|   1.   |    Организационный момент      Цель, которая должна быть достигнута учащимися:    - подготовиться к совместной продуктивной деятельности на мероприятии.      Цель, которую вожатый хочет достичь на данном этапе:  - создать ситуацию готовности детей к сотрудничеству;    - психологическая подготовка детей к общению      Задачи:    - обеспечить доброжелательную обстановку для общения;  - создать положительный эмоциональный настрой;  - создать мотивационную ситуацию для постановки цели мероприятия.        Методы – словесные: наглядные  - эмоциональный тон воспитателя;  - заранее продуманное место расположения детей;   |    Звучит музыка. (слайд №1)  Вожатый. Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете! Вот таких замечательных, любознательных, веселых ребят я приглашаю со мной  поиграть. Сегодняшнее мероприятие будет интересным для вас и начнем мы его с загадки: (слайд №2-4)   Солнышко не хочет землю согревать,   Листья пожелтели, стали опадать,   Часто дождик льётся, птицы улетают,   Урожай в саду и в поле собирают.   Кто из вас, ребята, знает, это всё когда бывает? Ответы детей: Осенью! (слайд №5)  Вожатый. Мы пять раз в ладоши хлопнем. Раз – два – три – четыре – пять (хлопают)   И пять раз ногами топнем. Раз – два – три – четыре – пять (топают)   В гости к осени придем, праздник осени начнем.                  Вожатый. Ребята, к нам пришла Осень – красивое, но немного грустное время года.   Но грустить нам не годится, давайте будем веселиться!   На праздник Осень позовём и вместе время проведём!  Вожатый. Давайте дружно позовём Осень к нам на праздник! (Ребята зовут Осень):    Осень, Осень, в гости просим! (слайд №6,7)           |  
  |   2.   |    Повторение изученного материала    Цель, которая должна быть достигнута учащимися    - включиться в познавательную деятельность через игровую ситуацию      Цель, которую вожатый хочет достичь на данном этапе:  - актуализация субъективного опыта детей.        Задачи:  - конкретизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;  - способствовать совершенствованию диалогической речи детей, поощрять проявления их речевой активности;  - развивать коммуникативные умения детей – умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения.        Методы организации – словесные, ситуативно-наглядные, ТСО;  Методы стимулирования – эмоциональные (похвала); познавательные (опора на жизненный опыт)       |    Входит осень: Меня вы звали? Вот и я! Здравствуйте, мои друзья!   Спешила к вам сюда, ребята, и всех вас видеть очень рада.  Вожатый. И мы тоже рады видеть тебя! Нам очень нравится наряд, который ты даришь деревьям и кустарникам. Недаром тебя называют «золотой» осенью. Вот только нам хотелось бы узнать, почему осенью листья так необычно меняют цвет?  Осень: Ребята, а вы разве не знаете?  Баба-Яга: (влетая): Я, я, я! Я знаю!  Вожатый. Какая Вы невоспитанная, Баба-Яга! Даже не сказали нам «здравствуйте». Такая пожилая женщина, а до сих пор не знаете элементарных правил поведения.  Баба-Яга: Здравствуйте! Здравствуйте, ребята! Я узнала от сороки, что у вас сегодня праздник и очень торопилась, поэтому забыла поздороваться. А я знаю, почему листья желтые! Это я их покрасила! Сколько краски извела, ужасть!  Осень: Ребята, это правда? (нет). Неправда, Баба-Яга! Нехорошо обманывать!  Баба-Яга: Это я-то обманываю? Сама лично красила! (слайд №8)  Вожатый. Вот и не Вы! Дело в том, что вся эта краска есть в самих растениях. Только мы не видим её, потому что летом в листьях больше всего зелёной краски - хлорофилла.  Баба-Яга: Какого ещё хлорофилла? Хлорофилл, хлорофилл, зелёный он как крокодил!  (Кривляется).  Вожатый. Хлорофилл – это красящее вещество. Чем больше света, тем больше образуется этого зелёного красителя.  Баба-Яга: Не верьте им! Сказки это!  Осень: Баба-Яга, не перебивай! Дай ребятам послушать правильное объяснение.  