тягостной угрозы, которую невозможно остановить или избегнуть. И уже через год эти мальчики и девочки окажутся в пекле жестокого сражения, в котором многим из них суждено сгореть. Однако за свою короткую жизнь они узнают, что такое честь, долг, дружба и истина.
Живопись времён ВОВ
Основной тематикой живописи тех лет была, разумеется, военная. Художники отражали в своих работах фашистскую угрозу, суровые будни, ненависть к врагу, страдания советского народа, скорбь по погибшим. В начале войны присутствовала торопливая фиксация увиденного, не исключающая глубины мысли (Я. Николаев «За хлебом», В. Пакулин «Набережная Невы. Зима»). В середине войны в живописи наблюдались лаконизм, простота, прямолинейность. К концу войны картины становятся сложнее, с развитой драматургией.
Основные жанры и произведения живописи
Развивались следующие жанры:
Портретная живопись (П. Кончаловский «Автопортрет», М. Сарьян «Портрет писателя М. Лозинского»);
Пейзажные зарисовки (А. Пластов «Фашист пролетел», К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»);
Исторические полотна (А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»).
Таким образом, война становится основной темой во всех жанрах: в исторической живописи художники обращались к военному прошлому, в портретной – изображали героев войны и тружеников тыла, даже пейзаж приобретает патриотическую направленность.
Вдохновляющая графика
В графике процветал патриотический плакат. Все помнят плакаты В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», И. Тоидзе «Родина-мать зовёт!», Т. Ерёмина «Партизаны, мстите без пощады!» Все эти плакаты отвечали агитационным задачам. Первый плакат, вдохновляющий людей на подвиг, появился уже 23 июня 1941 г.: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (Кукрыниксы). Плакат – один из ведущих жанров изобразительного искусства 40-х гг.
Кино – в деле защиты страны
И кинематограф не остался равнодушным к ужасным событиям тех лет. Были созданы документальные фильмы, хроника, кинорепортажи. Сюжетами для фильмов стала, опять же, борьба советского народа с захватчиками, показаны крупные сражения и нелёгкие будни трудящихся в тылу. Во время войны сняты такие известные художественные фильмы, как «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Жди меня», «Два бойца», слава которых не утихает и сегодня. Были сняты и документальные ленты: «Битва за Севастополь», «Берлин», «Разгром немецких войск под Москвой» и др.
Многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино. В тяжелейших условиях велась работа над всеми этими картинами.
С самых первых дней войны, кинооператоры сразу же отправились на фронт , благодаря которым народ и того времени, и последующие поколения, могут иметь достоверные сведения о ходе боевых действий. В Великой Отечественной войне приняли участие 250 кинооператоров, каждый пятый из них погиб. Историк Наум Клейман сказал: «Многие погибли в этих съёмках. И то, что видим подлинную хронику войны, это куплено кровью, ценой многих жизней».
Таким образом, в начале 40-х гг. все силы деятелей искусства были брошены на правдивое изображение трагедии войны и прославление подвига советского народа. Мы доказали себе и врагам, что наша страна и в нелёгкое время остаётся страной свободных и талантливых, никому не покорившихся писателей, художников, деятелей кинематографа.
Музыка в ВОВ
Великая Отечественная война… Страшная, жестокая. До песен ли в такое тяжелое время? Но только у нашего сильного духом народа могли родиться такие песни: песни-призывы, песни - вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, чтобы спасти Родину, будущее, счастье и цивилизацию мира.
Песня - это душа народа. Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет? Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни о войне так же "канут в лету"?
Практическая часть
Я провел опрос среди моих сверстников: учеников 10 классов на тему: Какие песни о ВОВ вы знаете? Где можно сегодня услышать военные песни? Нужно ли нам знать песни военных лет? Если да, то для чего? В опросе принимало участие 40 учеников.
В результате данного опроса можно сделать вывод, что самыми популярными среди учеников являются песни: «День Победы», "Катюша», «Синий платочек», «Священная война»
Сегодня песни военных лет звучат по радио, по телевидению: в популярных телепередачах, в школе. Отвечая на третий вопрос, все были едины в одном: обязательно нужно знать песни военных лет - это поможет нам помнить о подвиге нашего народа. О том, какой ценой досталась нам Победа.
В чём сила военной песни?
Я выяснил, что военная песня - это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
Испокон веков музыка являлась грозным и очень действенным оружием в борьбе. "Музыка удваивает, утраивает армию", говорил Александр Васильевич Суворов. "Фронтовая песня - это винтовка. Враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия". Данные высказывания позволили мне выдвинуть предположение, что песни, исполняемые в годы войны, обладают особой силой, способны объединить людей и поднять их боевой дух. Тем самым они внесли свой неоценимый вклад в дело Победы.
Было проведено анкетирование «Искусство фронту, искусство тылу. Искусство в годы Вов» среди учащихся 10 классов, учителей нашей школы.
Были предложены следующие вопросы:
1)Знакомы ли Вы с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны?
2) Какие жанры Вам более знакомы?
3) Какие фильмы, снятые во время войны, Вы просмотрели?
4) Как Вы считаете, актуальны ли в современном обществе произведения искусства, созданные в период ВОв?
8. Заключение
Рассмотрев в своей работе советское плакатное искусство времён Великой Отечественной войны, я пришел к выводу, что плакаты как особый жанр живописи широко распространяются в СССР ввиду простоты и понятности для широких масс. Особенно большую роль плакаты сыграли в Великой Отечественной войне: они призывали, убеждали, показывали все ужасы войны и формировали в людях уверенность в скорой победе.
Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года. Ветеранов все меньше и меньше с каждым годом. Они уходят, оставляя отвоеванную землю для нас. И завещают беречь ее. Этот мир такой хрупкий и прекрасный. Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом – это наш долг перед мужеством защитников прошедшей войны, ощутить ответственность перед памятью этих людей. Склоним головы перед величием их подвига. Они никогда не забудутся нами.
Роль искусства в войне огромна, ведь если бы его не было, то скорее всего не было бы и того невероятного настроя советских бойцов на победу, того огромного чувства патриотизма. Получается, что во многом счастью жизни без войны мы обязаны искусству. Его можно смело
Литература
Алпатов М.В, Н.М. Ростовцев Н.М. "Искусство"; Москва, 1989 г.
Бабурина Н.И. «Русский плакат» Л., 1988г.
Брискина В. «Опыт работы над агитплакатом» М., «Советский художник», 1959г.