|   Цели:  Обучающие:  - расширить представление учащихся о творчестве Н.А. Некрасова;  - познакомить детей с программными и вне программными произведениями поэта;  - обобщить, закрепить сведения о жизни и творчестве Н.А. Некрасова;  Развивающие:  - научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственную позицию поэта;  - развитие умения слушать, анализировать, совершенствовать навыки монологического высказывания;  - развитие творческих способностей учащихся;  - развитие умения анализировать поэтические произведения;  - развитие познавательного интереса учащихся к творчеству поэта;  - развитие памяти, внимания , сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта;  Воспитательные:  -воспитывать интерес к творчеству поэта через духовность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и ее понимание.  -развивать интерес к родной культуре, литературе через поэтическое творчество Н.А.Некрасова   Оборудование:  -стилизованное под литературную гостиную пространство кабинета  - мультимедийная презентация;    - выставка книг, посвященных творчеству поэта;  -музыкальное сопровождение  Аудитория: учащиеся 5-9 классов        Ход мероприятия  Ведущий 1  Стихи мои! Свидетели живые  за мир пролитых слез!  Родитесь вы в минуты роковые  Душевных гроз  И бьетесь о сердца людские,  Как волны об утес.      Ведущий 2  10 декабря 1821 года родился русский поэт Н.А.Некрасов. Это год юбилейный для писателя. Ровно 200 лет назад родился будущий поэт.    (показ мультимедийной презентации)  Ведущий 1: Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, Родине, России.   «Я песни Родине слагал»,-говорил поэт.  И сегодня  будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой.      Ведущий 2: Стихи, в которых выражены человеческие страдания и народный гнев, нравственный подвиг жен декабристов и тяжелая судьба крестьянки, доброе отношение к детям и вера в великое будущее России.      Ведущий 1: Неподалеку от Волги, на равнине, средь бесконечных полей и лугов, раскинулось село Грешнево. Здесь провел свое детство Н.А.Некрасов. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги».      Ведущий 2 :Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал:  О милые плуты! Кто часто их видел,  Тот, верю я , любит крестьянских детей…      Чтец: (отрывок из стихотворения «Саша»).  В зимние сумерки нянины сказки  Саша любила. Поутру в салазки  Саша садилась, летела стрелой,  Полная счастья, с горы ледяной.  Няня кричит: «Не убейся, родная!»  Саша, салазки свои погоняя,  Весело мчится. На полном бегу  Набок салазки — и Саша в снегу!  Выбьются косы, растреплется шубка –  Снег отряхает, смеётся, голубка!  Не до ворчанья и няне седой:  Любит она её смех молодой…      Исполнение отрывка из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды. в студеную зимнюю пору).  Однажды, в студеную зимнюю пору  Я из лесу вышел; был сильный мороз.  Гляжу, поднимается медленно в гору  Лошадка, везущая хворосту воз.  И шествуя важно, в спокойствии чинном,  Лошадку ведет под уздцы мужичок  В больших сапогах, в полушубке овчинном,  В больших рукавицах… а сам с ноготок!  «Здорово парнище!» — «Ступай себе мимо!»  — «Уж больно ты грозен, как я погляжу!  Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо;  Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».  (В лесу раздавался топор дровосека.)  «А что, у отца-то большая семья?»  — «Семья-то большая, да два человека  Всего мужиков-то: отец мой да я…»  — «Так вот оно что! А как звать тебя?» — «Власом».  — «А кой-тебе годик?» — «Шестой миновал…  Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,  Рванул под уздцы и быстрей зашагал.      Чтец (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»    Так и видишь этого шестилетнего мальчика, важного и гордого. Им любуется поэт и говорит о нем с доброй улыбкой      Ведущий 1  Однажды на пустынной проезжей дороге Некрасов встретил голодного, оборванного мальчишку, в руках которого были книжки. Поэт вспомнил «великого архангельского мужика», М.