Вожатый. Так как летом дни длинные и много света, то хлорофилла образуется много и поэтому листья зелёные. Вы же помните, ребята, какие длинные и теплые дни бывают летом?  Баба-Яга: Да, прекрасное время было! Только жаль, что наступила осень.  Осень (обиженно): А я чем хуже лета? Только осенью вы едите виноград, арбузы. Что ещё, ребята? Подскажите! (ответы детей) (слайд №9)  Осень: А сколько на улице красивых листьев, особенно желтых. Недаром меня называют «золотой» осенью. (слайд №10)  Баба-Яга: Ребята, какого цвета еще листья? Верно, не только желтые, ещё есть красные, багряные, даже фиолетовые. (слайд №11)  Вожатый. Правильно. С уменьшением светового дня хлорофилла становится всё меньше, и начинают проявляться другие красители, которые были в листьях.  Осень: Ну что, Баба-Яга, это ты раскрасила все эти листья?  Баба-Яга: Сдаюсь, сдаюсь, не красила я эти листья. Я пошутила.  Осень: Теперь вам понятно, ребята, почему листья такие разноцветные? А знаете ли вы, почему они ещё и падают? (ответы детей)(слайд №12)  Баба-Яга: Это я им приказываю, вот они и падают! «Швабра-дабра-кадабра! Листья, падайте!»    Ведущий: Опять Вы, Баба-Яга, шутите, ребят с толку сбиваете!  Баба-Яга: Всё-всё-всё, я больше не буду! А, правда, почему они падают?  Вожатый. Ребята, вам приходилось когда-либо срывать листья с деревьев летом? (Ответы ребят).  Баба-Яга: Ещё как приходилось! Вздумала я себе метёлку летом сделать, так все руки исцарапала, пока эти листья отдирала!  Осень: Вот именно! А Вы, Баба-Яга, метёлку делайте не летом, а осенью. Листья легко отрываются, не исцарапаете руки.  Баба-Яга: Ну, а почему же листья осенью легко отрываются? Никак не пойму! (слайд №13)  Вожатый. Осенью в том месте, где лист к дереву прикрепляется, пробковый слой образуется. Он как перегородка отделяет лист от дерева, и достаточно небольшого ветерка, чтобы листья стали падать.  Баба-Яга: И зачем это нужно, чтобы они упали? Осень, скажи – зачем?  Осень: А давай спросим у ребят, может они знают? (Ответы ребят).  Осень: Правильно. А ещё потому, что листья испаряют много влаги. Зима для деревьев не только холодное, но и сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от зимней засухи.  Вожатый. Кроме того, в листьях накапливаются вредные вещества. Теряя листья, дерево от них избавляется. Если дерево сбросило все листья, значит, оно хорошо подготовилось к зиме.    Осень: Молодцы, ребята! Но ведь я богата не только красками, дарами природы, но и играми! Давайте с вами поиграем!       |  
  |   3.   |    Актуализация опорных знаний    Цель, которая должна быть достигнута учениками:  - понимать практическую значимость изучаемого материала.      Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:  - провести коррекцию в осмыслении детьми изученного материала;      Задачи:  - понимать и выполнять учебную задачу самостоятельно;   - создать условия для развития логического мышления, сообразительности;  - обеспечить двигательную активность детей;  - развивать у детей коммуникативные навыки: умение работать в группе  - воспитывать самостоятельность        Методы организации – словесные, наглядные, ТСО;  Методы стимулирования – похвала;  Методы оценивания – баллы                  |    Осень и Баба-Яга набирают себе команды, раздавая листья (Осень) и мухоморы (Баба-Яга). Команды по 5 человек выходят вперед. Остальные дети становятся болельщиками. Выбирается жюри. Вожатый объявляет конкурсы и объясняет условия игры. Осень и Баба-Яга помогают вожатому проводить игровую программу, поддерживают игроков своей команды, «болеют» за неё.  1. «Поляна загадок». (слайд №14)  Вожатый. Ребята, смотрите, сколько красивых листьев вот на этой поляне. Выбирайте себе тот, который вам понравился. (дети выбирают) Смотрите, а листочки-то необычные, с обратной стороны каждого листа находится загадка.    Каждый участник игры выбирает себе 1 листочек и зачитывает свою загадку. Игроки другой команды дают правильный ответ. (За каждый правильный ответ – 1 балл).  