Солтүстік Қазақстан облысы Ғ. Мүсрепов атындағы ауданы
  КММ «Тахтаброд орта мектебі»
  Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова
  КГУ «Тахтабродская средняя школа»
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
  « Конкурс знатоков права».
   
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Подготовила: Турончик Н.В.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Цель:  
  Обобщить знания детей об основных правах ребенка; объяснить, что означают понятия «право» и «обязанности», где отражены права; 
  Задачи:
  - Формировать представления о правах и обязанностях школьника; 
  -На примере сказочных героев, показать, как нарушаются права
  - Дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; 
  -Сформировать уважительное отношение школьников к правам человека.
  Форма проведения: учебно-игровое занятие.
  Оборудование: ИКТ, сигнальные карточки, карточки для викторины, пиктограммы «добро» и «зло», таблички – характеристики доброго и злого человека, 
  ХОД ЗАНЯТИЯ
  1. Организационный момент
  2. Сообщение учителем темы и цели занятия
  – Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о ваших правах и обязанностях. Мы обобщим ваши знания об основных правах ребенка, объясним понятия « право» и « обязанности», выясним, где отражены права.
– Давным-давно тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? А что же такое право?
  Воспитатель вывешивает на доску табличку.
     |   Право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.    |  
 
   – В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить
эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. А как вы считаете, есть ли права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) А какие права детей вы знаете? ( Ответ детей: право на жизнь, учебу, отдых) - Сейчас вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.
  Но о детях заботятся не только в семье. Существует Организация Объединенных Наций (ООН), принимающая законы, по которым живут люди всего мира. Так вот в 1989 году эта организация приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (Идет показ слайда Эскиз обложки).
  
 
  Конвенция – это соглашение, договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка.
  – Все права детей записаны в этой Конвенции.  В ней речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
  Основные положения Конвенции о правах ребенка:
   Право на жизнь. 
  Право на имя при рождении. 
  Право на медицинскую помощь. 
  Право на образование. 
  Право на отдых и досуг. 
  Право на индивидуальность. 
  Право свободно выражать свои взгляды. 
  Право на специальную охрану и защиту. 
  Право на заботу и воспитание родителями. 
  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. 
  Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. 
  Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. 
 
  
 
  Сейчас мы проведем небольшую викторину между девочками и мальчиками нашего класса и проверим ваши правовые знания, т.к. мы каждый год проводим классные часы по правовому воспитанию, сегодня мы обобщим ваши знания. Команды назовем так: умники и умницы.
  Задание 1 Разминка Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в дидактическую игру «Разрешается – запрещается».  Я буду говорить о каком-то праве, а вы команды по очереди будете отвечать: «Разрешается или запрещается».
      |         |    Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка Разрешается.   |  
  |       |    Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго запрещается.   |  
  |       |    С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это разрешается.   |  
  |       |    Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это запрещается.   |  
  |       |    Рисовать и петь, учиться,  Если заболел – лечиться.  Это разрешается.   |  
  |       |    Этот трудится ребенок. Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа  Строго запрещается.   |  
  |       |    Вместе дружно в мире жить,  С разными детьми дружить – Это разрешается   |  
  |       |    Этот слабый горбит спину,  Пред сильным преклоняется.  Быть рабом у господина  Строго запрещается.   |  
 
   – Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать
  
 
  Задание 2. Викторина « Права литературных героев» А сейчас мы проведём небольшую викторину. На экране изображены с левой стороны – названия сказок, с правой – нарушенное право. Вы должны верно соединить название сказки с нарушенным правом. На листочках делаете в течение 1 минуты. А затем мы вас проверяем.
     |   1 «Колобок»   |    2 Вмешательство в личную жизнь   |  
  |   2 « О Царе Салтане»   |    4 Нарушено право на отдых   |  
  |   3 « Золотой ключик»   |    1 Нарушено право на жизнь   |  
  |   4 « Золушка»   |    3 Нарушено право на неприкосновенность   |  
 
  «Колобок»- нарушено право на жизнь, «О царе Салтане»- происходит вмешательства в личную жизнь, « Золотой ключик»- нарушено право на неприкосновенность, « Золушка»- нарушено право на отдых. 
  А теперь вспомните персонажей этих сказок: Бабка и дед сами покушались на жизнь колобка, Карабаса Барабаса, который жестоко обращался с куклами, мачеху, которая заставляла Золушку много работать, в сказке о « Царе Салтане» царь подслушал, что является вмешательством в личную жизнь. 
  Задание 3 Характеристика добра и зла
  Как вы можете охарактеризовать этих персонажей, которые нарушали права главных героев сказок? (Ответ детей: Они плохие, злые, жестокие.)
(– А каким вы представляете себе доброго человека? Назовите черты его характера. (Ответ детей: Он добрый, вежливый, справедливый.))
  Ребята, давайте сейчас дадим характеристику добра и зла. За одну минуту команда умников называет черты характера злого человека, а команда умниц – черты доброго человека ( по 6 слов). Затем мы проверим по слайдам как вы угадали и совпадут ли слова.
  
