Коммунальное учреждение 
  «Общеобразовательная школа  I  –  III  ступеней № 15 
  имени М. С. Батраковой   
  города Енакиево» 
    
    
    
    
    
    
    
  Сценарий воспитательного мероприятия 
  «Путешествие в страну Вежливых слов» 
    
    
    
  Подготовила и провела   
  учитель начальных классов 
  Чернышова Е. Е. 
    
  
     
  -2015- 
    
    
    
  Открытое внеклассное мероприятие 
  «Путешествие в страну Вежливых слов» 
  
  Цели:  способствовать нравственному развитию личности учащихся.
  
  Задачи: 
  • познакомить детей с понятием «вежливость», показать необходимость  
  употребления в речи «вежливых» слов;
  • развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь  
  учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения  
  сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное  
  отношение к людям.
   
  Оборудование:  мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну  
  Вежливости», плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями, солнышки,  
  тучки, памятка «Как ведут себя вежливые люди»
  
  Литературный ряд:  стихотворение «Доброта», рассказ «На перемене», стихотво-
  рение «Добрые слова», слова о доброте и вежливости.  
   
  Игры:  «Будь внимателен», «Волшебный цветик-семицветик»  
  
  Форма проведения:  беседа с элементами игры.
  
  Оформление класса:  на доске плакаты «Вежливые слова».
  
  
 Ход открытого внеклассного мероприятия 
  
  I. Организационный момент. 
  
  - Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют гости. Давайте их  
  поприветствуем:
   
  Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,
  Чтоб пожелать здоровья доброго.
  Мы спешим сказать вам - «Благости!»,
  Чтоб пожелать вам счастья нового.
  Мы спешим сказать вам - «Радости!»,
  Удач, успехов и везенья! -
  Чтоб пожелать всем в этом классе
  Прекраснейшего настроения.
   
  - Садитесь!
   
   
   
  - Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частич-
  ку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и  
  улыбнитесь!
  
  II. Вступительное слово. 
   
  - Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. А о чём, вы узнаете  
  после просмотра фильма.  1) Просмотр ролика «Ералаш» («День вежливости»)   2) Обсуждение ситуации.    - Как вели себя дети в школе?   - Какие слова употребляли в своей речи? 
  III. Сообщение темы и цели 
   - Вот об этом и будем сегодня говорить. Для того, чтобы стать вежливым, вы должны  
  как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится  
  радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.   Эти слова живут в необычной  
  стране.   Ёё нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый. И  
  называется эта страна…
   
  Дети:   
  Страна Вежливых слов.
  
  Слайд 1 
  - Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливых слов. Мы с вами  
  посетим:
  
  Слайд 2 
  1. Море Вежливости.
  2. Аллею Приветствий.
  3. Улицу Внимательности и Любезности.
  4. Парк Важных слов.
  5. Дворец Извинений.
  6. Остров «Размышляй-ка».
  
  - Итак, все готовы? Отправляемся!
   
  IV. Путешествие в страну Вежливых слов.   
   
  1. Учитель: 
  - Первое море, которое мы должны переплыть – Море Вежливости  . Слайд 3 
   
   
   
   
  - А как вы думаете, что такое вежливость?
   
  Ответы детей. 
  -Давайте прочитаем, что такое вежливость?
  
  Слайд 4   
  Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой   
  общаться. 
   
  - Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?
   
  Дети:   
  - Вежливым.
   
  - Но всегда ли частое употребление «вежливых» слов, является показателем вежли-
  вости человека?
   
  Дети :  
  - Нет.
   
  - А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
   
 На перемене 
  На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И,  
  неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна  
  Васильевна остановила Игоря и спросила:
  - Что нужно сказать?
  - Здрасьте! – ответил Игорь.
  После этих слов ребята рассмеялись.
  
  - Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать  
  вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?
  
  Дети:   
  - Нет.
  - Почему?
   
  Ответы детей. 
  - Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.) 
  - А что значит правильно?
   
  Дети:   
  - Подходящее, в данной ситуации по смыслу.
  - Давайте сделаем вывод?  
  
  Слайд 5 
  - Дополните предложение:
   
   
   
  Для того,чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые  
  слова», но и употреблять их … (правильно). 
  
  - Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому.  
  Может кто-то из вас знает как?
  - В XVI веке вежливого человека называли «вежа», что означает - всезнающий.  
  Именно от слова «вежа» произошло наше слово «Вежливость».
  - Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке  
  вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.
   
  - Ребята, что же надо делать, чтобы быть вежливым?  
   
  Дети:   
  - Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать  
  старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать малень-
  ких детей.
   
  - Ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.
   
  2. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на Аллею    
  приветствий.    
  
  Слайд 6 
   
  - Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое  
  общение?
   
  Дети :  
  - Со слова «Здравствуйте».
   
  - Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обыч-
  ное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, кото-
  рое характеризует человека как вежливого и приветливого.
   
  - А что же значит простое, обыкновенное слово «здравствуйте»?
   
  - У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами  
  приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
   
  Слайд 7 
  - В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни  
  «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли  
  выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не  
  было), сказал им:
  - Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым  
  человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и реши-
  ли говорить при встрече друг другу слово«Здравствуйте» – это значит будьте здоровы.
   