1. Без пути и без дороги, ходит самый длинноногий,   В тучах прячется во мгле, только ноги на земле. (Дождь)   2. Тучи нагоняет, веет, задувает, по свету рыщет, поёт да свищет (Ветер)  3. Вслед за августом приходит, с листопадом хороводит,   И богат он урожаем, мы его, конечно, знаем. (Сентябрь)   4. Середина твоя, Осень, иногда на небе просинь,   Солнца луч уже не греет,асто дождик мелкий сеет. (Октябрь)  5. Кто тепло к нам не пускает, первым снегом нас пугает,   Кто зовет к нам холода, знаете? Конечно, да! (Ноябрь)   6. Холода их так пугают, е теплым странам улетают,   Расскажите без утайки, кто это собрался в стайки? (Птицы)    7. Весной веселит, летом, холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево).   8. Висит сито, не руками свито. (Паутина).  9. Я под шапкою цветной на ноге стою одной.   У меня свои повадки: я всегда играю в прятки. (Гриб)  10. Шевелились у цветка все четыре лепестка,   Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) (слайд №15)  Физкультминутка «Яблоко для ежат».  (слайд №16)  Вожатый. А сейчас мы с вами посоревнуемся в ловкости. Постройтесь в две линии. Задача такова: нужно без помощи рук передать от первого участника последнему яблоко, зажав его подбородком. Чья команда справится быстрее, та и победила.  2. «Осенние приметы».  (слайд №17)  Осень Ребята, а знаете ли вы приметы осени? На столах на листочках написаны незаконченные предложения о переменах в природе осенью. Нужно прочитать и правильно закончить предложения. Читать и отвечать может каждый член команды по очереди, а можно совещаться и давать ответы сообща всей командой. (За каждый правильный ответ – 1 балл).(слайд №18)    1 команда   Осенью перелетные птицы --------------------------------- . (улетают на юг)  Осенью насекомые ----------------------- . (прячутся в щели под корой)  Осенью зайцы ------------------- . (меняют цвет шубки с серого на белый)  Осенью деревья и кустарники ----------------------- . (теряют свою листву)  Осенью день становится --------------------------------------------- . (короче)    2 команда . (слайд №19)   Осенью зимующие птицы -------------------------- . (остаются на зимовку)  Осенью медведи ----------------------------------------- . (впадают в спячку)  Осенью солнце светит и греет ------------------------------------- . (меньше)    Осенью в садах и огородах --------------------------- . (собирают урожай)  Осенью ночь становится ------------------------------------------ . (длиннее)    Выступление членов жюри.       |  
  |   4.     |    Закрепление изученного материала    Цель, которая должна быть достигнута учениками:  -- обеспечить закрепление в памяти знаний и способов действий, которые необходимы при выполнении заданий.        Цель, которую вожатый хочет достичь на данном этапе:  - организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в измененных ситуациях.      Задачи:  - обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в игровых ситуациях;  - уметь анализировать объект, выделять его существенные признаки, сопоставлять различные факты, делать выводы;  - обеспечить двигательную активность детей      Методы организации – словесные, наглядные, игровые, практические, иллюстративные;  Методы стимулирования – похвала;  Методы оценивания – карточки, музыка, самооценка в ситуативной ситуации, баллы      |    3. «Плетень ». . (слайд №20)       В этот плетень вписаны названия овощей, растущих на огородах России. Часть букв в каждом названии закрыта. Названия овощей расположены горизонтально. Попробуйте их прочитать по открытым буквам.     Вожатый. Молодцы! Вы правильно и быстро написали все слова.  (Ответы: горох, томат, укроп, салат, тыква. Фасоль, шпинат, свекла, чеснок, огурец).  Вожатый. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дождик».   