 
  
 
  
 
     |      ЗЛОЙ ЖЕСТОКИЙ ГРУБЫЙ ВЛАСТНЫЙ ЛЖИВЫЙ СОВЕРШАЕТ ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ   |       ДОБРЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕСТНЫЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ СОВЕРШАЕТ ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ   |  
  |        |         |  
 
  – И с этим заданием вы тоже справились. Молодцы
  
 
  ЗАДАНИЕ 4. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА
  Конвенция гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности. Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого- то и обязательных для выполнения/Обязанности есть и у учеников. Сейчас мы выясним как вы отличаете права от обязанностей. Задание. Определить где права, а где обязанности школьника (команды по очереди вытягивают каточки)
  1-бесплатное образование 
  2- отдых на перемене между уроками, между четвертями, по окончании учебного года
  3-уважать родителей
  4-уважительное, вежливое отношение к себе
  5-посещать школу 
  6-следить за внешним видом, в школе носить одежду установленной формы
  7- медицинскую помощь
  8-не пропускать занятия без уважительных причин 
  9-вести себя корректно на переменах и уроках 
  10- выполнять домашнее задание
  11- знать и соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности 
  12-беречь школьное имущество 
  ОТВЕТЫ: 
ПРАВА: 1,2,4,7,
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,6,8,9,10,11,12,
  Задание 5 Верно ли, что… ( учитель зачитывает утверждения, а учащиеся выражают свое согласие или несогласие, поднимают красную карточку, если не согласны, и синюю если согласны)Очко защитываем, если большинство участников ответили верно.
  Права - это то, что принадлежит каждому с рождения?
  Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
  Права должны соблюдать только взрослые?
  Права- это сама жизнь.
  Мы должны соблюдать права и бороться за соблюдение прав.
  Каждый человек выбирает, соблюдать права или нет.
  .( неверные №3 и № 6)
  Задание 6 Блиц-опрос ( Наше заключительное задание Блиц-опрос»_ Командам по очереди задаются вопросы, вы должны дать прав. ответы. Начинаем с умниц
  1 В каком международном документе записаны права детей ( Конвенция о правах детей)
 2. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста. (ребенок)
 3 Кто является ответственным за обеспечение прав детей? ( государство)
 4 Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый? (11)
 5 В каких сказках нарушались права героев? ( Колобок, Золушка, Золотой ключик)
 6 С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. (воинский)
 7 С 14 лет в свободное время и с согласия родителей подросток имеет право …не более 4 часов в день ( работать)
 8 С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься…деятельностью ( предпринимательской)
 7 Подведение итогов викторины.
 8 Психогимнастика «Выйди к свету»
  – А сейчас займите удобное положение, закройте глаза и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой – то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.
  – Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно, одиноко, тревожно.)
– Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
– А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, успокоение, радость.)
– Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.
  9. Итог занятия.– Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня поговорили о правах детей, о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Я советую вам знать и соблюдать свои права и права другого человека. А так же помнить одно из главных правил: Плохо тому, кто добра не делает никому.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Самоанализ открытого классного часа « Конкурс знатоков права».
  
 
  Данный классный час был приурочен к тематической неделе Права и являлся обобщающим по праву. Я поставила следующую цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.
  Задачи:
  - Формировать представления о правах и обязанностях школьника; 
  -На примере сказочных героев, показать, как нарушаются права
  - Дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; 
  -Сформировать уважительное отношение школьников к правам человека.
  Открытый классный час был проведен в форме учебно-игрового занятия. Класс был разделен на две группы.
  На уроке я использовала следующее оснащение: ИКТ, сигнальные карточки, карточки для викторины, пиктограммы «добро» и «зло», таблички – характеристики доброго и злого человека. 
  Классный час был начат с сообщения учителем темы и цели. Затем учащиеся заслушали небольшое сообщение учителя об истории создания Конвенции о правах детей. Дети активно включились в работу и перечислили ряд прав, им уже известных. Затем я познакомила учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка. Речь учителя сопровождалась показами соответственных слайдов. Затем началось соревнование между двумя командами: умниками и умницами. Учащиеся легко справились с первым заданием « Разрешается- запрещается», в котором надо было ответить одно из этих слов, когда учитель зачитывал о каком-то праве в стихотворной форме. Очень интересным было задание « Права литературных героев», где надо было соединить название сказки с нарушенным правом. Учащиеся с легкостью дали характеристики добру и злу, подобрали качества, характеризующие плохого и доброго человека. В задании « Права и обязанности школьника» учащиеся определили, какие высказывания относятся к праву, а какие к обязанностям. В последних заданиях ребята также показали хорошие знания по праву, ответив на все вопросы правильно. В конце классного часа была проведена психогимнастика « Выйди к свету», поговорили о хороших и плохих поступках, из которой ребята сделали вывод, что надо совершать только добрые поступки, жить по мудрым законам жизни и тогда на душе будет светло, спокойно и радостно. Все задачи, поставленные мной в начале урока, были реализованы.