В.Ломоносова.      Чтец (стихотворение «Школьник»)  — Ну, пошел же, ради бога!  Небо, ельник и песок —  Невеселая дорога…  Эй! садись ко мне, дружок!  Ноги босы, грязно тело,  И едва прикрыта грудь…  Не стыдися! что за дело?  Это многих славный путь.  Вижу я в котомке книжку.  Так учиться ты идёшь…  Знаю: батька на сынишку  Издержал последний грош.  Знаю: старая дьячиха  Отдала четвертачок,  Что проезжая купчиха  Подарила на чаек.  Или, может, ты дворовый  Из отпущенных?.. Ну, что ж!  Случай тоже уж не новый —  Не робей, не пропадёшь!  Скоро сам узнаешь в школе,  Как архангельский мужик  По своей и божьей воле  Стал разумен и велик.  Не без добрых душ на свете —  Кто-нибудь свезет в Москву,  Будешь в университете —  Сон свершится наяву!  Там уж поприще широко:  Знай работай да не трусь…  Вот за что тебя глубоко  Я люблю, родная Русь!  Не бездарна та природа,  Не погиб еще тот край,  Что выводит из народа  Столько славных то и знай,-  Столько добрых, благородных,  Сильных любящей душой,  Посреди тупых, холодных  И напыщенных собой!          Ведущий 2:Слушаешь стихотворение «Несжатая полоса» и понимаешь, что это очень личные стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя.      Ведущий 1: Образ «несжатой полосы» обретает у Некрасова переносный смысл: это и крестьянская нива, и «нива» писательского труда, тяга к которому у большого поэта сильнее смерти.      Чтец (стихотворение «Несжатая полоса»).      Поздняя осень. Грачи улетели,  Лес обнажился, поля опустели,  Только не сжата полоска одна…  Грустную думу наводит она.  Кажется, шепчут колосья друг другу:  «Скучно нам слушать осенную вьюгу,  Скучно склоняться до самой земли,  Тучные зерна купая в пыли!  Нас, что ни ночь, разоряют станицы1  Всякой пролетной прожорливой птицы,  Заяц нас топчет, и буря нас бьет…  Где же наш пахарь? чего еще ждет?   Или мы хуже других уродились?  Или недружно цвели-колосились?  Нет! мы не хуже других — и давно  В нас налилось и созрело зерно.  Не для того же пахал он и сеял  Чтобы нас ветер осенний развеял?..»  Ветер несет им печальный ответ:  — Вашему пахарю моченьки нет.  Знал, для чего и пахал он и сеял,  Да не по силам работу затеял.  Плохо бедняге — не ест и не пьет,  Червь ему сердце больное сосет,  Руки, что вывели борозды эти,  Высохли в щепку, повисли, как плети.  Очи потускли, и голос пропал,  Что заунывную песню певал,  Как на соху, налегая рукою,  Пахарь задумчиво шел полосою.          Ведущий 2: Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо».  В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье.      Исполнение отрывка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».  В каком году — рассчитывай,  В какой земле — угадывай,  На столбовой дороженьке  Сошлись семь мужиков:  Семь временнообязанных,  Подтянутой губернии,  Уезда Терпигорева,  Пустопорожней волости,  Из смежных деревень:  Заплатова, Дырявина,  Разутова, Знобишина.  Горелова, Неелова —  Неурожайка тож,  Сошлися — и заспорили:  Кому живется весело,  Вольготно на Руси?      Ведущий 1: По дорогам России в поисках счастливого бродили не только мужики-странники. Вот идут по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, деревенские торговцы.Это герои поэмы «Коробейники».      Звучит песня «Коробушка».      Ведущий 2: В центре многих произведений Некрасова-образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия.  Чтец (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).  Есть женщины в русских селеньях  С спокойною важностью лиц,  С красивою силой в движеньях,  С походкой, со взглядом цариц,  Их разве слепой не заметит,  А зрячий о них говорит:  «Пройдет — словно солнце осветит!  Посмотрит — рублем подарит!»  Идут они той же дорогой,  Какой весь народ наш идет,  Но грязь обстановки убогой  К ним словно не липнет.  Цветет Красавица, миру на диво,  Румяна, стройна, высока,  Во всякой одежде красива,  Ко всякой работе ловка.  