Играют в игру «Дождик». Ведущий произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют за ведущим движения. Когда он говорит 1 капелька — одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки — двумя пальцами, 3 капельки — тремя пальцами, сильный дождь — хлопают в ладоши, ливень — очень сильно хлопают.  4.«Собери пословицу».  (слайд №21)   Вожатый. Ребята,  об осени написано очень много стихотворений, песен, народ придумал много загадок, пословиц и поговорок. Осенний ветер разбросал слова знакомых вам пословиц. Давайте соберем их. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. (За правильность составления пословицы – 2 балла, за быстроту – 1 балл).   Весна красна цветами, а осень – пирогами.  Лето со снопами, а осень – с пирогами.    Вожатый. Вот какие вы молодцы. Каждая команда собрала все слова в пословицу. Какие красивые пословицы вы прочитали нам.     Все вы знаете, что за осенью придет зима. Все звери в лесу готовятся к зиме, давайте поможем белочке собрать орешки.  Физкультминутка «Помоги белке».  (слайд №22)   В зале на полу рассыпают шишки. Выходят по 2 игрока от каждой команды. Им завязывают глаза, и они начинают собирать шишки (пока играет музыка). Музыка прекращается, игрокам развязывают глаза. Их сменяет следующая пара. Количество шишек подсчитывается и суммируется. (Количество собранных шишек соответствует количеству набранных баллов).    Выступление членов жюри.  Вожатый. Ребята, сейчас мы с вами на некоторое время станем телеграфистами и поработаем в «Лесной типографии».  (слайд №23)   Обеим командам выдается одинаковый набор букв: ГРАЧ, СИНИЦА, ДЯТЕЛ, СОВА. Из них нужно составить названия птиц. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. (За каждый правильный ответ – 1 балл, за быстроту – 1 балл).        |  
  |   5.   |    Рефлексия  Цель:  – оказать помощь детям в осмыслении собственной деятельности и осознании личных достижений;  - организовать беседу с использованием вопросов, связанных с их эмоциональным состоянием       |    Жюри подсчитывает баллы.  Вожатый. Ребята. Наш конкурс подходит к концу, пока жюри подводит итог, давайте поиграем в игру  «Что растет на огороде?» Вежатый задает ребятам вопросы, а ребята отвечают на них словами «да» или «нет».   — Растет капуста в огороде? - Да! — Краснеет помидор всегда? - Да!   — А лук на грядке зеленеет? - Да! — Картошка в огороде зреет? - Да!   — И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка? - Нет!   — Есть в огороде перец сладкий? - Да! — И кабачок растет на грядке? - Да!   — Морковка выстроилась в ряд? - Да! — Растет на грядках шоколад? - Нет!   — Растут укроп, фасоль, горох? - Да! — Растет большой и злой бульдог? - Нет!  Жюри подводит итоги игры, объявляет результаты. Осень награждает игроков обеих команд грамотами. (слайд №23)     Осень: Молодцы, ребята! Порадовали меня! Хотела, уж, было попрощаться с вами, да вот что вспомнила. Осенью не только красиво бывает, но и холодно, сыро, дождливо. А знаете ли вы, как нужно защищаться от простуд и инфекций? (Ответы ребят).  Баба-Яга: А я знаю смешную зарядку для лица. Если её делать каждый день, тоже не заболеете! Повторяйте все за мной! (Массирует точки на лбу, у носа, тянет себя за уши, показывает язык, кривляется).  Вожатый.  Ребята, а ведь это на самом деле полезная зарядка! Вы делаете массаж активных точек и усиливаете защитные свойства своего организма!  Осень: Ну, ребята, мне пора! Много ещё работы по лесам, по полям! Спасибо вам за праздник! Желаю вам здоровья и успехов в учебе!    Баба-Яга: И мне пора! Желаю вам побольше двоек! Тьфу, пятерок! Весело у вас, ещё в гости приду!  Вожатый. Спасибо и вам за беседу, за игры, за подарки! До новых встреч!    Ребята, у вас на столах лежат кленовые листочки оранжевого и зеленого цвета. Если вам понравился наш праздник , если вы все сделали правильно – наклейте оранжевые листочки, ну если нет – тогда зеленые. Дети выбирают листочки, наклеивают.    Вожатый. Я очень рада, что мероприятие вам понравилось.  До свидания.     |