   
   
  «Здравствуйте»– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор  
  люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «здравствуйте» –  
  это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
   
  - А какие еще волшебные слова вы знаете?
   
  Дети:   
  - Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности,  
  очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста.
   
  - Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
  
  - Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими  
  «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может  
  подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
   
  Ученик 1:   
  Слова «До свиданья!»,
  «Спасибо!», «Простите!»,
  «Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
  Щедро дарите.
   
  Ученик 2:   
  Дарите прохожим,
  Друзьям и знакомым,
  В троллейбусе, в парке,
  И в школе, и дома.
   
  Ученик 3:   
  Слова эти очень,
  И очень важны,
  Они человеку,
  Как воздух, нужны.
  Без них невозможно на свете прожить.
  Слова эти нужно с улыбкой дарить.
   
  3. - А сейчас, ребята, я предлагаю вам пройтись по Аллее Внимательности  и    
  Любезности   и немного отдохнуть. Слайд 8. 
   
  Физкультминутка. 
  Игра «Будь внимателен»    
  - Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я  
  назову «волшебное слово».  
  Встаньте, пожалуйста!  Поднимите руки!  
  Будьте добры , похлопайте в ладоши!  
  Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.   
  Будьте любезны ,  руки вперед.  
   
   
   
  Опустите руки,  пожалуйста.                                                                                    
  Будьте добры,  наклоните голову вперед.                                                           
  Наклоните, назад, пожалуйста.                                                                                  
  Влево. Вправо.                                                                                                           
  Будьте любезны , садитесь на свои  места.   
  4. Учитель: 
  - Отправляемся дальше. Мы   посетим замечательный Парк Важных слов.  Слайд 9 
   
  - А какие слова являются важными в нашей жизни, мы сейчас и узнаем, разгадав  
  несложный кроссворд.
   
  Кроссворд    
  Какое первое слово вы должны сказать, когда встретили друзей, учителей, при-
    шли в школу? (здравствуйте)   
  Вы шли по школьному коридору и нечаянно толкнули кого-то. Что надо сказать?  
    (простите)   
  Кто-то сделал вам доброе дело, его вы хотите отблагодарить, какое слово скажите?  
    (благодарю) 
  4) Чтобы вам помогли, нельзя забывать  одно очень доброе слово. (пожалуйста) 
  5) Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы  
  скажите? (извините) .
  6) А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны? (спасибо)   
  7) Его вы говорите при прощании со своим лучшим другом? (пока)   
  5. - Ну, а мы двигаемся дальше во Дворец Извинений.  Слайд 10. 
   
  - Ребята, давайте поиграем в игру“Волшебный цветик-семицветик”.Эта игра поможет  
  научиться просить прощение. А те, кого обидели, должны научиться прощать.
  Ученик берет бумажный цветок и объясняет детям условия игры. Оторвав   
  лепесток и, делая вид, что бросает его, говорит: 
  Лети, лети, лепесток  Через запад – на восток,  Через север, через юг,  Возвращайся, сделав круг,  Лишь коснешься ты земли  Быть, по-моему, вели…
  – Вели, чтобы Саша сказал доброе слово Юле.
   
  Игра продолжается пока не закончатся лепестки. 
   
  Учитель: 
  -  А вы заметили, ребята, как произносятся “волшебные слова”?
   
  Дети.   
  - Вежливо, с улыбкой.
   
   
   
   
  6. -Как незаметно время ушло в пути.Впереди осталась всего одна остановка Остров   
  «Размышляй-ка».  Слайд 11. 
   
  - Перед вами слова, у которых есть начало – это первый столбик, но нет продолжения –  
  это второй столбик, где окончания слов разбросаны. Ваша задача: правильно соеди-
  нить слово.  
  Добро         вость   
  Отзывчи        та   
  Веж                  бовь   
  Лю                   ливость   
  Внима                ность   
  Скром               катность   
  Дели                  танность   
  Воспи         тельность 
   
  - Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на  
  вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Вежливых слов для вас  
  всегда открыты.  
  
  - А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшеб-  
  никами для окружающих людей, будем дарить им немного радости, счастья и тепла  
  и мы сами станем от этого счастливее!
  
  V. Итог занятия .
   
  - В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы  
  сегодня говорили?  
   
  Дети :  
  - О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.
   
  - А чтобы не забыли то, о чём мы сегодня говорили, я вручаю вам ПАМЯТКУ  
  «Как ведут себя вежливые люди». Памятку мы повесим в наш классный уголок.  
 Памятка 
 Как ведут себя вежливые люди: 
  Надо вежливо обращаться к другим людям. 
  Правильно вести себя в чужом доме. 
  Быть гостеприимным хозяином. 
  Уметь слушать других, не перебивать в разговоре. 
  Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы». 
  Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не   
  подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим. 
  Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты   
  лучше всех и все умеешь делать сам. 
  От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить   
  вперед, уступить место. 
  Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности. 
   
   
   
  В ваших отношениях друг к другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем   
  случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ. 
  Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. 
  Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям. 
  Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.   
  VI. Рефлексия .
   
  - Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными»  
  словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или  
  тучками?
   
  - Прикрепите свои жетончики.
   
  - На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!