И голод и холод выносит,  Всегда терпелива, ровна…  Я видывал, как она косит:  Что взмах — то готова копна!  Платок у ней на ухо сбился,  Того гляди косы падут.  Какой-то парнек изловчился  И кверху подбросил их, шут!  Тяжелые русые косы  Упали на смуглую грудь,  Покрыли ей ноженьки босы,  Мешают крестьянке взглянуть.  Она отвела их руками,  На парня сердито глядит.  Лицо величаво, как в раме,  Смущеньем и гневом горит…  По будням не любит безделья.  Зато вам ее не узнать,  Как сгонит улыбка веселья  С лица трудовую печать.  Такого сердечного смеха,  И песни, и пляски такой  За деньги не купишь. «Утеха!»  Твердят мужики меж собой.  В игре ее конный не словит,  В беде — не сробеет, — спасет;  Коня на скаку остановит,  В горящую избу войдет!  Красивые, ровные зубы,  Что крупные перлы, у ней,  Но строго румяные губы  Хранят их красу от людей —  Она улыбается редко…  Ей некогда лясы точить,  У ней не решится соседка  Ухвата, горшка попросить;  Не жалок ей нищий убогий —  Вольно ж без работы гулять!  Лежит на ней дельности строгой  И внутренней силы печать.  В ней ясно и крепко сознанье,  Что все их спасенье в труде,  И труд ей несет воздаянье:  Семейство не бьется в нужде,  Всегда у них теплая хата,  Хлеб выпечен, вкусен квасок,  Здоровы и сыты ребята,  На праздник есть лишний кусок.  Идет эта баба к обедне  Пред всею семьей впереди:  Сидит, как на стуле, двухлетний  Ребенок у ней на груди,  Рядком шестилетнего сына  Нарядная матка ведет…  И по сердцу эта картина  Всем любящим русский народ!      Ведущий 1: «Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым грубым колесом».      Звучит романс «Тройка».  Ведущий 2: Опять бесконечная тянется дорога, «проторенная цепями», и по ней в мерзлой кибитке спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина.      Чтец (отрывок из поэмы «Русские женщины»).  Покоен, прочен и легок  На диво слаженный возок;  Сам граф-отец не раз, не два  Его попробовал сперва.  Шесть лошадей в него впрягли,  Фонарь внутри его зажгли.  Сам граф подушки поправлял,  Медвежью полость1 в ноги стлал.  Творя молитву, образок2  Повесил в правый уголок  И — зарыдал... Княгиня-дочь...  Куда-то едет в эту ночь...          Ведущий 1: О чем бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжелой доле пахаря-все стихи поэта о России.  Ведущий 2:  Ты и убогая,  Ты и обильная,  Ты и могучая,  Ты и бессильная,  Матушка-Русь!  Ведущий 1Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Глава «Русь»-одно из самых бодрых и радостных стихотворений Некрасова. Это одно из самых современных стихов поэта.      Ведущий 2: В нем величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера.  Ведущий 1: В нем- трагедии и беды, войны и поражения, ошибки вождей, террор, лагеря, катастрофы и стихийные бедствия.  Ведущий 2Но главное в этом стихотворении- вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.      Чтец (отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»- «Ты и убогая»).  Ты и убогая,  Ты и обильная,  Ты и могучая,  Ты и бессильная,  Матушка-Русь!  В рабстве спасенное  Сердце свободное —  Золото, золото  Сердце народное!  Сила народная,  Сила могучая —  Совесть спокойная,  Правда живучая!  Сила с неправдою  Не уживается,  Жертва неправдою  Не вызывается, —  Русь не шелохнется,  Русь — как убитая!  А загорелась в ней  Искра сокрытая, —  Встали — небужены,  Вышли — непрошены,  Жита по зернушку  Горы наношены!  Рать подымается —  Неисчислимая!  Сила в ней скажется  Несокрушимая!  Ты и убогая,  Ты и обильная,  Ты и забитая,  Ты и всесильная,  Матушка-Русь!..  Ведущий 1:  Ты к нам приходишь через бездну лет.  По-прежнему язвительный и нежный,  Мятежный и трагический поэт.      Ведущий 2: Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его , помочь в нужную минуту.      Ведущий 1: Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в ее великое будущее.      Звучит романс на стихи Некрасова.   |